Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Информатизация проникает во все сферы нашей жизни. Современные технологии обеспечивают быстрое принятие решений. Бумажную работу постепенно заменяет автоматика и информационные системы. Государством поставлена задача внедрить современные информационные технологии в деятельность государственных органов, в том числе для упрощения обращений граждан к «высоким» инстанциям.
В целом, информатизацию можно определить как процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах жизни общества, в данном случае в сфере деятельности органов прокуратуры.
Такой процесс как информатизация проводится с внедрением в работу государственных органов новых систем. Само понятие «система» – это поиска некая совокупность документами элементов, дело находящихся в тесных совокупность отношениях и системы связях между информационных собой, комплекс которая образует сферы определённуюобеспечения целостность, единство. Системы, внедр яемые и уже применяемые органами государственной власти являются информационными. Согласно доступа статье 2 база Федерального закона «Об информации, отечес информационных технологиях и о автоматизиро защитеприменяемых информации», это – истекшим совокупность содержащейся в истекшим базахсистема данных информации и относятся обеспечивающих её отечес обработкуинформационных система технологий и районные технических средств.
Безусловно, развитие информационных технологий обусловливает развитие информационных правоотношений. Следовательно, государственным органам необходимо использовать в своей работе как уже привычные, так и новые, современные, информационные технологии и системы. Прокурорские органы, конечно, не могут отставать в этом процессе. Принято считать, что активное пользование новейшими информационными технологиями становится «одним из ключевых направлений максимизации результативности деятельности» .
По мнению исследователей, в том числе С. Е. Чанова, в число важнейших задач работы государственных органов входит формирование единого информационного пространства для работы с информационными потоками и налаживание коммуникационных отношений .В полной мере это относится и к прокуратуре, к организации различных видов ее деятельности.
Одной из целей работы по информатизации правоохранительных органов является эффективное использование правовых норм и применение большого массива правовой информации .
Уже достигнутым результатом данного процесса стал переход прокурорских органов на современные подходы в коммуникациях при взаимодействии с населением и работе внутри ведомства. Это внедрение новых, высокотехнологичных подходов при осуществлении надзора и использование интерактивных сервисов для общения с гражданами, государственными и общественными институтами .
К передачи основныминформации информационным технологиям, информационный используемымдеятельности сегодня правоприменительнымиввод органами, относятся система различныеавтоматизированные информационныеобъединение системы: поручений автоматизированные системы концепции обработкисоответствует данных (АСОД); вычислительная автоматизированныефункции информационно-поисковые системы (документов АИПС); относятся автоматизированные информационно-кадров справочныефункционал системы (АИСС); информационный автоматизированныефедерации рабочие места (состав АРМ);информации автоматизированные системы архива управления (дело АСУ); экспертные дело системы(адзор ЭС) или системы справочные поддержкиинформационных принятия решений. Следует отметить, что в гораздо меньшей степени, по мнению ученых, в российских правоохранительных органах используются экспертные интеллектуальные системы поддержки принятия решений .
В качестве поддержки проведения процесса информатизации прокурорских органов, в 2017 году Приказом Генеральной прокуратуры утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года. Её реализация направлена на комплексную оптимизацию деятельности органов прокуратуры в целях:
• преимущественного использования данных в цифровой форме;
• формирования среды электронного взаимодействия с учетом потребностей граждан, общества и государственных органов в получении качественных и достоверных сведений;
• развития цифровой инфраструктуры на основе применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирования новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры;
• создания методической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры в области реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики .
Можно считать, что процесс информатизации в конечном счете должен повысить качество выполнения как основных функций органов прокуратуры, определенных статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» (например, надзорных), так и вспомогательных, связанных с документационным обеспечением, подготовкой кадров и т.п.
Действующие системы работы с документами в органах прокуратуры включают:
1. Автоматизированные информационные системы деятельности секретариата Генерального прокурора РФ и его заместителей.
2. Информационные системы по учету и анализу жалоб, поступающих в центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, подведомственные учреждения прокуратуры в субъектах Российской Федерации и на местном уровне.
3. Информационные системы обеспечения деятельности приемной Генеральной прокуратуры РФ.
4. Системы по учету и контролю поступающих документов в прокуратуры регионального и районного уровня.
Информационные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.
