Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях развития российской экономики развитие предпринимательства должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста, реальным двигателем экономики.
Активное развитие предпринимательства способствует привлечению к предпринимательской деятельности более способных, коммуникабельных людей, более эффективному использованию всех материальных и социальных ресурсов, интенсивному развитию национальной экономики, росту национального богатства и благосостояния нации.
Предпринимательство является как причиной, так и следствием формирования рыночной системы управления в Российской Федерации. Она является движущей силой экономической деятельности всех субъектов рыночных отношений. Предпринимательство как социально-экономический феномен постоянно находится в центре внимания теоретиков и практиков.
Благодаря предпринимательству в большинстве стран мира создаются новые рабочие места и внедряются инновации, развиваются новые рынки и предприятия, увеличиваются налоговые поступления и денежные доходы населения. Оно служит основой для развития как отдельных отраслей экономики, так и государства в целом, что определяет актуальность данной работы.
Здравоохранение и экономика тесно переплетены: экономическая конкурентоспособность государства сильно зависит от качества жизнь населения, которая обеспечивается, в том числе и системой здоровье, и наоборот, экономическое развитие влияет на состояние здравоохранение. Главная цель здравоохранения как отрасли-высокая показатели здоровья людей. Создание условий для создания и сохранения данных здравоохранение, Обеспечение качества и доступности медицинской помощи — это приоритетные задачи системы здравоохранения, как и в Российской Федерации в целом и в ее отдельных субъектах.
Бюджетные учреждения здравоохранения постоянно испытывают острые проблемы отсутствие средств на выплату заработной платы своим работникам для персонала и для их собственного обслуживания. В результате этого и происходит преобразование бюджетных учреждений с единой целью – вписываются в функционирующую систему рыночных отношений. Вместо этого бюджетные организации вынуждены выполнять свои основные функции заниматься предпринимательской деятельностью, так как полученные средства они крайне необходимы для поддержки их от предоставления платных услуг бюджетное финансирование.
Целью данной работы является оценка эффективности организаций в отрасли здравоохранения в современных рыночных условиях.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы функционирования предприятий отрасли здравоохранения;
– анализ эффективности отрасли здравоохранения;
– разработать направления повышение эффективности деятельности предприятий в отрасли здравоохранения.
Объектом данной работы является учреждение здравоохранения.
Предметом данной работы является эффективность организации в отрасли здравоохранения.
В процессе исследования применялись общенаучные методы – анализ и синтез, а также специальные методы финансового анализа, а именно вертикальный, горизонтальный, коэффициентный анализ, метод сравнения.
Информационной базой работы стала финансовая отчетность предприятия, статистические базы данных, публикации ведущих экономистов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Предприятие и его роль в экономике
Известные исследователи большое внимание уделяют изучению развития предпринимательства. Осмысление теоретико-методологических основ становления, развития, определение принципов деятельности, освещение основных факторов, формирующих предпринимательскую среду является особенно важным.
При определении роли предпринимательства в экономической системе можно выделить ряд методологических подходов, основанных на том, что предпринимательская функция осуществляется в любой социально-экономической системе. Отношение бизнеса к тому или иному типу экономической системы зависит только от роли государственного регулирования или рыночных рычагов влияния.
На национальном уровне предпринимательство является фактором макроэкономического роста, поскольку именно через рыночные механизмы формируется предложение, потребности, обеспечивается экономический и научно-технический прогресс. Предпринимательская деятельность не означает отказа от модели «спрос – предложение».
Через судебные системы предприниматель направляет рыночную систему на сбалансированность, в то время как с помощью инноваций этот процесс уже не статичен, а динамичен, обеспечивая тем самым развитие, поскольку рыночный процесс предполагает отбор инновационных решений. На формирование представлений о предпринимательской функции оказывает влияние эволюция представлений о рынке и конкуренции. В центре конкуренции находится предприниматель как функция, которая присутствует в действиях каждого хозяйствующего субъекта и проявляется в ориентации индивида на новые возможности.
