Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой активности, хотя оценка состояния дел в сфере труда - необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики. Кризис сферы труда привел к деформированному поведению персонала в сфере услуг общественного питания. Работники могут способствовать росту эффективности услуг общественного питания, могут относиться безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором работают, а могут противодействовать нововведениям, если они нарушают привычный для них ритм работы.
Обязанностью любого предприятия является создание нормаль¬ных условий работы и действенных мотивов, обеспечивающих стремление работников к повышению результатов своей деятельно¬сти. Для усиления такой мотивации необходимо обеспечить непо¬средственную связь между оплатой труда и его результатами.
Управление предприятием рассматривается как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управленческие функции должны охватывать все сферы деятельности предприятия, в том числе и оплату труда. В этой связи необходимо рассмотреть некоторые проблемы, связанные с реализацией на российских предприятиях функции планирования и контроля заработной платы. Планирование средств на оплату труда персонала предприятия не может быть просто расчетной процедурой, как это было и продолжает происходить в настоящее время на большинстве отечественных предприятий. Оно должно опираться на общую стратегию развития предприятия, его кадровую политику, а также на концепцию затрат на прирост прибыли. Таким образом, актуальность темы не вызывает сомнений.
Целью курсовой работы является разработка мероприятия направленные на совершенствование системы мотивации и оплаты труда персонала в транснациональной корпорации ООО «KFC».
В соответствии с целью основными задачами, поставленными в работе, являются:
- раскрыть сущность и роль мотивации,
- провести анализ мотивации на исследуемом субъекте хозяйствования,
- провести анализ систем управления персоналом,
- провести диагностику организационных проблем, связанных с системой мотивации и стимулирования работы персонала;
- разработать и обосновать способы решения выявленных проблем.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг вопросов и логическую схему ее построения.
Объектом, рассматриваемым в работе, является фирма ООО «KFC» - сеть ресторанов быстрого питания.
Предметом исследования в курсовой работе являются организационные процессы деятельности предприятия и система мотивации и стимулирования работы персонала в ООО «KFC».
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Были использованы следующие методы исследования: анализ нормативных актов и специализированной учебной литературы, сравнительный анализ, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, статистическая обработка данных и анализ результатов.
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Мотивация и ее значение в развитии российских предприятий
Человек является не просто отдельным фактором производства [2, c.133]. Он является включенным, как объективно необходимый элемент в производительные силы. Только через участие в производстве он приобретает свои основные жизненные средства. Получая их, люди присоединяются к какой-либо отрасли производства, приобретают навыки, свойственные именно этому виду общественного труда, получают те доходы, которые им позволяет получать именно данная отрасль производства. Естественно, что воспроизводя себя в таком производственно – конкретном виде, приспосабливаясь к условиям конкретной отрасли, люди формируют и свои собственные интересы.
Главное заключается в том, что, будучи включенным в продуктивные силы, человек следует всем изменениям их структуры, даже стагнационным [27]. И в этом случае поведение, даже если оно приводит лишь к народнохозяйственным убыткам, той или иной группой субъектов воспринимается как рациональное, если это приносит членам этой группы доход больший, чем другие виды деятельности. Отсюда и возникает вопрос о том, чем и в какую сторону направляется вектор деятельности подавляющей части субъектов хозяйствования в период трансформации. Переходные экономики характеризуются разновременным и разно скоростным формированием атрибутов смешанной рыночной экономики, например, право частной собственности на средства производства уже существует, а реального рынка еще нет. Поэтому и возникла проблема мотивации хозяйственных субъектов, направленности их мотивов на рыночное или нерыночное поведение.
В эпоху тотального потребления единственным видом мотивации труда на предприятии является материальное стимулирование труда персонала [3, c.45].
Эффективное управление персоналом зависит от стимулирования профессиональной деятельности, на первом месте стоит материальная мотивация труда [26, c.4].
Мотивация труда персонала является основной функцией менеджмента в системе управления персоналом организации.
Термин «мотивация» происходят от латинского «moveo», что значит «двигаю», и впервые был использован в работе «Четыре принципа достаточной причины» автором А. Шопенгауэром [5, c.4].
М.И. Магура в работе «Секреты мотивации» представлена дефиниция «мотивация» в двух аспектах: «как систему внешних воздействий, призванных побуждать человека к работе с высокой отдачей, и как внутренние побуждения, исходящие от самого человека, как желание, стремление работать с высокой отдачей, заинтересованность в результатах своего труда» [13, c.2].
Известный психолог Е.П. Ильин в работе «Мотивация и мотивы» определил характерную черту мотивации к профессиональной деятельности: «чем больше удовлетворены люди своей работой, тем больше они будут побуждаться к ее выполнению, и чем больше награждать их, тем усерднее они будут работать» [8, c.3].
Мотивация труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работника за счет внутренних побуждений [24, c.31]. Материальное и нематериальное стимулирование активирует социально-психологическое поведение персонала побуждением извне к действию.