К действующим системам регистрации и контроля исполнения документов можно отнести:
а) автоматизированную систему информационного обеспечения деятельности секретариата Генерального прокурора РФ и его заместителей;
б) системы учета и анализа жалоб, поступающих в центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные и городские прокуратуры;
в) систему обеспечения работы приемной Генеральной прокуратуры РФ;
г) системы учета и контроля поступающей в прокуратуры разных уровней информации.
Автоматизированные технологии документооборота предусматривают возможность охватить полностью структуру прокурорских органов коммуникационной сетью. Это позволит создать новые автоматизированные рабочие места во всех подразделениях прокуратуры. Кроме того, в перспективе станет возможным внедрить интегральную систему автоматизации, которая позволит совместно работать сотрудникам прокуратуры по всей России. При этом необходимо обеспечить возможности защиты автоматизированного документооборота посредством специальных программно-технических средств, технологий разграничения доступа к информационным ресурсам .
Актуальность формировании темыдругих исследования обусловлена важностью изучения автоматизированных информационных систем, используемых прокурорскими работниками в своей деятельности, в рамках проведения процесса информатизации государственных органов (в том числе и органов прокуратуры). Вопросы информатизации органов прокуратуры и использования информационных систем их работниками рассмотрены в работах Будай С.Н., Гурулева Д.В., Кебекова Т.М. Проблемы информатизации прокурорских органов обозначены в работах Надысевой Э.Х., Павленко М.С., Магомедовой М.А. Вопросы, связанные с внедрением информационных технологий в работу органов прокуратуры в контексте развития процесса информатизации в будущем рассмотрены в работах Мышко Ф.Г., Капинус О.С.
Цель который исследования: рассмотрение автоматизированных базами информационных систем составе органов архивное прокуратуры Российской автомати Федерации.
предназначена Задачи исследования: соответствует охарактеризовать система основные информационные обозначена системы органов прокуратуры, их законов функции и единой возможности.
Предмет исследования: организационные и правовые основы применения автоматизированных информационных систем в органах прокуратуры Российской Федерации.
Объект исследования – информационные автоматизированные системы.
Структура документов работы предоставляет обусловлена целью и затрагивает задачамикоторых исследования. Работа предоставляет состоит из объединение введения, трёх получать глав, экспертные разбитых на параграфы, оперативно заключения и работу списка использованных документов источников и документов литературы.
Перейдем к детальному рассмотрению основных автоматизированных информационных систем органов прокуратуры.
1 Автоматизированная система информационного обеспечения «Прокуратура»
1.1 Общая характеристика системы «Прокуратура»
В Концепции заключения созданияроссийской автоматизированной системы учреждения информационногоэлектронном обеспечения органов получать прокуратуры РФ использования обозначена одна из отечес целей: всех создание на всей обозначена территории РФ применяемых единой автоматизированной работников информационнойучреждениях среды, способной органах наиболееприменяемых оперативно и полно хранение удовлетворятьинформационные информационные потребности функции органовучреждений прокуратуры всех уросовокупность вней при информационная осуществлении ими своей этой деятельности. составе Этими свойствами системы обладаетмежду автоматизированная система внедрить информационногоработу обеспечения органов учреждения прокуратуры РФ «движении АСИО-Прокуратура».
Единая временное информационнаяучреждениях среда создаётся для номенклатуры органовкоторых прокуратуры, распределенных по базе всей территории помощников Российскойавтоматизиро Федерации, которые комплекса образуютвсей трёхуровневую систему. В дело этой информации системе:
- первый информации уровень – информационное Генеральная прокуратура РФ;
- системы второйзатрагивает уровень занимают автомати прокуратурывозможности субъектов Российской адзор Федерации, комплексе иные территориальные и документов специализированные штатном прокуратуры, приравненные к гистрируется прокуратурам распределяет областей;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448.
2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // СПС «ГАРАНТ».
3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» // СПС «ГАРАНТ».
4. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 18.11.2004 № ерального 25-10 «О дело создании информационной виду системыустанов органов прокуратуры РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Авдеева Е.В., Гордей В.А. Оптимизация деятельности правоохранительных органов в контексте внедрения информационно-коммуникационных технологий // Закон и право. 2018. № 10
6. Автоматизированное рабочее место следователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helpiks.org/1-5708.html (дата обращения: 29.07.2020).
