Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии. В этом сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Особенности интерактивных методов:
- центральная роль принадлежит обучающимся;
- преподаватель - организатор и помощник;
- обсуждение происходит в малых группах;
- взаимодействие преобладает над воздействием.
Психо-физиологические основы интерактивных методов [3]:
- после того, как слушатель что-то прочитал, он запоминает 10% информации;
- после того, как слушатель что-то услышал, он запоминает 20% информации;
- после того, как слушатель что-то увидел, он запоминает 30% информации;
- после того, как слушатель что-то увидел и услышал, он запоминает 50% информации;
- после того, как слушатель что-то сделал сам, он запоминает 90% информации.
Оптимальное обучение возникает тогда, когда у людей есть возможность проявлять активность, взаимодействие (интерактив).
Сутью интерактивных методов является активизация познавательной деятельности учащихся путем вовлечения их в коллективный творческий процесс по анализу и поиску путей решения поставленной проблемы.
Целью интерактивных методов является обучение слушателей получать знания (а не просто наполнять слушателя знаниями).
Определяющим признаком интерактивного обучения является проявление активности учащимися и сочетание физической (передвижение по аудитории, смена рабочего места, рисование, осуществление записей и т.д.), социальной (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.) одновременно.
Цель исследования – изучить и проанализировать диалоговые (интерактивные) приемы в обучении русскому языку.
Задачи исследования:
1) изучить теоретический подход к изучению интерактивных методов обучения в современном образовательном процессе;
2) проанализировать применение диалоговых (интерактивные) приемы в обучении русскому языку.
Объект исследования – обучение русскому языку.
Предмет исследования – диалоговые (интерактивные) приемы в школьном обучении.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретический подход к изучению интерактивных методов обучения в современном образовательном процессе
1.1 Диалоговые (интерактивные) приемы в обучении. Сущность, концептуальные положения
В современном обществе происходит стремительное обновление во всех областях и предъявляются новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения, а, именно, воспитание свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности, которая формируется не только образовательными предметами, но и трудовым обучением. От наших учеников будущее потребует огромного запаса знаний в области современных технологий. В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки. Долгое время считалось, что учащиеся приходят на занятия по технологии, чтобы поработать руками, но сейчас программа предусматривает ещё и получение учащимися достаточных теоретических знаний, самостоятельная творческая деятельность. Естественно возникает проблема, как поддержать у учащихся интерес к учебному материалу, как повысить качество обучения. Поэтому каждый учитель старается найти новые эффективные методы обучения и методические приёмы, которые будут активизировать школьников, стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний.
Интерактивное обучение — это организация обучения, при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение.
Использование интерактивных форм и методов обучения помогает педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов, коллективную работу и побудить их к осознанному усвоению знаний и навыков.
Это понятие начали употреблять с 1990-х годов, изначально оно относилось к компьютерным технологиям и электронному обучению, но сегодня приобрело более широкое значение.
Интерактивное обучение подразумевает:
- активности и взаимосвязи, благодаря которым и сам педагог, и ученики вовлечены в процесс и находятся в совместном поиске решений;
- равенство и доверие в общении, которые помогают открыто обсуждать возможные решения;
- экспериментирование, стимулирующее творческий подход.
Средства обучения — это комплекс объектов и предметов, которые используются для организации учебного процесса и презентации обучающих материалов.
С учётом того, что 80% информации на уроке воспринимается с помощью зрения, одним из главных запросов качественного интерактивного обучения является наглядность. Поэтому большинство средств интерактивного обучения учитывают этот фактор. Среди самых популярных средств выделяют:
- интерактивные доски,
- интерактивные приставки, проекторы, дисплеи,
- робототехнику и конструкторы LEGO,
- интерактивный стол,
- беспроводной планшет,
- документ-камеру,
- интерактивную песочницу,
- мобильный планетарий,
- компьютеры и оргтехнику.
Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.
Вебинар — это разновидность онлайн-встреча или презентация, которая проводится через интернет.
Интерактивные методы обучения имеют ряд особенностей, которые следует учитывать в реальной учебной деятельности педагогу (М.В. Кларин, Т.С. Панина и др.) [10].
