Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность нашей работы заключается в том, что до настоящего времени психолого-педагогическое сопровождение в отечественной психологии и педагогике рассматривалось как помощь для развития личности в процессе обучения, так и социально - психологическая помощь. На сегодняшний день данное определение пользуется высоким спросом в сфере образования, по проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации обучения. Появляется много исследований в данной области. Личностное самоопределение – очень важный процесс в подростковом возрасте, образовательная система сейчас поддерживает и развивает стремление подростков к саморазвитию.
Исследованиями в сфере психолого-педагогического сопровождения занимались такие авторы как: Е. М. Дубовская, Л. А. Петровская, Р. В. Овчарова, Э. М. Александровская, М. Р. Битянова. Изучением в сфере профессионального самоопределения занимались С. Н. Чистякова, С. В. Сальцева, К. К. Платонов.
Целью работы является: изучение готовности формирования подростков к саморазвитию и личностному самоопределению в рамках психолого-педагогического сопровождения.
В рамках изучения саморазвития и личностного самоопределения в нашей работе мы используем изучение профессионального самоопределения подростков, как частного случая, личностного самоопределения.
Объект исследования: личностное самоопределение старшеклассников. В работе нами будет рассмотрено профессиональное самоопределение, как неотъемлемая часть личностного самоопределения подростка.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников.
Гипотеза: профессиональное самоопределение старшеклассников будет успешным при условии специально разработанной психолого- педагогической программы сопровождения на основе занятий по самопознанию с учетом возрастных особенностей обучающихся
Задачами являются:
1. Определить сущность понятия «психолого – педагогического сопровождения», «личностного развития» и «профессионального самоопределения»;
2. Изучить психологические особенности старшеклассников;
3. Рассмотреть особенности профессионального самоопределения старшеклассников
4. Апробировать программу по сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников.
5. Провести эмпирическое исследование по профессиональному самоопределению подростков
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; А. Е. Голомшток «Карта интересов», программа сопровождения
Практическая значимость: составленная психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников будет полезной специалистам образовательных организаций, Центров профориентологии, родителям старшеклассников и всем заинтересованным лицам.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1.Теоретические основы исследования самоопределения личности
Практика отечественного образования свидетельствует о непрекращающемся интересе к проблеме самоопределения личности. Теоретический анализ существующих источников, изучение нормативной и правовой документации, связанной с модернизацией образования, доказывает дефицит специальных работ, посвященных вопросам теории и практики сопровождения самоопределения обучающихся
1.1.Сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
Педагогическое понимание научных работ по проблеме психолого-педагогического сопровождения привело к поиску новых направлений построения эффективной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся на этапе самоопределния подростков.
Современные ориентации и ценности образования приводят к новому осмыслению идеи психолого- педагогического сопровождения как категории педагогической науки.
Психологически обоснованное педагогическое сопровождение – это целая система деятельности профессионала - педагога, направленная на оптимизацию индивидуального развития ребенка при его взаимодействии с окружающим миром, оказания ему психологической помощи по развитию собственных сил для преодоления возникающих на его пути трудностей и препятствий различного характера, то есть успешного освоения образовательных и бытовых ситуаций в ходе процессов обучения, воспитания и социализации.
Сопровождающий, прежде всего, максимально мобилизует внутренние резервы того, кого сопровождает, чтобы тот сам справился со своими трудностями [12].
Психолого-педагогическое сопровождение – это следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Данный процесс опирается на те личностные достижения, которые реально присутствуют у ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение находиться в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Педагог занимается ни тем, что считает для себя важным или «положено» с точки зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному обучающемуся.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание условий для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым из них личностно значимых жизненных выборов. Психолого-педагогическое сопровождение преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы образовательного и воспитательного взаимодействия.
Зачастую в ходе раскрытия сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в качестве основных применяются понятия «взаимодействие», «сотрудничество», «создание благоприятных условий», «помощь», «поддержка».
А.А. Аркадьев утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение может быть рассмотрено в следующих аспектах:
- в качестве профессиональной - деятельность педагога-психолога, который оказывает помощь и поддержку в процессе индивидуального образования ребенка;
- в качестве процесса взаимодействия двух субъектов в трудной жизненной ситуации или в ситуации выбора;
- в качестве комплекса целенаправленных последовательных психолого-педагогических действий, которые помогают обучающемуся в осуществлении самостоятельного выбора;
- в качестве взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого;
- в качестве технологии, которая включает ряд последовательных этапов педагогической деятельности с целью обеспечения достижений учащимися;
- в качестве системы, в которой все элементы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными [22].