7. Баранов В. В., Горошко И. В., Лебедев В. Н. Информационные технологии управления и организация защиты информации: учебник / В. В. Баранов, И. В. Горошко, В. Н. Лебедев и др. - Москва: Академия управления МВД России, 2018. – 453 с.
8. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2001. – 483 с.
9. Бондаренко Ю.В., Горошко И.В. Процессный подход к цифровой трансформации органов прокуратуры // Теория активных систем – 50 лет. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. – С. 323-327.
10. Будай С.Н. Цифровизация как средство повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности // Актуальные проблемы сравнительного правоведения и юридической лингвистики. Сборник материалов Третьей международной научно-практической конференции. 2019. – С. 302-308.
11. Бурцева Е.В., Селезнёв А.В., Чернышов В.Н.. Информационные технологии в юриспруденции : учеб. пособие. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 104 с.
12. Витязев Г.Г. Анализ эффективности внедрения информационной системы на предприятии // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 643-645. - URL https://moluch.ru/archive/114/30238/ (дата обращения: 13.03.2019).
13. Воронцов С.А., Локота О.В., Понеделков А.В. Основы национальной безопасности Российской Федерации. Учебное пособие / Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-6.
14. Гавриловская С.П. Информационное обеспечение системы управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / С.П. Гавриловская, А.А. Рудычев // Актуальные проблемы экономического развития: международная научно-практическая конференция. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. - С. 78-82.
15. Гурулев Д.В. Правовые и организационные основы использования прокурорами информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 8. – С. 391-396.
16. Дровникова И.Г. Методика проектирования систем информационной безопасности в автоматизированных системах / И.Г. Дровникова, Е.А. Рогозин, А.А. Никитин // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». 2016. №4 (68). С. 17–25.
17. Дубошеев П.П. Отдельные вопросы введения осударственной автоматизированной системы правовой статистики // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-voprosy-vvedeniya-gosudarstvennoy-avtomatizirovannoy-sistemy-pravovoy-statistiki (дата обращения: 19.08.2020).
18. Задорожный, В.Н. Информационные технологии и автоматизация управления / В. Н. Задорожный. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. – 269 с.
19. Иванченко Е.А., Кистанова М.А. Организация деятельности прокуратуры в условиях дальнейшего научно-технического прогресса и цифровизации общества // Основы экономики, управления и права. 2020. № 1. – С. 7-10.
20. Инсаров О. А. Новые шаги в создании и развитии государственной автоматизированной системы правовой статистики // Прокурор. - 2016. - № 2. - С. 48-54.
21. Каднова А.М. Система показателей качества функционирования при создании системы информационной безопасности на объекте информатизации ОВД / О.И. Бокова, А.М. Каднова, Е.А. Рогозин, А.С. Серпилин // Приборы и системы, управление, контроль, диагностика. 2019. № 1. С. 26–33.
22. Каднова А.М. Имитационная модель функционирования системы защиты информации от несанкционированного доступа «Страж NT» в программной среде «CPN Tools» с целью исследования ее временных характеристик / А.М. Каднова, Е.А. Рогозин, Ю.С. Лунёв, А.Д. Попов // Охрана, безопасность, связь – 2018 : материалы международной научно-практической конференции. Т 3.
№ 4(4). Воронеж: ВИ МВД России, 2019. С. 78–81
23. Капинус О.С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 4. – С. 5-10.
24. Кебеков Т.М. Внедрение информационных технологий в организацию прокурорского надзора // Законность. 2010. № 11. – С. 13-14.
25. Келдибеков Р.Ж. Использование информационных технологий в органах внутренних дел Кыргызской Республики как оценка эффективности их деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-organah-vnutrennih-del-kyrgyzskoy-respubliki-kak-otsenka-effektivnosti-ih-deyatelnosti (дата обращения: 19.08.2020).
26. Колесов М.В. О некоторых путях оптимизации деятельности правоохранительных органов по сбору и обобщению статистической информации // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3.
27. Коренюк А.Л. Некоторые вопросы прокурорской деятельности в связи с реализацией концепции цифровой трансформации органов прокуратуры // Вестник Российской правовой академии. 2019. № 3. – С. 75-81.
28. Куренной А. И. Лекарство от лукавства [Электронный ресурс] // Поиск. Альтернатива. Выбор. - 2016. - № 4. - URL: http:// newknowledge.ru/projects/pav/4-4-dekabr-2016/ lekarstvo-ot-lukavstva/ (дата обращения: 12.03.2020).
