Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы духовно-нравственных ценностей в истории общества отнюдь не новы, однако каждая эпоха выдвигает в них всё новые и более сложные грани.
Большинство людей считает себя в области воспитания и педагогики крупными специалистами. Они уверенны, что их личного опыта для этого вполне достаточно, хотя, как правило, они прочитали лишь несколько популярных педагогических и психологических брошюр.
На самом деле перед нами глубокое и опасное заблуждение. Таким образом воспитывать детей очень опасно. Так как результаты некомпетентного вмешательства проявятся не сразу, а спустя много лет, когда исправить ошибку уже очень трудно, или вообще невозможно.
В нашей стране, более десяти лет назад, начали проводить либеральные реформы, при этом затронув и сферу воспитания и образования.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Ещё с дошкольного возраста необходимо развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.
Система воспитания детей в семье, весь комплекс семейно-бытовой культуры в области образования и обучения подрастающего поколения формируются исторически и передаются из поколения в поколение под влиянием национального характера и содержания жизни семьи, общественных исторических условий, стиля и традиций трудовой деятельности, обычаев, обрядов и тому подобное.
Анализ материалов педагогических исследований по вопросам морально-этического воспитания в семье свидетельствует о том, что сегодня существует потребность возвращения к многовековому опыту и традиций нравственно-этического воспитания, учитывая то, что устоявшаяся традиция в этой сфере помогла народу сохранить свою духовность, самобытность, культуру, лучшие черты ментальности и выстоять в борьбе за добро, свободу и независимость.
В последнее время внимание исследователей все больше обращается к духовно-нравственному воспитанию детей в семье, учитывая, что необходимым и перспективным является анализ содержания, методов, средств и приемов воспитания детей в семье во все предыдущие эпохи.
Положительный опыт русского народа в этот период дает возможность возродить и приумножить лучшие традиции морально-этического воспитания в семье на фоне тех процессов, что происходят в технизированном, информатизированном, урбанизированном обществе, где часто морально-этические ценности рассматриваются как категории теории и не имеют надлежащего статуса вечности, неприкосновенности, неизменности.
Воспитание нравственности начинается с раннего детства. Главную ответственность за воспитание детей несут родители. Народный идеал всестороннего развития личности воплощен в устном народном творчестве, которая высоко ценит благородные черты человека, осуждает все, что подрывает моральные устои.
Анализ исследований. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по вопросам формирования нравственных основ личности ребенка обусловлена тем, что проблема духовно-нравственного воспитания находится в центре научных интересов отечественных и зарубежных ученых.
Имеющиеся работы преимущественно ориентированы на духовно-нравственное воспитание (А.В. Булатова, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, Л. Пеньевская, Т.И. Пониманская, В.Г.Фокина,), содержательные подходы в области духовно-нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О.С. Богданова, Т.А. Ильина, И.А. Каиров, А.П. Кондратюк, Н.Л. Худикова, С.В. Черепанова).
Народное художественное творчество содержит в себе основы и принципы морали, сформировавшиеся за многие века в определенной культуре. Понятия о добре и зле, доброте, заботе о ближнем, уважение к старшим – все они нашли отражение в различных жанрах народного творчества, именно поэтому, народное творчество является мощнейшим средством нравственного воспитания, средством формирования нравственной культуры.
Цель исследования: выявить эффективность народного художественного творчества в нравственном воспитании дошкольников.
Объект исследования: нравственное воспитание дошкольников.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников посредством народного художественного творчества.
Гипотеза исследования заключается в том, что народное художественное творчество является эффективным средством нравственного воспитания дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть духовно-нравственное воспитание как основу гармоничного развития личности дошкольника.
2. Изучить народно-педагогические средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Экспериментально изучить использования народного художественного творчества в нравственном развитии детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психологической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (педагогический эксперимент);
- методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Экспериментальная база: В исследовании принимали участие 18 детей шестого года жизни культурно-досугового центра «Московский» (СПб).