В настоящее время достаточно широко термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется в образовательной среде. В педагогике сопровождение понимается как «деятельность, которая обеспечивает создание условий для принятия оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора» [5].
Главными задачами психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, по мнению С.В. Калининой, являются обучение самостоятельному преодолению трудностей на жизненном пути, ответственному отношению к своему становлению как личности, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Результатом педагогического сопровождения должно стать профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация его профессионально-личностного потенциала.
Таким образом, под психолого–педагогическим сопровождением понимается целостный и непрерывный процесс изучения личности, закономерностей ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме, осуществляемый всеми субъектами образовательных отношений в ситуациях взаимодействия. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Самоопределившийся обучающийся - это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, намерения, жизненные планы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Барабанщиков, В. А. Психология человека в современном мире [Текст]/ В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
2. Баринова К. К. Психолого-педагогическое сопровождение безнадзорных обучающихся во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] /К. К. Баринова К.К, О. М. Мишагина // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2221/31094">www.scienceforum.ru/2017/2221/31094
3. Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности [Текст] / Г. В. Богданова // Журнал молодой ученый. — 2013.— №10. — С. 497-499.
4. Булатова М.А. Представления педагогов о современных подростках [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2360/29611">www.scienceforum.ru/2017/2360/29611
5. Галуцкая М.Ю. Особенности психологической готовности к личностному самоопределению в юношеском возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64912 (дата обращения: 02.02.2020)
6. Горлова Н. А. Современные дети и их возможности [Текст]. - 2009. - № 2. С 20- 26.
7. Горская, Н.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте/ Н. Е. Горская, Е. В, Глызина // Вестник иргту. – 2011. - №1 (48).
8. Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева // концепт.- 2015.- № 05 (май).
9. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития) [Электронный ресурс] // Психология развития. 2009. URL: http://ural- education.ru/wp-content/uploads/2018/04/Возрастная-психология.- Учебник.pdf
10. Камионская, Т. Б Психологические особенности подростка [Текст] / Т. Б. Камионская. М.: - 2010 г.
11. Кириленко И. Н. Прикладные аспекты реализации теоретических подходов организационной психологии в образовательной практике высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. № 2. URL: http://ppip.idnk.ru
12. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [Текст]/ Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова , А. Э. Сенцов А. Э, Павловская Е. В. // Молодой ученый. — 2015. — №11.
13. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2000.-153 с.
14. Корякина, И. В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И. В. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 40-43.
15. Максимова, Т. В. Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности [Текст] / Т. В. Максимова // Педпортал. – 2015.
16. Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе / Т. А. Миронова // Молодой ученый. — 2015.— №4. — С. 659-662.
17. Пилецкая Л. С. Психологические особенности развития профессиональной мобильности личности / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 798-801.
18. Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. - Москва , 2014 г.
19. Романцова Е.Б. Психология развития: учебное пособие / Е. Б. Романцова. - Благовещенск, 2014. – 66 с.
20. Ронжина, Н. В. Роль профессиональной педагогики в развитии допрофессионального образовани / Н. В. Ронжина // Вестник ЧГПУ – 2013. - № 7.
21. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.- практ. Конф.-№ 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». –2016. –№ 1(38). URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf.
22. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
23. Сластёнин, В. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Уч. Завед. / В. А. Сластёнин, И. А. Колесникова; – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 288
24. Суслова В. В. Психолого-педагогической сопровождение в формировании профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2014. URL:http://www.scienceforum.ru/2014/671/4442">www.scienceforum.ru/2014/6
25. Фоменко, Н. В., Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н. В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.- 2014. - № 2.
26. Хилько М. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / М. Хилько, М. Ткачева. Изд-во Юрайт, 2010.
27. Чирина, О. В. Особенности развития логического мышления учащихся 5-6 классов / О. В. Чирина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10.
28. Чугунова, К. А. Познавательный интерес в подростковом возрасте / К. А. Чугунова, Е. В. Якунина Е. В// Журнал Молодой ученый. — 2016. —№28.