Поэтому наиболее подходящими для развития предпринимательства являются рыночные условия, обеспечивающие развитие товарно-денежных отношений. Для характеристики условий предпринимательской деятельности в научной литературе используется понятие бизнес-среды и бизнес-инфраструктуры. Бизнес-среда является более широким понятием, чем «инфраструктура», поэтому более уместно применять термин бизнес-среда, под которым понимается совокупность компонентов, окружающих предпринимателя в экономической деятельности. Каждое государство формирует предпринимательскую среду в рамках социально-экономических отношений. Описывая бизнес-среду, ряд авторов ограничиваются рынком как сферой деятельности. Такой подход обусловлен смешением понятий бизнеса и предпринимательства.
Поэтому для развития предпринимательства в странах с переходной экономикой они считаются достаточными для формирования рыночной инфраструктуры в системе финансового обслуживания (Финансы, кредит, банковское дело, страхование, налоги) и обеспечения ее функционирования (биржа труда, системы связи, консалтинговые и аудиторские компании и др.). Однако учет только этих составляющих не решает проблему развития предприятия в области экономики-производства, а не только в области финансовой, что мы имеем сегодня в России [5].
Уровень развития составляющих бизнес-среды свидетельствует об общем уровне цивилизации страны в целом, что, безусловно, сказывается на развитии предпринимательства. При формировании делового климата следует учитывать, что компоненты (или области) деловой среды находятся в разной степени связи с предпринимателем.
Первая сфера, параметры составляющих которой устанавливаются законом, на определенном этапе является условно базовой, постоянной (политическая, экологическая, финансово-кредитная, ценовая, налоговая, правовая, географическая).
Во второй сфере предприниматель активно взаимодействует и изменяет их в связи с инновационной функцией (организация предприятий, их размеры, системы управления, технологии, техническое оснащение, система стимулирования, наименования товаров, услуг, рынки сбыта и др.)
Третью сферу компонентов, выполняющих вспомогательную роль, предприниматель также использует в своей деятельности (информационной, рекламной, образовательной).
Четвертая сфера, параметры которой предприниматель должен учитывать при определении стратегии развития, – это моральные ценности, традиции, привычки, религия и т.д.
Пятая сфера – это внешнеэкономическая среда, параметры которой активно воздействуют на хозяйствующий субъект через систему различных механизмов: цены, тарифы, стандарты, таможенный контроль и так далее. Шестая сфера – это теневая экономика, которая имеет определенную власть, мощь, финансовое и материальное давление на предпринимателей. Важным аспектом формирования делового климата, как показывает опыт развитых стран, является развитие информационно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры – «инкубаторов», бизнес-школ, рынка консалтинга, создание новых бизнес-объединений. «Инкубаторы» начинающих предпринимателей как новый тип организации для управления экономическим ростом – это легальная и финансово независимая прибыльная организация, где новичок начинает свой бизнес в течение двух лет за небольшую плату под наблюдением специалистов. Клиентами «инкубаторов» являются небольшие фирмы, производящие новые продукты, предоставляющие услуги, а также инновационные предприятия.
Государство предлагает определенные алгоритмы формирования предпринимательского климата с использованием конкретных параметров бизнес-среды. Основные параметры первой сферы устанавливаются путем разработки соответствующей нормативно-правовой базы, принятия законодательства о формировании рынков капитала, земли, труда, товаров и услуг, регулирующего предпринимательскую деятельность, налогового режима, защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав, патентов, процентных ставок с учетом уровня инфляции, трудового и социального законодательства, антимонопольного регулирования, санитарного, противопожарного и экономического контроля [6]. Важной функцией государственного воздействия является регулирование конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей. Сельскохозяйственное производство – это конкурентная сфера. Но весь обслуживающий сектор экономики монополизирован: перерабатывающие, сервисные и торговые компании, и поэтому требует антимонопольного вмешательства. Конкурентная среда формируется также за счет поддержки фермерских хозяйств и малых предпринимательских структур, способствующих реализации индивидуальных предпринимательских способностей. Роль государства заключается в формировании определенного психологического восприятия предпринимательства, оказании моральной поддержки и защиты предпринимателям, создании организации, которая заботится о людях, готовых начать новый бизнес на свой страх и риск, реализуя собственные возможности и знания для удовлетворения потребностей потребителей. Регулирование конкуренции осуществляется посредством формирования антимонопольного законодательства, специальных служб и контроля за его соблюдением.
