Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Современный мир характеризуется высокой степенью взаимозависимости, что проявляется на всех уровнях — от глобального до локального. Основная тенденция развития современной мировой экономики – это усиливающийся процесс глобализации экономики государств и явлений. Реализация интересов национального характера в таких условиях становится не менее важной. То, насколько будут эффективна реализация общественных интересов, определяется внутренними обстоятельствами и условиями внешней среды. В последнем случае это геоэкономические и внешнеполитические процессы. На сегодня мировое развитие имеет специфику в проявлении конфликтов на социальном и экономическом уровне, проявляясь в политических противоречиях. Несмотря на то, что тема глобальной и региональной безопасности в мире связывается все больше с политическими, финансовыми, экономическими, этнонациональными и демографическими проблемами, важность военной силы является сдерживающим условием в стабилизации отношений на международном уровне.
Кардинальные трансформации в мире, которые стали происходить в 90-е годы, инициировали пересмотр приоритетными странами Запада и блоком НАТО в общем военных и стратегических концепций, планов строительства вооруженных сил и их технического оснащения. Поэтому военное и политическое руководство Североатлантического союза взяло направление на уменьшение численности вооруженных сил. Одновременно с сокращением решалась проблемы повышения из боеспособности при помощи улучшения качества оружия, развития тактики действий отделов, частей, соединений и объединений. Так военное и политическое руководство блока продолжало реализацию курса на создание меньших по численности, но профессионально более подготовленных и лучше оснащенных вооруженных сил. В последние несколько десятилетий вооруженные силы ФРГ подверглись кардинальной трансформации. Связано это с трансформацией военной и политической ситуации в мире и изменением взглядов на типы и формы вооруженной борьбы. Это коснулось и сухопутных войск (СВ), которые, несмотря на важность роли ВВС и ВМСЮ остаются важным элементом национальных вооруженных сил (ВС).
Новизна исследования состоит в том, что существует потребность в изучении исторического изменения в составе сухопутных войск ФРГ.
Целью данной работы является рассмотрение сухопутных войск Федеративной Республики Германии (ФРГ).
Задачи:
- описать основные этапы в развитии сухопутных войск ФРГ;
- рассмотреть организационно-штатную структуру подразделений армии ФРГ;
- проанализировать «Основы концепции бундесвера»;
- рассмотреть роль сухопутных войск ФРГ в истории и сегодня.
Объект исследования – сухопутные войска ФРГ. Предмет исследования – место и роль сухопутных войск ФГ в реализации военной политики.
Историография проблемы. Трансформация бундесвера с 90-х гг прошлого столетия анализировалась германистами В.К. Белозёровым , Н.А. Власовым , А.И. Егоровым , Н.К. Меден , Н.В. Павловым , А.А. Синдеевым . По мнению многих исследователей, реформа бундесвера представляет собой длительный и многомерный процесс, уровни которого связаны с решением и действиями вновь создаваемых правительств.
1 Исторический анализ развития сухопутных войск ФРГ. Периодизация
1.1 Основные этапы в развитии бундесвера
Сухопутные войска – это многочисленный вид вооруженных сил ФРГ.
Рассматриваемый вид войск был создан 10 лет спустя после того, как закончилась Вторая мировая война, 12 ноября 1955 года. Созданию армии ФРГ предшествовало подписание в 1954 году парижского соглашения, когда на территории Германии отменялся режим оккупации, реабилитировался суверенитет государства.
В обстоятельствах окончания холодной войны, при формировании общегерманского государства, резко упала угроза территориальной безопасности страны.
Данное условие инициировало формирование двух качественно новых направленностей в развитии бундесвера:
1) устойчивая направленность 1955-1989 гг. роста количества личного состава (солдаты-срочники, в основном), единиц военной техники трансформировалась уменьшением всех количественных показателей вооруженных сил ФРГ;
2) перенаправленность на усиление бундесвера с обеспечения территориальной германской обороны на направление вне зоны ответственности Североатлантического альянса, что формально запрещалось Основным законом страны (1949) и не практиковалось во время холодной войны.
Первое направление стало проявлять себя в добровольных ограничениях, которые приняты ФРГ по Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г.:
- уход от производства, владения и распоряжения всеми базовыми известными на тот момент видами ОМП (биологическое, химическое, ядерное);
- присоединение к Венским договорённостям по ограничению обычных вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 г.);
- установление «верхнего потолка» количества ВС в 370 тыс. солдат, офицеров и генералов, в том числе не более 345 тыс. в составе сухопутных войск и кригсмарине.
Одновременно с этим внешняя политика ФРГ обладала второй направленностью. В начале апреля 1991 года, после того, как завершилась активная операция «Буря в пустыне», в Персидский залив была направлена германская оперативная эксадра с целью разминирования акватории.
При этом на иракскую территорию прибыла миссия мониторинга минобороны ФРГ с целью проконтролировать частичное разоружение войск Ирака.
