Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные психологические и педагогические исследования констатируют тот факт, что в настоящее время многочисленные биогенные, социогенные и психогенные факторы приводят к росту числа детей с различными отклонениями в поведении и развитии.
Одними из нарушений развития детей дошкольного возраста выступают нарушения речевого развития. В свою очередь, наиболее распространенными патологиями речи являются нарушение фонетической стороны речи. При этом не меньшую роль, чем безошибочное звукопроизношение, для грамотной устной речи играет красивый голос, свободное использование дыхания, богатство и разнообразие интонации. Однако, по данным Е. В. Лавровой, В. И. Филимоновой, Г. В. Чиркиной, у детей с речевыми патологиями высок процент голосовых нарушений, которые варьируются от незначительного акустического своеобразия до сложных голосовых расстройств. Нарушения голоса у детей с дизартрией приводит к обеднению интонационных характеристик речи, что, в свою очередь, обеспечивает нарушения смысловой и эмоциональной стороны детского высказывания.
Вместе с тем, специфика голосовой функции при речевых нарушениях, а также направления логопедической работы по преодолению нарушений голоса изучена в научно-методической литературе недостаточно. Этот факт не позволяет направленно ориентировать логопедов на диагностику голоса, его постановку у дошкольников с нарушением речи. Недостаточная изученность и проработка проблемы обусловила ее актуальность.
Цель: изучение нарушений голоса при речевых дефектах у дошкольников и содержания коррекционной работы по его постановке.
Объект курсового исследования – особенности голоса у дошкольников с нарушением речи.
Предмет курсового исследования – содержание и приемы коррекционной работы по постановке голоса у дошкольников с нарушением речи.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть просодическую сторону речи в онтогенезе речевого развития.
2. Изучить нарушения голоса в структуре речевого дефекта и пути их устранения.
3. Выполнить диагностику голоса у дошкольников с нарушением речи.
4. Представить направления логопедической работы по постановке голоса у дошкольников при дизартрии.
В соответствии с намеченной целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- количественный, качественный анализ.
Теоретико-методологической основой исследования служат основные положения и позиции исследователей, представленные в общей и специальной педагогике, такие как:
1) исследования просодической стороны речи и ее своеобразия у детей дошкольного возраста с дизартрией Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, И. Б. Карелиной, Л. В. Лопатиной др.
2) изучение нарушения голоса у детей и их особенности Т. Н. Воронцовой, И. И. Ермаковой, М. В. Ипполитовой, Т. В. Колпак, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой и др.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и описании содержания логопедической работы по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии, а также в описании направлений логопедической работы по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии. Этот материал может быть использован следующими категориями лиц:
- логопедами, занимающимися с детьми с дизартрией, с целью оптимизации своей деятельности в отношении коррекции нарушений голоса у воспитанников;
- молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических и методических данных;
- студентами, обучающимися по направлению «Логопедия», с целью подготовки к практическим и семинарским занятиям по теме.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №100» города Томска.
Категория детей: 9 старших дошкольников в возрасте 5,5-6 лет (воспитанники старшей группы). Всем испытуемым детям выдано логопедическое заключение ПМПК о наличии стертой дизартрии.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (25 источников).
Во введении говорится об актуальности темы исследования, уточнены объект, предмет, цель, задачи исследования, приведена практическая значимость работы.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической и специальной литературы по вопросам коррекционной работы по постановке голоса у дошкольников с нарушениями речи.
Во второй главе представлен опыт коррекционной работы по постановке голоса у дошкольников с нарушением речи.
В заключении приведены выводы исследования настоящей курсовой работы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА У ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе речевого развития
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Жинкина Н. И., является наивысшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи [7, с. 201].
Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.
Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр («цвет голоса»). Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.
Темп речи – скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения. Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи – ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.
Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 2011. – 160 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : развитие диалогического общения : 3-7 лет / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 126 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ, 2008. – 320 с.
4. Бавыкина, Г. Н. Речевое развитие дошкольников / Г. Н. Бавыкина, М. М. Тулейкина. – Комсомольск-на-Амуре, 2016. – 160 с.
5. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности : в 2 т. / В. М. Бехтерев. – СПб. : Алетейя, 2019. – 2 т.
6. Гиляровский, В. А. Избранные труды / В. А. Гиляровский, Г. К. Ушаков. – М. : Медицина, 2013. – 328 с.
7. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С. 199–206.
8. Колпак, Т. В. Нарушения голоса в структуре речевого дефекта : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Т. В. Колпак ; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 1999. – 16 с.
9. Кузнецова, Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М. : СФЕРА, 2017. – 96 с.
10. Кузьмин, Ю. М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений / Ю. М. Кузьмин // Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. – М., 2019. – С. 5–24.
11. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса / Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская. – М. : Академия, 2016. – 127 с.
12. Мошенко, З. С. О ритме прозы / З. С. Мошенко // Сборник научный трудов Моск. гос. пед. ин-та. – М., 2010. – Вып. 52. – С. 256.
13. Общение. Текст. Высказывание / ред. Н. В. Уфимцева. – М. : Институт языкознания, 2011. – 192 с.
14. Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей / О. С. Орлова. – М. : АСТ : Астрель, 2015. – 124 с.
15. Пешковский, А. М. Научные достижение русской учебной литературы в области общих вопросов синтаксиса / А. М. Пешковский. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 25 с.
16. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 2019. – 310 с.
17. Радциг, Е. Ю. Нарушение голоса у детей на разных стадиях речевого развития / Е. Ю. Радциг, Я. Е. Булынко, О. С. Орлова // Педиатрия. – 2018. – Т. 97. – № 2. – С. 109–112.
18. Романова, Д. С. Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией / Д. С. Романова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 73.
19. Светозарова, Н. Д. Некоторые проблемы терминологических соответствий в области просодики и интонации / Н. Д. Светозарова // Языкознание в теории и эксперименте : сборник научных трудов. – М. : Пробел-2000, 2012. – С. 500–508.
20. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2018. – 256 с.
21. Филимонова, В. И. Состояние голоса дошкольников с речевой патологией : автореферат дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.03 / В. И. Филимонова ; Моск. пед. ин-т. – М., 1990. – 16 с.
22. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2010. – 80 с.
23. Хватцев М. Е. Логопедия : в 2 кн. / М. Е. Хватцев. – М. : Владос-Пресс : КДУ, 2013. – 2 кн.
24. Черемисина, Н. В. Русская интонация : поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. – М. : Русский язык, 2019. – 240 с.
25. Шадрина, Л. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л. Г. Шадрина, Е. П. Фомина // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 36–47.