Предпринимательство – это сложное явление, включающее в себя личность предпринимателя, деловую среду и деловую активность. Поэтому для формирования предпринимательства в сельском хозяйстве государственные структуры должны направлять свою деятельность в трех направлениях:
– создание соответствующей рыночной среды;
– организация бизнес-структур и обеспечение экономической деятельности новым содержанием;
– формирование личности предпринимателя.
Углубляющийся кризис в аграрном секторе был вызван отсутствием адекватной бизнес-среды для сельскохозяйственного производства. В результате исследования показывают, что не только коллективные, но и частные формы предпринимательства не могут преодолеть кризис, в частности, и их деятельность убыточна, в то время как, как известно, предпринимательская деятельность осуществляется с целью получения прибыли.
1.2 Влияние внутренних факторов на деятельность предприятия
Основными компонентами внутренней среды являются задачи и структура организации, миссия, стратегия, цели, распределение функций, ресурсы, интеллектуальный капитал, стиль управления, ценности и культура организации.
Внутренняя среда хозяйствующего субъекта определяется факторами, требующими особого внимания при управлении рисками. Это, во-первых, персонал компании, его потенциал, квалификация, интересы, включая ценности и взгляды, потребности и стимулы для высокоэффективной работы. В условиях становления рыночной экономики возрастает потребность в управленцах и специалистах нового типа.
Во-вторых, важнейшим фактором внутренней среды является система управления предприятием. Создание его эффективной структуры - одна из основных задач, которую должен решать менеджер, управленческая команда или предприниматель. Способность хозяйствующего субъекта адаптироваться к изменяющимся условиям зависит от его способности противостоять конкуренции. В противном случае существует риск банкротства предприятия.
В-третьих, внутренняя среда хозяйствующего субъекта определяется технологиями управления ресурсами. Необходимо учитывать ряд факторов: соотношение имеющихся и привлеченных ресурсов, повышение их качества или расширение использования новых продуктов, технических знаний, что создает предпосылки для производства расширенного ассортимента товаров и услуг, необходимых обществу.
Важнейшей составляющей внутренней среды предприятия является организация производственных процессов с использованием современных технологий.
В-четвертых, финансы компании, их динамика и эффективность использования. На каждом этапе жизненного цикла хозяйствующего субъекта необходимо своевременно оценивать и поддерживать его финансовую гибкость. Это существенно поспособствует высокой ликвидности активов и улучшению их качественного состава с ускоренной окупаемостью, а также позволит управленческой команде менять свою политику в зависимости от меняющейся внешней среды.
В-пятых, понятие маркетинга на предприятии. Каждый хозяйствующий субъект должен постоянно отслеживать потребности покупателя в производимом им товаре и стремиться влиять на спрос через цены, условия продажи, рекламу и стимулирование сбыта.
В-шестых, на внутреннюю среду предприятия оказывают влияние компоненты организационной культуры, позволяющие реализовать намеченные стратегические цели и тактические задачи.
1.3 Влияние внешней среды на деятельность здравоохранения
Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают на него существенное влияние. Внешние факторы обычно делятся на две группы: прямые факторы (непосредственная среда) и косвенные факторы (макросреда).