В 1993 г. значительная (почти 2,5 тыс. военнослужащих) межвидовая группировка бундесвера приняла участие в миротворческой деятельности на территории Сомали под эгидой миссии ООН UNOSOM (ЮНОСОМ) II.
На фоне этой активности в министерстве обороны ФРГ при Г. Штольтенберге и Ф. Рюэ создавались проекты изменения бундесвера для формирования сил кризисного реагирования (СКР). Планировалось к 2006 увеличить из число до 50 тыс военнослужащих. СКР, которые могли развернуть боевые действия в любой точке мира, были способом проведения германской политики в сфере безопасности, что было предназначено для применения за пределами сообщества. Одновременно с этим, правительство Г. Коля/К. Кинкеля приступило к созданию законодательной инициативы с целью отмены запрета Основного закона на применение бундесвера .
Развитие этих направлений сдерживалось тем, что на территории ФРГ был военные из СССР, что воспринималось правительством ФРГ как угроза территориальной безопасности.
Скорость и сроки сокращения бундесвера в 1991–1994 гг. были поставлены кабинетом Г. Коля/К. Кинкеля в корреляцию от развития вывода Западной группы войск (ЗГВ). Для его ускорения «чёрно-жёлтое» правительство применяло дипломатию и инструменты экономики – например, выплату допсубсидий РФ в обмен на уменьшение сроков вывода войск .
Вывод ЗГВ к 1 сентября 1994 г. являлся «точкой невозврата» в поступательном развитии обоих направлений. 12–22 июля 1994 г. в результате консенсуса трёх ветвей власти принимается правовой алгоритм использования бундесвера вне зоны ответственности НАТО и снят соответствующий запрет в Основном законе.
Итак, после того, как 12 сентября 1990 года произошло объединение двух Германий, вооруженные силы ГДР стали входить в состав бундесвера. Тогда СВ составляли большую численность после Второй мировой войны – 360 тыс человек. После того, как закончилась «холодная войны», правительство Германии пришло к тому, что нет необходимости в создании крупной армии. К 1 июля 2001 года были распущены армейские корпуса, первая горнопехотная и пятая танковая дивизии и сформированы две дивизии — аэромобильных и специальных операций, а также командование родов войск, включающее формирования боевого и тылового обеспечения.
Все штабы передпочинялись оперативному командованию сухопутных сил, а военные округа в октябре 2001 года передавались в ОСО с уменьшением их числа с 7 до 4-х.
1.2 Организационно-штатная структура подразделений армии ФРГ: современная ситуация. Подразделения армии ФРГ
Сухопутные войска ФРГ – наиболее боеготовый компонент Сухопутных сил страны. Они составляют до 78 % от общей численности войск страны. Даже в мирное время войска имеют высокую степень боевой готовности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Байрамуков, Ю. Б. Общая тактика. Сухопутные подразделения армий иностранных государств / Ю. Б. Байрамуков, Е. А. Драбатулин. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. – 80 с.
2) Барынова В.А. Институциональные условия инновационного развития. – М.: Дело, 2013. – С. 153.
3) Белозёров В.К. Военная сила в системе политики безопасности и обороны Германии // Вестник аналитики. 2006. № 3. С. 128–139.
4) Власов Н.А. Уроки Гиндукуша: миссия бундесвера в Афганистане и политика безопасности ФРГ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2016. № 3. С. 108–121.
5) Егоров А.И. Германский бундесвер: реформы и применение (1990 – 2003 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2012. № 7 (126). С. 99–107
6) Кокошин А.А., Балуевский Ю.Н., Потапов В.Я. О соотношении компонентов военного искусства в контексте трансформации мирополитической системы и технологических изменений. М.: URSS, 2015. 128 с.
7) Кокошин А.А. Реальный суверенитет. М.: Европа, 2006. 140 с.
8) Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. - М.: Эксмо, 2017. - 272 c.
9) Максимычев И.Ф. Цена политических иллюзий // Обозреватель (Observer). 2008. № 3. С. 29–38
10) Меден Н.К. О некоторых тенденциях в оборонной политике ФРГ // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 2 (41). С. 150–158.
11) Мировая экономика: Учебник / ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2017. - 734 c.
12) Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М.: Наука, 2005. 410 с
13) Пимлотт, Джон Wermacht. Сухопутные войска III Рейха / Джон Пимлотт. - Москва: Машиностроение, 2005. - 176 c.
14) Подготовка офицеров запаса Сухопутных войск / Коллектив авторов. - М.: Книга по Требованию, 1989. - 239 c.
15) Романов В. Применение артиллерии и минометов в бою // Зарубежное военное обозрение. - 1992. - № 10. - С. 23-28.
16) Синдеев А.А. Реформа бундесвера: три этапа // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 3. С. 86–94.
17) Трунов Ф.О. Особенности использования бундесвера в зонах военных конфликтов: концепция «разгрузки» и её практическое значение // Клио. 2016. № 7. С. 162–171.