Фрагмент для ознакомления
2
такие как арфа или древнегреческая лира. Играется с двумя молотками, похожими на те, которые бьют струны фортепиано. Пианино, вероятно, из этого вида инструмента. Сантури также используется как элемент «Кумбаньи» в континентальной Греции – набор инструментов, включающий кларнет, скрипку, лауту и сантури, а также как элемент группы островных музыкальных инструментов наряду со скрипкой и лавуто. Звуки перкуссии Сантури привносят сильный, мощный ритмический элемент, но на нем также звучат мелодии .
Греческий гид Греческий гид похож на волынку в балканских странах. Волынки использовались в греческой Греции с незапамятных времен. Руководство состоит из двух труб, сегодня этот инструмент можно найти в северной Греции, включая Фракию и греческую часть Македонии. Некоторое время он использовался на юге Греции, в Аркадии. Хайд может не сопровождаться, но часто используются другие ударные инструменты. В греческой Македонии это даули или тумбано (большой барабан), в греческой Фракии это Даффи или Дерес.
Цабуна – разновидность волынки, очень распространённая на островах. Он отличается от руководства отсутствием второй длинной трубки. Вместо этого в цабуне есть две трубки, которые воспроизводятся одновременно. На некоторых островах у цабуны пять лунок, а на некоторых только две. Это влияет на производимый звук. Интересно то, что обычно две трубы не играют в унисон, что дает очень интересный звук. Иногда в то же время, что и цабуна, они играют на маленьком барабане, подставке, иногда на лауто .
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Основные аспекты древнегреческой музыкальной культуры
Древнегреческая музыка является неотъемлемой частью одной из древнейших музыкальных культур в мире. Она оказала значительное влияние на дальнейшее развитие европейской музыкальной культуры.
Древнегреческая музыка сохранилась только в виде фрагментов музыкальных нот, выполненных греческими и финикийскими буквами. Музыкальная нотация в них сделана цепочкой отдельных символов, стоящих над строкой основного текста.
В Древней Греции возникло первое музыкально-теоретическое учение о «гармонии небесных сфер», принадлежащее Пифагору. Он считал, что акустические соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных тел, а движение тел должно вызывать музыкальные звуки – «гармонию небесных сфер», «гармонию мира».
Пифагорейская школа оказала большое влияние на теорию музыки. Учитывая, что математические отношения лежат в основе строения мира, пифагорейцы установили математическую закономерность в акустике. Они заметили, что струны звучат гармонично или дисгармонично в зависимости от их длины. Они объяснили загадочный феномен гармонии пропорцией, мерой, числом; Гармония основана на математическом отношении компонентов.
Пифагорейцы заменили термин «красота» термином «гармония», что означало то же самое, что и ансамбль, связь; гармония подразумевает пропорциональность, единство компонентов.
Пифагорейцы считали гармонию звуков лишь проявлением более глубокой гармонии, выражением внутреннего порядка в самой структуре вещей. Математический подход к музыке был полностью вкладом пифагорейской школы. Благодаря пифагорейцам музыка больше не основывалась на мифологии, но приобрела научный статус. Музыкальная эстетика стала опираться на законы, музыка стала более сложным искусством.
В конце VIII – начале VII вв. до н.э. на острове Лесбос сформирована музыкально-поэтическая школа, которая имела особое значение для развития сольной лирики (Sappho, Alkey, Anacreon). Возникает школа шифровальщиков во главе с Терпандером.
Древнегреческая музыка была в основном вокальной и одноголосой, поскольку была тесно связана с поэзией. Метр стиха определил ритм музыки. Мужской хоровой царил наивысший.
Большое место в древнегреческой музыке отводилось гимнам – гимнам в честь богов.
Профессиональное искусство древнегреческой хоровой и сольной лирики берет начало из народного музыкально-поэтического искусства (первоначально лирика – песня под лиру). Наиболее распространёнными жанрами хоровой лирики были элегии и оды .