Внешние факторы влияют на все элементы и процессы внутри организаций, но они также важны для функционирования организаций. Их можно разделить на две основные группы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акишкин В.Г. Региональное здравоохранение в условиях институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект: монография / В. Г. Акишкин, И. Е. Квятковский, С. А. Путина. – Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2018. – 276 с.
2. Анисимова, Ю.А. Современные подходы к управлению финансовыми ресурсами бюджетных учреждений здравоохранения / Ю.А. Анисимова, Н.В. Богданов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2017. – № 3(14). – С.7 – 14
3. Артамонычева Е. В. Анализ оценки эффективности финансирования учреждения здравоохранения (на примере Городецкой ЦРБ) // Вестник Поволжского института управления. – 2017. – №4(37). – С. 17-19
4. Вишняков Н.И. Основы экономики здравоохранения: Учебн. пособие / Под ред. проф. Н.И. Вишнякова, проф. В.А. Миняева. – М.: МЕД пресс-информ, 2008. – 144 с.
5. Велижанская C.C. Финансы в бюджетных организациях: основы и примеры расчетов [Электронный ресурс] // Справочник экономиста. – 2019. – №5
6. Воронина С. Ю. Добровольное медицинское страхование как механизм повышения качества медицинских услуг / С.Ю. Воронина // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 28. – С. 66–70.
7. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения: учеб. пособие / А. И. Вялков, В. З. Кучеренко, Б. А. Райзберг и др.; под ред. А. И. Вялкова. – 3-е изд., доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 664 с.
8. Жилкина, А. Н. Финансы: учебник для бакалавров / А. Н. Жилкина, А. М. Ковалева ; отв. ред. А. М. Ковалева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 443 с.
9. Имильбаева Г.Р. Особенности финансирования бюджетных учреждений здравоохранения / Г. Р. Имильбаева // «Открытый мир: культура реальной экономики», II Международная научно-практическая конференция. – Москва: Фонд «Кадровый резерв»; Челябинск [б. и.], 2018. – С. 65–67
10. Ираева Н.Г. Финансы, анализ бюджетных учреждений: Учеб. пособие для студентов направления подготовки 080100.62 Экономика, профиль «Финансы и кредит» / Н.Г. Ираева, Г.Х. Азнабаева. – Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2018. – 124 с.
11. Ишина И.В. Финансы некоммерческих организаций: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Ишина [и др.]; под ред. И. В. Ишиной. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 272 с.
12. Клишина Ю.Е. Управление финансами некоммерческих организаций : учебное пособие / Ю.Е. Клишина, И.И. Глотова, О.Н. Углицких, Е.П. Томилина. – Ставрополь: Литера, 2019. – 128 с.
13. Кучеренко В.З. Экономика здравоохранения / В.З. Кучеренко. – М.: Высшая школа, 2017. – 571с.
14. Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения: учеб. пособие / В. Ю. Семенов. – М.: Медицинское информационное агентство, 2018
15. Левкевич М.М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности: Монография / М.М. Левкевич, Н.В. Рудлицкая. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 216 с.
16. Портал российского врача «МЕДВЕСТНИК» [Электронный ресурс]. – URL: https://medvestnik.ru/c–ntent/news/Eksperty-kritikuut-pr–ekt-Strategii-razvitiya-zdrav–hraneniya-RF.html – (Дата обращения: 24.08.2020).
17. Цыганова О.А. Медицинское страхование: Учебное пособие / О.А. Цыганова, И.В. Ившин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 176 с.
18. Шуляк П.Н. Финансы: Учебник для бакалавров / П. Н. Шуляк, Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова; под ред. проф. П. Н. Шуляка. – М.: Дашков и К, 2017. – 384 с.
19. Юрьев В.К. Экономика здравоохранения. Учебное пособие / В.К. Юрьев. – СПб: ГПМУ, 2019. – 72 с.
20. http://www.gks.ru /Федеральная служба государственной статистики РФ.