Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс обучения — сложное и многогранное явление, его нельзя представлять исключительно как элементарную передачу знаний от учителя к ученикам, ещё не обладающим ими. Педагог имеет большое количество различных путей проектирования и построения учебного процесса в целом, как и каждого его урока в отдельности.
Само собой, при подобном многообразии напрашиваются закономерные вопросы о том, каким же именно образом должен быть выстроен процесс обучения? Какими принципами и положениями следует руководствоваться.
Законы, действующие в науке, отражают объективные, весомые и стабильны её связи, обозначают курс их развития. Однако, необходимо помнить, что они являются лишь теоретической основой для выработки собственных технологий практической деятельности и требуют адаптации в каждой отдельно взятой специальности.
Занятия музыкой представляют собой вид творческой деятельности, состоящий из определённых этапов. На каждом этапе используются определённые дидактические принципы, что связано как с особенностями деятельности преподавателя, так и с особенностями деятельности учащихся.
Цель работы: определить, каковы особенности реализации дидактических принципов в творческой деятельности музыкантов.
Задачи:
1. Провести обзор основных дидактических принципов
2. Охарактеризовать занятия музыкой как вид творческой деятельности
3. Проанализировать собственный опыт реализации дидактических принципов в творческой деятельности музыкантов.
Объект исследования – дидактические принципы
Предмет исследования – реализация дидактических принципов в творческой деятельности музыкантов.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ педагогического опыта.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, три параграфа основной части, заключение, список использованных источников.
1. Обзор основных дидактических принципов
Дидактика как теория обучения и воспитания уходит в глубь веков. Обучение всегда было там, где был человек. Теория обучения начала складываться тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и способы их передачи. Впервые термин «дидактика» появился в трудах немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ratichia) (1571-1635) для обозначения искусства преподавания. Точно так же, как «всеобщее искусство учить всему вокруг», трактовал дидактику и Я. А. Коменский.
В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и последовательной теории воспитательного обучения .
В отечественной педагогике дидактика активно развивалась в конце XIX века благодаря трудам К. Д. Ушинского и его последователей. В первые годы становления Национальной школы дидактические принципы (как педагогическая категория) не рассматривались, хотя «Декларация о единой трудовой школе», опубликованная 16 октября 1918 года, заложила основы для выделения некоторых из них. В этом документе, в частности, указывалось на творческий характер учебного процесса, развитие активности и самостоятельности учащихся, индивидуализацию обучения. Однако не было достаточно четкого определения понятия дидактических принципов и выделения его из других структурных элементов педагогической науки .
Позднее в работах некоторых ведущих педагогов Ш. И. Ганелин, А. П. Пинкевич и др., были даны первые описания некоторых дидактических принципов. Так, в работе А. П. Пинкевич (1929), они были сформулированы следующим образом: теснейшая связь обучения с общественно полезным трудом; соблюдение возрастного принципа; творческий характер учебного процесса, развитие самостоятельности и активности учащихся. Система принципов обучения уже не разрабатывалась отдельно (М. Н. Скаткин, 1950 и др.) .
В дальнейшем развитии этой проблемы дидактические принципы рассматривались как отражение определенных закономерностей процесса обучения и его взаимосвязи с другими компонентами. Этот подход впервые был сформулирован в работах М. А. Данилова и В. П. Есипова, и наиболее полно она была выражена в 70-е гг. значительный вклад в дальнейшее развитие дидактических принципов внесли работы Ю.К. Бабанский, Л. В. Занков, Т. А. Ильина, И. Т. огородников, Г. И. Щукина. Следует отметить, что до сих пор современная наука также интенсивно исследует проблемы: кто, когда, где и почему должен преподавать.
На современном этапе под дидактическими принципами понимаются основные положения, которыми руководствуется образование и воспитание подрастающего поколения и подготовка его к активному участию в жизни общества. Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они служат ориентирами, направляющими деятельность педагогов по достижению целей воспитания и обучения учащихся .
Дидактические принципы универсальны для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в воспитании и обучении может быть достигнут при соблюдении системы дидактических принципов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Блауберг, И. И. Феликс Равессон об искусстве и о языке видимого// Философские науки. 2016. № 9. С. 118-123.
2. Богаченко, Т.Г. Принцип наглядности как один из принципов обучения в высшей школе // Инновационные образовательные технологии в системе высшего профессионального образования: принципы и механизмы организации в условиях глобализации. материалы XXVIII Международной научно-методической конференции. Ответственный редактор: А.Э. Комин. 2011. С. 25-28.
3. Бородина, Е. М. Влияние депрессии на проявление творческих способностей личности // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. 2017. С. 209-212.
4. Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 2. С. 73-80.
5. Железовский, Б.Е. О роли и месте принципа информированности учебного процесса в системе дидактических принципов // Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 12 (13). С. 15-18.
6. Знаменская, И.А. Проблемы дидактических принципов в музыкальном образовании // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. № S6. С. 107-116.
7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
8. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
9. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
10. Обухова, М.В. Формирование музыкальной культуры у детей на уроках музыки // Музыкальное образование и наука в современном мире. [материалы международной научно-практической конференции]. 2019. С. 199-203.
11. Перминова, Л.М. О дидактическом принципе научности // Педагогика. 2010. № 9. С. 20-27.
12. Седова, Е.А. Современный урок музыки (из опыта работы) // Педагогические идеи: современные технологии для современного образования. материалы всероссийской научно-практической конференции. Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Траектория развития». Казань, 2020. С. 84-90.
13. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
14. Соловей Я.Г. Музыка в духовном развитии личности // Науковий вісник Мукачівського державного університету. Серія: педагогіка та психологія. 2015. № 1 (1). С. 121-125.
15. Теряев, О.В. О развитии музыкальных способностей в контексте современной культуры //
Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2020. № 1 (32). С. 91-101
16. Тихонова, И.В. Дидактический принцип визуализации как закономерное развитие принципа наглядности // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2019. № 1. С. 293-294.
17. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
18. Шихалиев, Х.Ш. Дидактический принцип «Доступность» как вратарь реализации принципа «научности» //
Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 95-96.