Практическая значимость: заключается в том, что работа может быть использована воспитателями, педагогами, психологами и родителями по нравственному воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народным художественным творчеством.
Структура и объем. Работа состоит из вступления, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 26 источников.
Общий объем составляет 37 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-духовно-нравственного воспитания детей
1.1 Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
Одной из проблем настоящего есть гармоничное развитие личности, включающее в себя формирование здоровых моральных и духовных потребностей и сочетающее такие качества как: гражданские, умственные, творческие, физические, эмоциональные и тому подобное. Данное задание реализуется с помощью одного из основных компонентов образования - воспитание.
Воспитание – это сложный и многогранный процесс формирования личности, создание оптимальных условий для ее физического, психического и социального развития. Процесс формирования личности начинается с самого рождения ребенка. Поэтому нужно еще с детства заниматься воспитанием человека [4, с. 125].
Человек – духовное существо, он стремится не только к физическому, но и к духовному становлению. Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать еще в дошкольном возрасте, как наиболее эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Назначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении эмоциональной сферы и нравственных ценностей. Основы моральной направленности, сформированные в дошкольном возрасте, определяют дальнейшую жизнь ребенка.
Воспитание детей сегодня должно опираться на определенную систему ориентиров, духовных ценностей, в которые входят моральные, гражданские, национальные, семейные ценности.
Таким образом, дошкольное образование как первая ступень в целостной системе образования выступает основой целенаправленного и всестороннего развития личности. Именно поэтому одним из ведущих его задач является обогащение культурно-образовательного потенциала народа, начиная с дошкольного детства, формирование духовной культуры ребенка, достигая тем самым качественно нового развития общества в целом.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в обществе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, потеря семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и другие. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Поэтому целью доклада является раскрытие понятия духовно-нравственное воспитания, выделение компонентов духовно-нравственного воспитания и их воспитание и развитие в дошкольных учреждениях, а также условий, которые нужны для позитивной реализации духовно-нравственного воспитания.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности сегодня является очень актуальной. Духовно-нравственное воспитание адаптируется к современным требованиям, что определяет потребность в решении правовых, этических, культурологических, психологических, педагогических проблем.
Понятие «духовность» и «мораль» не тождественны, поэтому целесообразно раскрыть суть каждого из них. Т. Тюрина отмечает, что нравственность и духовность являются разными уровнями развития личности: «Моральность предполагает ориентацию человека, в первую очередь, на общественно-исторические нормы и ценности, на конкретные оценки других, сообщества. Важная задача нравственного воспитания – научить человека жить среди людей, придерживаясь определенных норм и правил, принятых в данном обществе, то есть адаптировать его к социуму. Духовность – это способность человека быть свободным, независимым, самостоятельным. Понимая относительность моральных критериев, что действуют в обществе, высокодуховный человек принимает решение, исходя из высшего понимания добра, блага, истины, ориентируясь на свое Высшее Духовное «Я», осознание назначения и смысла своей жизни» [1, с. 120]. Духовность – это тот внутренний фундамент человека, который отличает его как индивидуальность, выражая творческую направленность личности, раскрывая ее интересы, потребности, предпочтения.
По мнению философа Л. Буевой, духовность – это проблема обретения смысла. Духовность служит показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и содержания [3, с. 12].
Дошкольный возраст в смысле духовно-нравственного развития является уникальным и своеобразным. В этот период закладываются основы образного восприятия окружающей среды к миру, который наделен неожиданностями и тайнами. Это первые шаги к формированию духовного идеала и при определенных условиях они могут превратиться в любовь к правде, к красоты, к родному краю. Основной задачей воспитателей является привлечение детей дошкольного возраста к духовным переживаниям, что позволит сделать стремление детских душ искренними, глубокими, разносторонними. Эти навыки формируются у ребенка достаточно медленно, но постепенно. Их воспитания в значительной степени зависит от настойчивости и мастерства педагогов, их уважения к ребенку.
