Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Киностудия «Ленфильм» – её многочисленные дети, рожденные под старинными сводами, составляют славу русского кинематографа.
Здесь Козинцев с Траубергом основали «Фабрику эксцентрического актера» и это была настоящая лаборатория таланта, породившая много «молодой стали и огня».
Здесь родились легендарный «Чапаев», в пору страшной Второй мировой операторы «Ленфильма» создавали военную кинохронику, фиксируя самые ударные моменты войны.
После, когда были подсчитаны человеческие потери – не все «ленфильмовцы» вернулись в съемочные павильоны, - жизнь закипела, операторы вновь встали к камерам, а режиссеры скомандовали «Мотор».
Удивительно, но прожив более века, «Ленфильм» сохранил на себе отпечаток старого города, он продолжает чтить традиции старого кино. В основе большинства картин, снятых на этой студии, - простая человеческая история, вроде бы безыскусная, бесхитростная, но в большинстве своем – пронзительная.
В свое время она стала основой авторского европейского кинематографа, чем и прославила его.
На примере жизни этой судии мы можем увидеть весь путь российского кино с военного времени до современного этапа.
В 2010 году режиссеры Алексей Герман-старший и Александр Сокуров обратились к главе российского правительства с открытым письмом, в котором призвали спасти старейшую в стране, ведущую свою историю с 1896 года киностудию от поглощения концерном «Система Масс-медиа», что вызвало новую волну интереса не только к киностудии как таковой, но и к актуальному на сегодняшний день вопросу культурного наследия кино и монетизации кинопроизводства.
Объект исследования – история киностудии «Ленфильм».
Предмет исследования – роль киностудии в культурной жизни страны.
Цель исследования – осветить историю киностудии Ленфильм, ее типичные и специфические этапы развития.
Задачи:
1. Определить хронологию и основные вехи развития киностудии;
2. Выделить деятелей искусства, повлиявших на ее развитие;
3. Определить ключевые проекты и их культурное значение.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Исторические вехи жизни киностудии
Старейшая российская киностудия «Ленфильм» основана решением Наркомпроса 30 апреля 1918 года.
Она называлась изначально ПОФКО (Петроградский окружной фото-кино-комитет), который затем был переименован в «Севзапкино». В 1934 году, поменяв несколько названий, студия получила название «Ленфильм» (Ленинградский фильм) [5].
С 2004 года киностудия стала Открытым акционерным обществом.
Первый художественный фильм был снят на киностудии в 1918 году. Это был фильм «Уплотнение», снятый по сценарию Луначарского (режиссеры Александр Пантелеев, Донат Пашковский, Анатолий Долинов).
В 1920-е годы происходило становление «Ленфильма» как творческого коллектива. Тогда возникли Фабрика эксцентричного актера (ФЭКС) Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Киноэкспериментальная мастерская (КЭМ) Фридриха Эрмлера, позже - творческая мастерская Сергея Юткевича [8].
В 1930-е годы ХХ века на киностудии были поставлены фильмы, ныне ставшие классикой отечественного кино: «Трилогия о Максиме» режиссеров Козинцева и Трауберга, «Пётр Первый» В. Петрова, «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица, «Чапаев» братьев Васильевых, «Человек с ружьём» Сергея Юткевича и др.
В годы Великой Отечественной войны киностудия «Ленфильм» была эвакуирована в Алма-Ату (1941-1944) и вошла в состав Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС). Операторы «Ленфильма» вели документальные съёмки на фронтах и в осаждённом Ленинграде [6, 96].
На «Ленфильмe» снято около 1500 игровых, документальных, телевизионных фильмов, ставших мировой киноклассикой. В ходе работы студии возникло понятие «ленинградская школа кино».
3. Знаковые картины и персоны киностудии
Говоря о важных картинах производства «Ленфильма», следует начать с военных фильмов — это «Небесный тихоход» Тимошенко, «Воздушный извозчик» Раппапорта. Это картины, которые были сняты при базировании студии в Алма-Ате, но снятые коллективами «Ленфильма» и несущие в себе его художественную культуру.
В этом же временном отрезке следует отметить работу над военными документальными хрониками, проделанную ленфильмовцами.
Из довоенного периода можно отметить уже упомянутого ранее «Чапаева» братьев Васильевых, поскольку этот фильм был благосклонно принят зарубежной общественностью — на Венецианском фестивале и Парижской выставке.