Элегией первоначально называлась жалобная песня под флейту, игрой на которой сопровождались причитания по умершим. Впоследствии элегией стали именовать стихотворение либо музыкальное произведение (вокальное или инструментальное) задумчивого, печального характера.
Высшего расцвета хоровая лирика достигла в одах-песнопениях, создававшихся в честь победителей на Пифийских, Олимпийских и других играх. Отсюда торжественность, приподнятость настроения, особое строение оды: в центре – легендарное повествование, обрамлённое воспеванием победителя.
Стоит подчеркнуть, что инструменты использовались для аккомпанирования пению. Позднее появились самостоятельные инструментальные жанры со схожими названиями.
Авлодический и кифародический номы – песнопения в сопровождении авлоса или кифары.
Авлетический и кифаристический номы – виртуозные пьесы для солирующих авлоса или кифары.
Сведения о древнегреческой музыке также берутся из литературных источников, теоретических трактатов древнегреческих мыслителей и изобразительного искусства. В поэмах Гомера говорится об использовании музыки в трудовых процессах, религиозных церемониях и народных праздниках.
Вся древняя культура пронизана музыкой, но только шестьдесят с лишним композиций дошли до нас. С помощью некоторых из них мы расскажем, что слушали древние греки
Само слово «музыка», как мелодия, гармония, симфония, полифония, ритм, тон и многие другие музыкальные термины, пришло из древнегреческого языка. Культура Древней Греции пронизана музыкой – мы знаем об этом, в частности, благодаря древнегреческой литературе и древнему искусству.
Профессиональная музыкальная нотация была сформирована в Древней Греции к III веку до нашей эры. Существовали две параллельные системы музыкальных символов: для голоса и для музыкальных инструментов. Каждый из них охватывал чуть более трёх октав. Записки представляли собой буквы греческого алфавита и различные символы. В случае вокальной музыки они помещались над соответствующими слогами в тексте. Над нотами также было написано ритмическое обозначение .
Еще в средние века греческая музыкальная система была известна из древних трактатов по теории музыки, но не было достаточно материала для полной реконструкции. В конце 19-го века археологи обнаружили несколько мраморных стел с текстом и музыкой: надгробие возле Эфеса в Турции и два гимна Аполлону в Дельфах. Один из них впервые прозвучал снова в 1894 году на Сорбоннском конгрессе, где было решено восстановить Олимпийские игры.
В двадцатом веке благодаря найденному папирусу число музыкальных нот древнегреческой музыки выросло до шестидесяти одного. Это позволило учёным соотнести их с современными музыкальными обозначениями и воссоздать звучание мелодий с большей точностью.
2.2. Характерные особенности национальной музыки Греции
История греческой музыки восходит к древним временам, поскольку музыка была важной частью древнегреческого театра. Позже влияние Римской империи, Восточной Европы и Византии изменило форму и стиль греческой музыки. В древней Греции смешанные хоры были обычным явлением. Они исполняли музыку для развлечения, в праздничные дни, а также музыку, которая сопровождала религиозные обряды.
Изучение музыки играло важную роль в системе образования – в древние времена мальчики начали развивать музыкальные способности, когда им было шесть лет. Несмотря на активное развитие полифонической музыки на Западе, православная церковь сопротивлялась любым изменениям. Таким образом, византийская музыка оставалась однотонной и обходилась без какого-либо инструментального сопровождения.
Традиционная византийская музыка по-прежнему лишена полифонии и инструментального сопровождения – элементов, которые западный мир давно признал фундаментальными для развития музыки. В то же время изоляция Византии наряду с непрерывным развитием ее культуры на протяжении веков позволила монофонической музыке достичь максимально возможного ритмического разнообразия и выразительной силы. Наряду с византийскими песнопениями в греческой музыке развивается и народная песня.
Он делится на две области – akritic и klephtic. Тенденция akritic была создана между 9 и 10 веками нашей эры, отражая жизнь и борьбу пограничников Византии.
