Фрагмент для ознакомления
2
Принцип наглядности обеспечивается за счёт того, что преподаватель демонстрирует учащимся отдельные упражнения. Особое внимание уделяется демонстрации техники выполнения отдельных элементов. Необходимо стремиться к как можно более совершенному исполнению упражнений и техник. При этом, в первую очередь, необходимо определить конкретную педагогическую задачу, которая решается посредством применения наглядных методов. Необходимо организовать восприятие движений, задействовав при этом не только зрительный анализатор, но и другие органы чувств. При применении различных средств наглядности, необходимо учитывать зрительные возможности детей, степень утраты зрения. Также важно учитывать предыдущий двигательный опыт детей, степень владения определенными физическими упражнениями. При выполнении упражнения необходимо соблюдать непосредственную и опосредованную демонстрацию. Демонстрация должна выступать также и как средство исправления двигательных ошибок у детей [13].
Принцип систематичности занятия по физическому развитию подразумевает, что занятия должны проводиться систематически. Ребёнок должен последовательно и систематично осваивать навыки, способствующие физическому развитию. Также в процессе занятий дети с нарушениями зрения должны получать оптимальную функциональную подготовку, направленную на обучение и воспитание физических качеств и двигательных навыков. Обучение должно базироваться на системе определенных педагогических принципов [14].
Принцип прочности подразумевает, что механизм должен прочно усвоиться учащимися. Не стоит переходить к изучению нового упражнения до тех пор, пока старое не будет в полной мере освоено. В занятие необходимо включать на определённое количество упражнений, которые были изучены ранее. Их необходимо сочетать с новыми, разучиваемыми упражнениями в различных вариантах и последовательностях. В процессе занятий необходимо стремиться к постоянному повышению интенсивности и длительности выполнения освоенных упражнений. Необходимо систематически вести учет физической подготовленности, оценивать различные достижения детей, производить контроль знаний и навыков, периодически устраивать соревнования и показательные выступления [15].
Основным средством физического развития детей с нарушениями зрения является адаптивная физическая культура. К общим задачам адаптивного физического воспитания относятся [17]:
· воспитание гармонически развитого ребенка;
· укрепление здоровья;
· воспитание волевых качеств;
· обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;
· развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.
К специальным (корреционным) задачам относятся [18]:
· охрана и развитие остаточного зрения;
· развитие навыков пространственной ориентировки;
· развитие и использование сохранных анализаторов;
· развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;
· укрепление мышечной системы глаза;
· коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;
· коррекция скованности и ограниченности движений;
· коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;
· активизация функций сердечно-сосудистой системы;
· улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
Таким образом, физическое воспитание детей с нарушениями зрения имеет общие и специальные (коррекционные) задачи.
Глава 2. Клинико-педагогические основы организации физического воспитания для детей с нарушениями зрения
2.1. Особенности организации педагогического процесса для детей с нарушениями зрения
Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими нарушениями зрения, весьма актуальна, поскольку она обеспечивает социализацию и полноценное развитие ребенка.
В большинстве случаев, коррекционно-развивающая работа организовывается с использованием игровых технологий, организации свободного общения. Учитываются результаты диагностики. В планирование должна быть включена работа психолога. Должны быть даны рекомендации педагогам, воспитателям, родителям.
В основном применяются игровые технологии. Это связано с тем, что у ребенка игра является основным, ведущим видом деятельности. При этом игра позволяет максимально активировать познавательную деятельность, повышает познавательную активность. Применяются игровые технологии, которые способствуют расслаблению, развитию, постановке звуков, адаптации к обществу [22].
В основу работы с детьми положены игровые технологии. Это объясняется тем, что игра – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Игра может быть охарактеризована как основной вид деятельности, поскольку при помощи игры происходит формирование и становление личности школьника. При помощи игры реализуются все основные потребности и навыки детей, происходит взаимодействие с миром взрослых, окружающим миром.
Занятие для детей с нарушениями зрения имеет свою специфику. В частности, отличается продолжительность занятия. С детьми с нарушениями зрения занимаются примерно 20-30 минут. Затем нужно сменять вид деятельности, поскольку наступает пресыщение и запредельное торможение в коре головного мозга. Важно правильно и равномерно распределить нагрузку. При этом необходимо соблюдать основные принципы работы – последовательность, постепенность. Важно обеспечить последовательный переход от простых приемов и упражнений к более сложным. При этом должны соблюдаться и другие принципы: доступность информации, ее адекватность и соответствие возрасту и уровню развития ребенка, степени патологии [21].
Важно чередовать различные виды деятельности, равномерно распределять нагрузку в течении занятия. Применяют различные способы подачи информации. Чаще всего умственную деятельность чередуют с подвижными играми и физическими упражнениями. В том случае, если нагрузка оказывается слишком большой для ребенка, и по каким-то причинам он не справляется, проводится индивидуальная работа. В ходе работы детей с нарушениями зрения их обязательно нужно поощрять. Особенно значимо для них словесное поощрение [25].
Также важно постоянно стимулировать интерес и стремление к познанию у детей с нарушениями зрения. В ходе реализации непосредственно учебного и коррекционного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять приемы моделирования с целью повышения запоминаемости, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий. Педагогу рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио – визуальных средств [23].
Помимо того, обязательным является включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов Р.А. Программа по физической культуре в школе. -Казань: Просвещение, 2013. - 98с.
2. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. - М: Физкультура и спорт, 2015. - 72 с.
3. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л.И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры / Под ред. В. К. Бальсевич. – М.: Новое время. – 2015. - №4. – 198 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2015. – 203 с.
5. Вискне З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков. - Рига, 2015. - 83 с.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2013. – 320 с.
7. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры / М. В. Выдрин. –М.: Новое время. – 2013. – №5. – 139 с.
8. Гусева М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2016. –290 с.
9. Калинкин А.А. Развивая двигательные качества // Физкультура в школе. –2014. - №6. -С.16 –18.
10. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2015. - 212 с.
11. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для образовательных заведений физической культуры, -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф Лесгафта, 2014. - 324 с.
12. Ланская О.В. Психофизиологическая оценка эффективности методики корригирующей гимнастики для глаз при миопии // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – Т.3. - №56. - С. 16-33.
13. Ливадо Е.И. Лечебная физкультура в комплексном лечении миопии у детей: автореф. дис. канд. наук / Ливадо Е. И.; Московский гос. ун-т. -Москва 2016. -50 с.
14. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2016. - 271 с.
15. Лях В. П., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 2013. -321 с.
16. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №1. - С.17-20.
17. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. М.: Просвещение, 2016. - Ч.1. - 568 с.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитании. - М: Физкультура и спорт, 2016. - С. 348 -356.
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 2015. -430 с.
20. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. –М.: Просвещение, 2014. –222 с.
21. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. -М.: РАОИКП, 2015. -210 с.
22. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2013. – 112 с.
23. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. –СПб.: РЕЧЬ, 2017. – 99 с.
24. Солнцева Л.И. Особенности игровой деятельности слепых дошкольников // Дефектология, 2014. – №6. – С. 66.
25. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. М.: ООО ИПТК «Логос» ВОС, 2014. –446 с.