В послевоенное время это ряд фильмов гуманистической направленности, таких как «Дама с собачкой» Хейфица (дипломы на фестивалях в Лондоне и Каннах), «Человек-амфибия» Казанского и Чеботарёва, ставший большим рывком для российского кино в сфере изображения научной фантастики (серебро на фестивале научно-фантастических фильмов в Триесте) [1].
Шестидесятые и семидесятые годы для киностудии стали временем обращения в сторону юношеского кино, и дали нам такие знаковые картины, как «Три толстяка» Баталова, где режиссер сам сыграл одного из героев, «Приключения Маши и Вити» режиссера Казанского.
Среди многосерийных фильмов, вошедших в фонд российского и морового кино, можно отметить такую работу «Ленфильма», как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В 2000-ые годы серия фильмов была перевыпущена киностудией со звуком Hi-Fi-Stereo, и в системе PAL.
Можно отметить, что на данный момент существует не очень удачная система распределения финансовых средств, Министрество Культуры не в состоянии обеспечить киностудию минимумом, без которого нельзя вести работу. Но при этом утихли споры о приватизации студии, поэтому можно также сказать, что она все-таки остается пока частью государственного культурного наследия.
Есть проекты, которые поддерживает город Санкт-Петербург, Комитет Культуры, но большинство существует благодаря работе талантливых продюсеров, как например Сокуров, который много лет работает в тандеме с Андреем Сигле.
Говоря о выдающихся личностях, работавших на этой киностудии, мы можем перечислить таких людей, как Владимир Владимирович Бортко, Алексей Юрьевич Герман, Алексей Алексеевич Герман, Сергей Сельянов, Алексей Балабанов - это цвет нашего кинематографа.
С одной стороны, студия имеет малую финансовую поддержку, но с другой стороны, множество студентов сюда приходит на съемки, на лекции, на практику. Администрация контактирует и обеспечивает льготы для студентов ВГИКА, студентов из ЛИКИ, и там видны имена, многообещающие [5].
У киностудии на данный момент есть уникальная среда – город с его архитектурой, это своего рода живая декорация. Недавно в Петербурге снимали «Распутина» с Депардье, проехали по огромному количеству объектов, и можно отметить замечательную сохранность исторических мест, в сравнении, например, с Москвой, которая активно перестраивается.
Для «Ленфильма» всегда было свойственно огромное внимание к творческим, а не коммерческим проектам, даже в ущерб окупаемости работы студии.
Яркий пример - киностилистика Алексея Германа – понятие сложное и многогранное. Или «Морфий» Балабанова. На просмотре этого фильма стоит не развлекательная атмосфера, он требует вдумчивости и глубокого понимания. Фильмы Балабанова – это своего рода хирургия, «резать, не дожидаясь перитонита». Реакция зрителей должна быть соответственной.
Важными для киноиндустрии фигурами являются Норнштейн, практически весь, Гарри Бардин, особенно последний его фильм «Гадкий утенок». Из авторов Алексей Герман-старший, Сергей Снежкин. У Снежкина «Похороните меня за плинтусом» - мощное, беспощадное кино, бьющее наотмашь.
Собственной киношколы студии «Ленфильм» сейчас не существует. Есть только государственные институты, которые призваны обучать всем этапам кинопроизводства. Сейчас на «Ленфильме» нет школы потому что творческий коллектив студии вынуждены зарабатывать и окупать существование студии, но многие из сотрудников устраивают свои студии, проводят мастер-классы.
Реализуется культурно-социальный проект «Перерыв на фильм», в ходе которого читаются открытые лекции по работе киноиндустрии, а так же происходит питчинг сценариев среди молодых режиссеров и сценаристов.
Заключение
Слава «Ленфильма» была быстрой, мощной, неприходящей. Его мастадонты – Козинцев, Трауберг, Эрмлер, Юткевич, передали секреты мастерства следующим поколениям «ленфильмовцев».
Здесь работали над лучшими своими полотнами Иосиф Хейфиц, Динара Асанова, Владимир Мотыль, Семен Аранович, Александр Зархи, Надежда Кошеверова.
Сегодня творческим базисом студии являются Алексей Герман, Владимир Бортко, Александр Сокуров, Сергей Овчаров, Алексей Балабанов. И не только. Для нас эти имена – марка качества, для «Ленфильма» - особая энергетика, достоинство, предмет для гордости.
Киностудия прошла через многие кризисы, не только экономические, но и такие всеобъемлющие, как Отечественная война, но все время продолжала работать и ставила перед собой цель стремиться к высокой художественности и гуманизму повествования.