Фрагмент для ознакомления
2
аффективных вспышек, эмоции умеренные, не конфликтуют по незначительным поводам. Относительно устойчивый эмоциональный фон дошкольника определяет динамика представлений ребенка. В сравнении с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем возрасте, динамика образных представлений – более свободная и мягкая. Прежде течение эмоциональной жизни ребенка влекли особенности той конкретной ситуации, в которую он был вовлечен. Уверенно он действует с игрушками или у него ничего не получается, владеет он привлекательным предметом или не может его получить, содействует ему взрослый или нет. Теперь проявление представлений предоставляет возможность ребенку абстрагироваться от естественной ситуации, у него появляются переживания, с ней не связанные. Затруднения воспринимаются не так остро и утрачивают свою прежнюю важность [12].
Таким образом, на протяжении дошкольного периода, у ребенка появляются более сложные чувства. Они порождаемые тем, на сколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют выполненные им действия для других людей, и в какой мере исполняются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения
Глава 2.Анализ эмоционального состояния дошкольников в условиях госпитализации
2.1.Специфика эмоционального состояния в условиях госпитализации
Детский возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В период развития вырабатываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений и навыков; становления "Я", обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, в этот период происходит потеря детского мироощущения, а также появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.
Одним из способов снизить уровень тревожности является активное использование механизмов психологической защиты, которые Анна Фрейд перечислила в своих работах. К ним относятся такие способы, как: замещение, вытеснение, проекция и т. д. [12]. Эти бессознательные процессы очень полезная и позитивная вещь, они помогают нам оправиться от стресса. Как утверждает в своей работе И. Бонивелл, все виды психологической защиты обычно развиваются и становятся более эффективными с течением времени. Чем больше мы их используем, тем выше будет наша способность к адаптации и устойчивость к стрессовым ситуациям.
Адаптивные защитные механизмы, и конструктивные стратегии преодоления очень помогают нам в жизни. Четкой границы между ними нет, но и некоторые совпадения можно обнаружить, если есть осознание своих защитных механизмов, они автоматически превращаются в сознательные поведенческие стратегии. Однако необходимо разграничивать совладающее поведение и способы психологической защиты.
Совладающее поведение (копинг-поведение) – это поведение, нацеленное на преодоление стресогенной ситуации или фрустрации способом сознательного планирования собственных действий, социально приемлемыми методами [10].
Понятие «копинг» появилось в науке благодаря исследованиям Р.Лазаруса, С.Фолкмана. Они определяют его как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности». Когда возникает стресс, все мы используем разные способы, чтобы справиться с тяжелой или сложной ситуацией. Конкретные стратегии были объединены учеными в три большие группы: преодоление проблемы, преодоление эмоций и преодоление через уклонение, каждая из которых может быть, как конструктивной, так и неконструктивной.
В отечественной психологии проблема «копинга» или совладающего поведения стала рассматриваться такими учеными, как: И.М. Никольская, Л.И. Анцыферова, Р.М. Грановская, С.К. Нартова-Бочавер, Т.Л. Крюкова и др. Одними из первых, кто обратился к научному изучению феномена совладания, были И.М. Никольская, Р.М. Грановская.
С их точки зрения, совладающее поведение – это «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [6], которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Современный отечественный ученый С.К. Нартова-Бочавер, понимает совладание как «…индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [5].
С точки зрения Е.А. Белан, совладающее поведение «может быть классифицировано как разновидность реализации личностью своих адаптивных возможностей, своеобразная форма взаимодействия субъекта с окружающим миром» [1]. Таким образом, под совладанием понимают стратегию действий человека в решении сложной ситуации с учетом внутренних и внешних обстоятельств. В своей работе К. Муздыбаев отмечал, что копинг-стратегии являются основополагающими для сохранения психологического здоровья подростков.
К ним относятся осознанные адаптивные действия подростка. Становление способов и методов совладающего поведения приходится на подростковый возраст. Именно в это время формируется устойчивые личностные качества и характера.
Совладающее поведение имеет сходство с механизмами психологической защиты, однако требуют от подростка больших эмоциональноволевых и умственных затрат [4]. Л. Мерфи, который первым использовал понятие копинг (цит. по Е.А. Ценных, Е.И. Чехлатый, О.Н. Волкова) утверждал, что «совладающее поведение включает в себя следующую схему: стрессогенная ситуация – возникновение эмоций, как ответ на нее – когнитивная переработка информации – копингреакция – осознанное преодоление травмирующей ситуации в новую, несущую позитивные эмоции» [13]. Исследуя феномен совладания, Р.М. Грановская отмечает, что к стрессогенной ситуации можно отнести как внешние жизненные трудности, так и внутренние. У подростка это могут быть жизненные стремления, которые не поддерживаются взрослыми, чувства, которые игнорируются, нереализуемые желания, сложности в общении с коллективом, напряженные отношения с учителями и родителями, неразделенная любовь и многое другое.