Во-первых, происходит активное взаимодействие участников образовательного процесса в учебной деятельности. В данном случае взаимодействие понимается как «отношение между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняют друг друга, успешно решают эти задачи». При этом «происходят изменения и в каждом из субъектов, на которое направлено взаимодействие» [12].
Интерактивные методы обучения основаны на взаимодействии, реализующемся в трех средах: «ученик-учитель-ученик», «учениккомпьютер-учитель», «ученик-учебник-учебное пособие». Причем роли педагога отводится последнее место, он выступает помощником, уступая при этом место активности обучающихся.
Во-вторых, использование интерактивных методов обучения на уроках математики в основной школе предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация – формирование нового опыта, его осмысление через применение – рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых познавательных мотивов и интересов.
В-третьих, интерактивные методы обучения на уроках математики в основной школе характеризует обязательная работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества.
В-четвертых, интерактивные методы обучения на уроках математики в основной школе, основанные на игровых формах обучения, при которых проявляется активность обучающихся, осуществляется аккумуляция и передача социального опыта, создаются условия для более полной самореализации личности обучающихся [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А.Т. Арсирий.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 96 с.
2. Барковская А.Ю., Мальцева Л.Л. Интерактивные формы и методы обучения. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2018. — 125 с.
3. Васильева А.В. Методика использования интерактивных форм при развитии устно-речевых умений на русском языке как иностранном в условиях краткосрочного обучения (I сертификационный уровень). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный). — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2019. — 168 с.
4. Вершинина Н. В. Использование современных образовательных технологий в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников / Н. В. Вершинина // Альм. мировой науки. – 2016. – № 11-2. – С. 37–40.
5. Гилярова М.Г. Повышение мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронно-образовательных ресурсов [Текст] / М.Г. Гилярова // Информатика и образование, 2015.- № 10.- С. 26-27.
6. Иванова Л.А., Ефимова Н.В. (ред.) Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (г. Чебоксары, 31 декабря 2019 г.). — Чебоксары: ИД «Среда», 2019. — 372 с.
7. Кажигалиева Г.А. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе [Текст] / Г.А. Кажигалиева, М.В. Васенкова // Педагогика, 2015.- № 6.- С. 10- 12
8. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] / С.С. Кашлев.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 114 с.
9. Клименко И.С., Ищенко А.Н. Активные методы обучения: практикум по интерактивным технологиям. Учебное пособие. — Пятигорск: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. — 172 с.
10. Коновалова М.В. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы [Текст] М.В. Коновалова // Школа педагога, 2016.- № 2.- С. 2-11.
11. Макарцева Л.В. Учебно-методическое пособие по дисциплине Методика обучения и воспитания в предметной области. - Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2019. — 53 с.
12. Марченко Л. С. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в младшей школе как средство формирования познавательного интереса / Л. С. Марченко, Е. Д. Петькина, П. О. Тюрина // Цифровое общество в контексте развития личности : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., Тюмень, 17 янв. 2018 г. / Агентство междунар. исслед. ; отв. ред. А. А. Сукиасян. – Стерлитамак, 2018. – С. 112–114
13. Масляева Н.С. Развитие учебной мотивации школьников средствами интерактивных технологий [Текст] / Н.С. Масляева, Т.В. Дудко // Информатика и образование, 2015.- № 10.- С. 50-51.
14. Мусс Г.Н., Шарычева М.Э. Теория, методика и практика обучения младшего школьника. Учебно-методическое пособие. — Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет (ОГПУ), 2018. – 65 с.
15. Пекшева А.Г. Использование средств ИКТ для интерактивной когнитивной визуализации учебного материала [Текст] / А.Г. Пекшева // Информатика и образование, 2015.- № 10.- С. 7-10.
16. Современные тенденции естественно-математического образования: школа - вуз. Часть 1. Материалы VIII Международной научно-практической конференции (12-13 апреля 2019 года). — Соликамск: СГПИ; Типограф, 2019. — 194 с.
17. Лорсанова А. А. Методы интерактивного обучения на уроках русского языка в новой школе / А. А. Лорсанова. – Текст : непосредственный, электронный // Образование и воспитание. – 2016. – № 1 (6). – С. 8-11. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/712.pdf