Теория мотивации основана на теориях следующих авторов [7, c.88]:
− «Фредриха Тейлора» – моделирование стимулирования персонала основано на их инстинктах и желаниях удовлетворить физиологические потребности отдельных групп,
− «Абрахама Маслоу» – мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, основана на классификации неосязаемых целей и потребностей человека, которые не подчинены взаимоисключаемости,
− «Клейтона Альдерфера» – потребности людей могут быть систематизированы в отдельные группы, каждая из которых может быть активна в любой момент времени,
− «Фредерика Герцберга» – необходимо «опираться на внешние и внутренние методы роста производительности на предприятии. Внешние методы предполагают создание благоприятных условий труда, а внутренние – получение удовлетворенности от работы» на предприятии,
− «Дэвида Макклелладна» – «отношения строятся не по принципу «начальство и подчинённый», а по принципу «учитель и целеустремлённый ученик»», основанных на стремлении к «высоким достижениям должен представлять собой становление самостоятельной и целеустремлённой личности, которая готова к предпринимательской деятельности в любой сфере и настроена на получение высоких результатов».
Следовательно, для существования любой компании необходим в первую очередь персонал, составляющий ее кадровый ресурс [23, c.19]. Однако, для того, чтобы такая компания просуществовала на рынке длительное время, приносила прибыль и, в целом, была конкурентоспособной, первостепенная задача ее руководства состоит в максимальной реализации потенциала каждого отдельно взятого сотрудника. Так, вся деятельность предприятия складывается из совершаемых поступков и принимаемых решений сотрудника, обусловленных конкретными мотивами. Соответственно, в целях повышения результативности таких поступков и решений требуется их изучение, оценка и управление. В этом и проявляется основное назначение мотивации, являющейся основным причинным фактором поведения. Таким образом, проанализировав, что движет конкретным работником, можно разработать действенную систему методов управления всей организацией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федер. Закон от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 г.) : принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
2. Александров Д.В. Методические подходы к оценке персонала в промышленности // Экономика в промышленности. 2017. Том 10. № 2. С. 133- 138.
3. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. — М.: Проспект, 2015. — 688 с.
4. Данилюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб. пособие / А.А. Данилюк. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017. — 304 с.
5. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. — М.: ИНФРА, 2018. — 463 с.
6. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 352 с
7. Егоршин А. П. Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 350 с.
8. Занюк С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – М.: Эльга - Н: Ника-Центр, 2019. – 352 с.
9. Исламова Л.Р. Особенности подготовки квалифицированных кадров в условиях функционирования многоуровневой системы высшего образования / Л.Р. Исламова, Ф.Н. Мухаметгалиев, Э.Р. Садриева // Современные тенденции формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса: в условиях научно-технологических вызовов и устойчивого развития сельских территорий Материалы I Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 132-137
10. Кузнецова С.А., Долинская В.А., Пономарева А.С. Мотивация и стимулирование персонала к эффективному труду // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 101.
11. Кушнарева И.В., Бугаева М.В. Повышение эффективности управления персоналом с применением современных методов мотивации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2. С. 100-107.
12. Каплюк П.В., Мельничук А.В. Подходы к стимулированию персонала // Новое поколение. 2017. № 11. С. 34-40.
13. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2015. – 63 с.
14. Литвиненко Д. Мотивация персонала как фактор повышения его трудовой деятельности / Д. Литвиненко, В. Струнина // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 353-355.
15. Ляшок В. Заработная плата: отраслевые различия // Экономическое развитие России. –- 2017. – Т.24, N 12. – С.99-103.
16. Литвинюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учеб. пособие / А.А. Литвинюк., С.Ж. Гончарова, В.В. Данилочкина. — М.: Юрайт, 2018. — 398 с.
17. Малин Д.В., Яковлева Л.А. Сравнительный анализ систем мотивации управленческого и производственного персонала // Функциональные составляющие современной концепции менеджмента: вопросы теории и практики. 2018. С. 50-56.
18. Мандражи З.Р. Основные направления совершенствования системы нематериального стимулирования персонала / З.Р. Мандражи, З.С. Асанова // Таврический научный обозреватель. – 2018. - № 2 (7). – С. 26-30.
19. Мухаметгалиев Ф.Н. Методологические особенности планирования развития предприятий малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве / Ф.Н. Мухаметгалиев, Л.В. Михайлова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. –2019 г.. № 7-4 (54). –С. 100-103.
20. Першина Е.Г., Масленников П.В., Подзорова Г.А. Использование геймификации в управлении персоналом на предприятии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 2 (96). С. 10-15.
21. Садриева И.И. Управление организационной культурой / Л.Ф. Ситдикова, И.И. Садриева // Вектор экономики. – 2018. – № 5 (23). – С. 112-118.
22. Секреты мотивации или мотивация без секретов / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: Управление персоналом, 2016.– 656 с.
23. Cыров В.Д. Мотивационные основы формирования производственного персонала // Наука без границ. 2018. № 6 (23). С. 15-20.
24. Хоуден Дж. Искусство вовлечения: как максимально полно раскрыть потенциал своих сотрудников / Дж. Хоуден. — М.: Эксмо, 2018. — 304 с.
25. Халиуллина Г.И. Формирование человеческого капитала на современном этапе / Л.Ф. Ситдикова, Г.И. Халиуллина // Вектор экономики. – 2019. – № 1 (31). – С. 113.
26. Чекмарев О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие / О.П. Чекмарев. — СПб:СПбГАУ, 2017. — 59 с.
27. Исследование мотивации и удовлетворенности работой профессионалов в России // HAYS motivation & job. 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://cloud.mail.ru/public/CDts/EVqf5iPzH (Дата обращения 30.06.2020)