Направление klephtic возникло во время начала войны за независимость Греции (1821). Наряду с историческими песнями он включает романсы, песни о любви и свадьбе, песни из изгнания и реквием. Они отражают саму жизнь – борьбу греческого народа за свободу, его радость и печаль, их отношение к любви и смерти .
Вторая мировая война, оккупация Греции Германией и греческая гражданская война оказали значительное влияние на народную музыку. После Первой мировой войны культурная жизнь была сосредоточена в Афинах. Популярные музыканты стекались туда, и в 1928 году основали собственное профессиональное сообщество под названием «Афинское и Пирейское общество музыкантов». В XXI веке греческая музыкальная традиция сохранялась только в деревнях, которые были в значительной степени «изолированы» от внешнего мира. События и социальные перемены 20-го века сильно изменили лицо греческой народной песни.
Деревня была колыбелью народной песни, но сейчас наблюдается обратная тенденция. По всем направлениям, в самые отдалённые греческие деревни, распространяется «коммерческая» народная песня. Правда, традиционные песни и танцы заменены на стилизованные народные. Современные музыканты, которые являются авторами этих песен, используют настоящие народные мелодии – их достаточно для защиты авторских прав.
Греческая музыка представляла собой триединство искусства звуков, в тесном смысле – музыки, поэзии и танца. Ей противопоставлялась триада изобразительных искусств: зодчество, скульптура и живопись. Таким образом, музыка оказывалась неразрывно связанной с поэзией, несмотря на то, что уже в очень древнее время мы находим у греков и признаки чисто
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Античная музыкальная эстетика / под ред. А.Ф. Лосева. – М. : Музгиз, – 304 с.
2. Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление / Е. В. Герцман. – Л.: Музыка, 1986. – 254 с.
3. Еременко, К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники. В 2 кн. Кн.1 / К.А. Еременко. – М. : Совет. композитор, 1991. – 320 с.
4. Зайков, А.В. Музыканты в ранней Спарте: создание жанров и противодействие внутренней распре // Вестник Удмуртского университета. – Ижевск, 1995. – № 2. – С. 5-15.
5. Зайков, А. В.; Рассохин, Ф. В. К вопросу об «учреждении» Гимнопедий в Спарте // Херсонесский сборник. – 2019. – Вып. 20. – С. 59-70.
6. История музыкальной культуры : метод. рекомендации к занятиям по истории музыкальной культуры / сост.: С. В. Погорелая; Владим. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2005. – 24 с.
7. Лебедев С. Н. Греция Древняя. Музыка // Большая российская энциклопедия. – Т. 7. – М., 2007. – с. 705-729.
8. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. В 2 кн. Кн.1. От античности к XVIII веку / Т. Ливанова. – М. : Музыка, 1986. – 462 с.
9. Музыкальная культура средневековья. Теория. Практика. Традиция. – Л. : ЛГИТМИК, 1988. – 167 с.
10. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. [с. 5 – 92] В. П. Шестакова – М.: Музыка, 1966. – 574 с.
11. Петр, В. И. О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке. – Киев, 1901.
12. Популярная история музыки / сост. Е. Г. Горбачева. – М. : Вече, 2002. – 511 с.
13. Штейнпресс, Б .С. Популярный очерк музыки до XIX века / Б. С. Штейнпресс. – М. : Музгиз, 1978. – 448 с.
14. Bélis, Anne. Les Musiciens dans l’Antiquité. Paris: Hachette Littératures, 1999. – 319 pp.
15. Hagel, Stephan . Ancient Greek Music. A new technical history. Cambridge, 2009. – 504 pp.
16. Henderson, Isobel. Ancient Greek music // The new Oxford history of music. Vol.1. London etc., 1957, p.336-403.
17. Mathiesen, Thomas J.. Apollo’s Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln & London, 1999.
18. West, Martin L.. Ancient Greek Music. Oxford, 1992.