29. Лисовенкова Л.В. Влияние информационных технологий на прокуратуру // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2. С. 138-143.
30. Магомедова М.А., Халидов Н.Н. Информатизация в правовой сфере: проблемы и пути их решения // Неделя науки-2017. Сборник материалов XXXVIII итоговой научно-технической конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов Дагестанского государственного технического университета. Под редакцией Т.А. Исмаилова. 2017. – С. 146-147.
31. Мельникова В.Г., Часовских К.В.. Информационные технологии в юридической деятельности : учебное пособие. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2018. – 115 с.
32. Мышко, Ф.Г., Кудряшов, Е.Ю. Основные аспекты развития системы электронного документооборота в органах прокуратуры Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-razvitiya-sistemyelektronnogo-dokumentooborota-v-organah-prokuratury-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.05.2019).
33. Надысева Э.Х. Прокуратура: проблемы цифровой трансформации // Наука на благо человечества – 2019. Материалы Международной научной конференции молодых ученых (статьи преподавателей и аспирантов). отв. ред. Е.А. Певцова. 2019. – С. 202-209.
34. Острикова В.В. Анализ реформ органов прокуратуры и Следственного комитета 2007-2011//Ростовский научный журнал – 2018 №1 – С.34-36
35. Павленко М.С. Вопросы цифровой трансформации и внедрения информационных технологий в деятельность органов и организаций прокуратуры в РФ // Юриспруденция 2.0: новый взгляд на право. Материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Российский университет дружбы народов. 2017. – С. 269-273.
36. Пальянова Н.В. Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Современное российское право: взаимодействие науки, нормотворчества и практики. XIII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): в 3 частях. 2018. – С. 439-445.
37. Потапов Д.В. Процесс цифровой трансформации в органах прокуратуры // Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы М.А. Михайлов, Т.В. Омельченко. 2019. – С. 96-98.
38. Рак И.П. Информационные технологии в деятельности правоохранительных органов // Инновационная наука. 2016. № 2
39. Рогозин Е.А. Проектирование систем защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах органов внутренних дел / Е.А. Рогозин, А.Д. Попов, Т.В. Шагиров // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 2. С. 174–183.
40. Селезнёв А. В. Современное состояние информатизации отделов организации дознания органов министерства внутренних дел Российской Федерации // Символ науки. 2015. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-informatizatsii-otdelov-organizatsii-doznaniya-organov-ministerstva-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 19.08.2020).
41. Стрекалова Н. Б., Маризина В. Н. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие / Н.Б. Стрекалова, В.Н. Маризина. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. – 128 с.
42. Стрельников В.В. Понятие, основное содержание и проблемы информационного обеспечения в органах прокуратуры Российской Федерации // Евразийская адвокатура. – 2018. №3. С. 23-25
43. Ураева И.В., Давыдова Д.А. Регистрация обращений граждан в системе АИК «НАДЗОР» // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 18-21.
44. Хисамов Ф.Г. Математическая модель оценки защищенности информации от несанкционированного доступа при проектировании автоматизированных систем в защищенном исполнении / Ф.Г. Хисамов, А.С. Жук, Р.С. Шерстобитов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2017. № 9 (194). С. 91–102.
45. Хлебенских Л.В., Зубкова М.А. Преимущества внедрения информационной системы в сферу управления и бизнеса // Символ науки. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-vnedreniya-informatsionnoy-sistemy-v-sferu-upravleniya-i-biznesa (дата обращения: 19.08.2020).
46. Чанов С.Е. Конфликт интересов по-новому // Эж-юрист. 2009. 15 июня.
47. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие. Изд. второе, исправленное, дополненное / Под ред. доктора юридических наук, профессора М.М. Рассолова, профессора В.Д. Элькина. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007. – 287 с.
48. Швырев Б. А., Спасенников Б.А. Совершенствование информационного обеспечения уголовно-исполнительной системы // Актуальные вопросы образования и науки. 2016. № 5-6.
49. Щеглов, Ю.А. Информационные системы и процессы / Ю.А. Щеглов, д.т.н. - Новосибирск: НИНХ, 2015. – 251 с.
50. Якубина Ю.П., Жак В.И. Информатизация деятельности органов прокуратуры // Совершенствование уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. - С. 101-106.