Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Прошедшее столетие было периодом становления крупных городов. Тенденции развития мегаполисов, заложенные в прошлом веке, вероятно, сохранятся и в ближайшие 20 лет. Прогнозы показывают, что к 2025 году около 100 городов мира будут иметь население более 10 миллионов человек, то есть около 5 миллиардов человек будут жить в мегаполисах. Кроме того, современный период урбанизации характеризуется увеличением числа крупных городов с населением более 1 млн человек.
Таким образом, все большая часть мирового населения концентрируется для жизни в условиях, наиболее трансформированных антропогенной деятельностью природы. Ученые, представители мирового сообщества и международных организаций обращают внимание на то, что потенциал экстенсивного развития крупных городов практически исчерпан. Они теряют свою роль генераторов социального прогресса: они формируют качественно новые проблемы, представляющие угрозу для жизни человека. Управление мегаполисом или крупным городом становится все более сложным и менее надежным, а решение острых проблем городского хозяйства традиционными методами управления все чаще не дает удовлетворительных результатов.
Таким образом, на первый план выходит проблема разработки и реализации управленческих решений по обеспечению нормальной жизнедеятельности человека в современных городах, а также разработка антикризисных стратегий их развития.
Цель работы: провести сравнительный анализ различий в привлекательности городской среды крупнейших городов России
Задачи:
1. Охарактеризовать основные проблемы городской среды крупнейших городов
2. Определить особенности оценки городской среды крупнейших городов РФ.
3. Провести сравнительный анализ городской среды крупнейших городов РФ.
Объект исследования – городская среда
Предмет исследования – региональные различия привлекательности городской среды.
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования городсой среды крупных городов России
1.1. Основные проблемы городской среды крупных городов
Расмотрим, какие проблемы, препятствующие комфортной жизни населения, имеются в крупных городах РФ на современном этапе.
Над большими городами, как правило, атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% загазованности приходится на автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению количества осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра [4].
При низкой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы 250-400 м, а температурные контрасты могут достигать 5-6 ° С. Они связаны с температурными инверсиями, приводящими к повышенному загрязнению, туману и смогу.
Города потребляют в 10 и более раз больше воды на человека, чем сельские районы, и загрязнение воды достигает катастрофических масштабов. Объем сточных вод достигает 1 м2 в сутки на одного человека. Поэтому почти все крупные города испытывают нехватку водных ресурсов, и многие из них получают воду из отдаленных источников.
Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывной откачки скважинами и колодцами, а также загрязнены на значительную глубину.
Почвенный покров городских территорий также претерпевает радикальные изменения. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически разрушен, а в зонах отдыха-парках, скверах, дворах-сильно разрушен, загрязнен бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащен тяжелыми металлами, нагота почвы способствует водной и ветровой эрозии [7].
Растительный покров городов обычно почти полностью представлен культурными насаждениями – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений в городах происходит в искусственных условиях, постоянно поддерживаемых человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения.
Таким образом, проблемы антропогенной среды в городах связаны с ее негативным воздействием на здоровье человека вследствие чрезмерной концентрации населения, транспорта и промышленных предприятий на относительно небольших территориях, с формированием антропогенных ландшафтов, весьма далеких от состояния экологического равновесия.
Следовательно, поддержание благоприятной среды обитания по качеству окружающей среды является одной из наиболее острых экономических, научно-технических и социальных проблем современного человека, особенно в условиях стремительного роста антропогенной нагрузки, связанной с укрупнением городов.
Ни одна современная проблема, связанная с предотвращением экономических и экологических кризисов и борьбой с их последствиями, не может быть решена в рамках отдельных регионов и городов, даже таких крупных, как Москва. Возможности влияния на параметры и процессы решения этих проблем связаны с нарастающей тенденцией к увеличению масштабов кризисов и необходимостью активизации государственного и глобального уровней управленческих воздействий. Другая тенденция связана с возрастающей ролью индивидуального уровня антикризисного управления и возрастающей важностью готовности лиц, принимающих решении [3].
В силу своего положения, научного, производственного и кадрового потенциала, а также опыта, накопленного в ходе масштабных социально-экономических преобразований, Москва призвана инициировать динамичную реализацию программ, направленных на достижение этих целей. Следовательно, в долгосрочной социально-экономической стратегии развития городского хозяйства Москвы все значимые составляющие, определяющие политику развития города, должны быть тесно взаимосвязаны в целях создания благоприятных условий для жизни. В нашем случае это касается в первую очередь тех, кто принимает управленческие и экономические решения по развитию городского хозяйства Москвы [2].
Понятно, почему экономическая теория не имеет ничего общего с естественным порядком всеобщей деятельности природы и не перебрасывает с ним никаких мостов взаимодействия. Такие предположения подтверждаются совместным анализом искусственного порядка человеческой деятельности и естественного порядка всеобщей деятельности окружающего нас природного мира. Несоответствия становятся очевидными при сопоставлении деятельности открытых и закрытых систем, обменных циклов и ассимиляционных мощностей, баланса рыночного спроса и предложения, состава валового внутреннего продукта, экстремальных и внутренних издержек, оценки ущерба при нарушении экологических параметров, регулирования охраны окружающей среды.
Научные исследования, проведенные с целью поиска механизмов защиты от техногенных и природных кризисов и катастроф, доказали необходимость экологизации экономики. Это требует изменений в отношениях между общественным производством и природой, а также в природе и культуре потребления. Необходимо создать экономическую науку, раскрывающую естественные взаимосвязи материального энергоинформационного обмена в экосистеме с участием человека и с учетом всех внешних условий, обеспечивающих этот обмен. Основной целью развития территории является повышение качества жизни населения и обеспечение комфортных условий проживания. Ни один менеджер не возьмется что-то делать, не измерив это [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Распоряжение правительства РФ от 23 марта 2019 г №и510 Об утверждении формирования индекса качества городской среды [Электронный ресурс] – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104984/
2. Арбузова, Т.А. Программно-проектный механизм реализации стратегии развития крупнейших городов РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 5-1 (63). С. 35-40.
3. Буфетова, А.Н. Социально-экономическое развитие городов России: основные тенденции и факторы // Мир экономики и управления. 2015. Т. 15. № 4. С. 124-138.
4. Волкова, Д.И. Мониторинг качества городской среды крупных городов Дальнего Востока // География, экология, туризм: научный поиск студентов и аспирантов. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 81-84.
5. Волкова, Н.Г. Специфика воздушных пространств больших городов // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования Российской академии архитектуры и строительных наук по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2018 году. Российская академия архитектуры и строительных наук. Москва, 2019. С. 138-148.
6. Лукина, В.Л. Эффективность – основа оценки деятельности хозяйствующего субъекта // Актуальные вопросы развития экономики. Материалы Международной научно-практической конференции. Редакторы: В.В. Карпов, А.И. Ковалев. 2014. С. 305-310.
7. Татаркин, А.И. промышленность индустриального региона: потенциал, приоритеты и динамика экономико-технологического развития. – Екатеринбург, 2014. – 224 с.
8. Якишин, Ю.В. Управление структурой экономики региона: теоретические положения и практические рекомендации. – С-Пб, 2019 – 177 с.