Все эти факторы могут стать причиной тревожности у подростка и послужить необходимости использования совладающего поведения.
Копинг-поведение ребенка может снизить уровень тревожности, изменив либо себя и свое отношение к ситуации, либо спровоцировать изменение отношения окружающих к нему. В подростковом возрасте формируются стереотипы решения жизненных и личностных трудностей. Поэтому так важно научить их рационально, адаптивно и социально приемлемо справляться с ними [3].
К адаптивному разрешению подростковой тревожности можно отнести поиск и умение получать социальную поддержку в трудных жизненных ситуациях, отвлечение от источника тревожности, осмысливание проблемы, умение находить социально приемлемый способ эмоциональной разрядки, умение сосредоточиться на вещах, которые приносят положительные эмоции.
Осуществление совладающего поведения условно можно поделить на три сферы: поведенческая (изменение поведения), эмоциональная (эмоциональная переработка негативной информации) и когнитивная (осмысленное изменение отношения к сложившейся ситуации). Дети пубертатного периода на жизненные трудности реагируют эмоциональнее, нежели взрослые.
Об этом утверждает Д.И. Фельдштейн в своей работе. Наиболее распространенными методами преодоления трудностей у подростков являются компьютерные игры, общение в интернете в социальных сетях, занятие спортом, увлечение и хобби [11]. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский проводили исследования на подростках двенадцати-четырнадцати лет. Они сделали вывод, что в этом возрасте конкретная личная копинг-стратегия еще не выработана.
Однако, ученые выявили, что в таком возрасте дети чаще всего прибегают к избеганию негативной ситуации и ищут преодоление стресса в поддержке окружающих [9]. Стоит заметить, что не существует наиболее оптимальных и универсальных стратегий совладающего поведения. Для человека в одной стрессовой ситуации будет наиболее приемлема одна стратегия, а в другой – другая.
Существует несколько базисных стратегий реагирования на фрустрацию: – стратегия поиска выхода из данной ситуации, ее разрешения; – стратегия поиска поддержки в окружающих людях; – стратегия избегания и уклонения от подобных ситуаций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Cognitive Behavioral Therapy (CBT) and other evidence-based treatments // Alvord, Baker & Associates [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.alvordbaker.com/resources/ (38)
2. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.— ЭБС «IPRbooks»
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Ось, 2006. –272 с.
4. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М., 2013. – 64 с.
5. Белан Е.А. Совладание личности с жизненными трудностями: активность, поведение, деятельность // Материалы Международной научнопрактической конференции "Психология совладающего поведения". - Кострома, 2007. - С.19-24.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Владос, 2010., 156 с.
7. Большой психологический словарь/ под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
8. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2014. – 98 с.
9. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2014 г. –120 с.
10. Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
11. Грановская Р.М. Система психологической защиты и копинг-- стретегий // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения. - Кострома, 2007. - С. 26-28.
12. Долгова В.И. Особенности взаимосвязей психологической культуры родителей дошкольников и стиля детско-родительских отношений. В сборнике: FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. 2015. С. 98-100.
13. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
15. Мерфи Л. (1962), цит. по Ценных Е.А. Чехлатый Е.И. Волкова О.Н. Оценка качества жизни и копинг-поведения у больных невротическими расстройствами – отрывок из статьи // Вестник психотерапии, e-Journal, 2009.
16. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008, т.1, вып. 2. - С. 28-37.
17. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.
18. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб. : Речь, 2011.
19. Педагогическая психология: практикум / Под ред. Регуш Л.А., Долговой В.И., Орловой А.В. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2012. – 215 с.
20. Практикум по возрастной психологии / Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь. – 2005. – 685 с.
21. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика // A.M.Прихожан. М., 2010. 240 с.
22. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.
23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления теории личности в западноевропейской и американской психологии // X.Ремшмидт – Самара: Просвещение, 2014. – 399 с.
24. Сирота Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский // Обзор.психиатр. и мед. психол. - 2004. - №1. - С. 63-64.
25. Социальная психология. Словарь // Под.ред. М.Ю.Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах // Ред.- сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2009. - 176 с.
26. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности // Д.И.Фельдштейн. – М.: Дело, 2014. – 234 с.
27. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа // А.Фрейд. – Пер. с англ. и нем. – М.:ООО Апрель Пресс, ЗАО Эксмо-Пресс, 2009. – 384 с.