Духовно-нравственное воспитание ребенка включает в себя формирование и развитие таких компонентов, как:
- общечеловеческие ценности, приобретенные предыдущим поколением морально-духовные приобретения, что является основой поведения и жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом;
- национальные ценности – это исторически обусловленные и созданные народом взгляды, идеалы, традиции, обычаи, обряды, которые основываются на общечеловеческих ценностях, но отличаются национальными проявлениями и является основой социальной деятельности людей определенной этнической группы;
- гражданские ценности – это ценности, которые проявляются в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы, дисциплинированности, уважения к другим, в гармоничном сочетании патриотических, национальных и межнациональных чувств;
- семейные ценности – это ценности, которые являются основными в отношениях в семье, проявляющихся в уважительном отношении к членам семьи, к старшим, упоминаниях о предках, заботе о семье [13, с. 73].
С целью целостного воспитания ребенка дошкольного возраста нужно формировать и развивать каждый компонент в отдельности и в сочетании, поскольку они дополняют друг друга.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира / В. В. Абраменкова. - М.: ЭКО, 2015. – 28 с.
2. Авдулова Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте / Т. П. Авдулова // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». - МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2017. - 213 с.
3. Азбука духовно-нравственного воспитания / Под ред. И.А Каирова, О.С.Богданова. – М.: Просвещение, 2019. – 251 с.
4. Архангельський Н.В. Духовно-нравственное воспитание / Н.В.Архангельский. – М.: 2013. – 382с.
5. Бех И. Д. Воспитание личности: восхождение к духовности / И.Д.Бех. – К.: Лыбидь, 2015. – 272с.
6. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах) / В.С. Библер// Этическая мысль. – М.: Высь, 2012. – 257с.
7. Богданова И.М. Социальная педагогика: Учеб. пособ. / И.М. Богданова. – К.: Знания, 2018. – 343 с.
8. Гордейчук А. Е. Беседы с родителями / О. Гордейчук. – К.: Школьный мир, 2010. – 112 с.
9. Докторович Н. А. Социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей: учеб.-метод. пособ. / М. А. Докторович. – К.: Ленвит, 2010. – 152 с.
10. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк/ О.Г.Дробницкий. – М.: Высшая школа, 2014. – 228с.
11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г.Дробницкий. – М.: Высь, 2013. – 428с.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2016. – 176 с.
13. Духовно-нравственное воспитание / Под ред. Свадковский И.Ф. – М.: Педагогика, 2018. – 186 с.
14. Игнатова В. В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности: монография / В. В. Игнатова, Л. А. Барановская. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - 238 с.
15. Кашникова Е. В. Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5–7 лет. Пособие для воспитателей и внимательных родителей. - СПб.: КАРО, 2013. - 96 с.
16. Каирова И.А. Духовно-нравственное развитие детей в процессе воспитания / И.А.Каирова. – М.: Мысль, 2016. – 290с.
17. Кравченко Т. В. Помощь родителям в воспитании детей: Методические рекомендации для социальных работников / Т. В.Кравченко, И. М. Трубавина. – К.: Госсоцслужба, 2015. – 188 с.
18. Марьенко И.С. Духовно-нравственное становление личности / И.С.Марьенко. – М.: Академия, 2015. – 368с.
19. Матвеева Л.И Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности и духовно-нравственного поведения/ Л.И. Матвеева. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2013. – 185с.
20. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. - М.: Российское педагогическое агентство, 2017. - 208 с.
21. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Погодина С. В. 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. -352 с.
22. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей / О. Потаповская // Дошкольное воспитание. – 2020. - №1. – С. 14-16.
23. Соколова Е. Развитие психологической культуры как средство социализации учащихся / Е. Соколова // Социальный педагог. – 2018. - №1 (13). – С. 44-47.
24. Уледов А.К. Духовно-нравственное воспитание / А.К.Уледов. – М.: Академия, 2014. – 273с.
25. Якунина И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2019. - № 1. -С. 19-21.
26. Яровская А. Как воспитать высоконравственную личность / А. Яровская // Семья и школа. – 2017. - № 8. – С. 29-32.