Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена невысокой эффективностью управления собственностью в субъектах Российской Федерации с учетом признания доходной части бюджета субъектов Российской Федерации базисом реализации задач государственного управления как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Результатом исследования является комплексная оценка существующего управленческого контура в отношении собственности субъекта РФ и формулировка предложений по его совершенствованию.
В настоящее время муниципальная собственность является важным элементом экономической системы Российской Федерации. Эффективность ее использования напрямую влияет на уровень жизни населения страны. Долгое время этому вопросу не уделялось должного внимания, и поэтому его использование стало невозможным его полный экономический потенциал.
В современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления государственной политики в экономической или социальной сфере требует соответствующих ресурсов. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.
Налоги считаются обязательным звеном в структуре экономических отношений в обществе, в связи с появлением государства. В современном цивилизованном обществе налогами является основная форма доходов государства. Кроме данной финансовой функции налоговый механизм применяется для экономического влияния государства на общественное производство, его структуру и динамику, а еще на положение научно-технического прогресса.
Объект исследования – Московская область.
Предметом исследования являются муниципальная собственность, местный бюджет, налоги и сборы.
Целью данной работы является изучение муниципальной собственности, местного бюджета, налогов и сборов.
Задачами работы являются:
изучить понятие и виды собственности;
раскрыть бюджетно–налоговую политику: понятие, сущность и место в фискальной политике государства;
рассмотреть управление и распоряжение собственностью Московской области;
провести анализ бюджета Московской области;
изучить налоговые поступления Московской области.
Методологическую основу исследования составляют общепринятые принципы научного познания (объективности, системности, развития и т.д.) и специальные методологические принципы познания социально-правовых явлений (универсальность, неделимость и взаимосвязанность явлений, изменчивость социальных институтов и др.).
Для обоснования выводов в ходе работы применялись методы классификаций, типологии, логического и сравнительного анализа, структурно-функционального анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты изучения муниципальной собственности, местного бюджета, налогов и сборов
1.1 Понятие и виды собственности
В современном мире владение имуществом невозможно без существования права собственности. Эта совокупность законов и правовых норм отличается уникальными признаками и выражается в различных формах.
С развитием рыночных и торговых отношений стало формироваться понятие собственности, означающее право человека владеть каким-либо предметом. Обладание животными, едой, одеждой и жильем не носило экономический характер и зачастую регулировалось только нормами морали. Постепенно появилась необходимость в законах, которые защитили бы имущество человека. В современном мире право собственности представляет собой сочетание правовых норм и субъективных оценок, позволяющих владельцу распоряжаться своими вещами .
Право собственности определяется, как отношение человека к различным объектам и материальным вещам. Оно выявляет законного владельца имущества, который также называется собственником. Только владелец объекта имеет право им пользоваться. Остальные лица не могут распоряжаться данным объектом или вещью и называются чужими по отношению к конкретному предмету собственности.
С развитием рыночных и торговых отношений стало формироваться понятие собственности, означающее право человека владеть каким-либо предметом. Обладание животными, едой, одеждой и жильем не носило экономический характер и зачастую регулировалось только нормами морали. Постепенно появилась необходимость в законах, которые защитили бы имущество человека. В современном мире право собственности представляет собой сочетание правовых норм и субъективных оценок, позволяющих владельцу распоряжаться своими вещами.
Процесс реформирования муниципальной формы собственности происходит и поныне. Эффективная деятельность страны обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления, поскольку все решения, принимаемые в государстве и касающиеся интересов граждан, проходят через органы муниципальной власти, реализуются на территории муниципальных образований. Государственная политика пронизывает все сферы жизнедеятельности населения страны, ее оценивают через призму удовлетворения собственных жизненных нужд и интересов. Муниципальная собственность призвана удовлетворять именно таким нуждам и интересам местного сообщества, но ее валидность возможна исключительно при грамотной и эффективной организации управления муниципальной собственностью.
Без эффективного и грамотного управления муниципальной собственностью невозможны развитие и процветание муниципального образования. Повышение эффективности всегда необходимо начинать с управления, улучшая, прежде всего, количественные и качественные характеристики объектов муниципального имущества.
В настоящее время количество муниципальной собственности сокращается, в том числе и доходопроизводящей, что ведет к уменьшению местного бюджета муниципального образования. В большинстве случаев часть бюджета муниципального образования идет на поддержание работоспособности муниципального имущества. Экономическая ситуация муниципального образования зависит от того, насколько качественно производится управление объектами муниципальной собственности .
Конституция Российской Федерации признает и защищает муниципальную собственность наряду с другими формами собственности (ст.8). В ст. 132 Конституции Российской Федерации за органами местного самоуправления закреплено право на самостоятельное управление муниципальной собственностью.
Таким образом, население муниципального образования по умолчанию передает права на муниципальную собственность органам местного самоуправления, которые формируются населением при осуществлении ими их избирательного права. Поскольку муниципальное право не может самостоятельно осуществлять реализацию названных прав, то доверенным лицом выступают органы местного самоуправления, то есть муниципалитеты.
В связи с тем, что муниципальные образования исполняют функции, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами, муниципальная собственность представляет собой материальную основу для выполнения таких обязанностей. Сущность муниципальной собственности предполагает, что цель управления состоит в решении вопросов местного значения, а именно, в обеспечении достойного уровня жизни населения территории. Современной производственной составляющей муниципального имущества свойственен низкий технологический уровень и ее изношенность, что напрямую оказывает влияние на стоимость предоставления муниципальных услуг.
Состав муниципальной собственности четко разграничен и закреплен законодательством Российской Федерации в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ . На основании статьи 50 данного закона в состав муниципальной собственности входят:
Имущество, используемое в целях решения вопросов местного значения.
Объекты, составляющие ресурсную основу муниципального образования и необходимые для функционирования органов местного самоуправления и обеспечения достойного уровня жизни граждан1.
В Конституции Российской Федерации также прописан состав муниципальной собственности, где в числе возможных объектов муниципальной собственности выделены земля и природные ресурсы2.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации определяется правовой режим владения землями муниципальными образованиями. В нем указаны те земельные участки, которые на основании законодательства Российской Федерации могут находиться в муниципальной собственности: земли, признанные федеральными законами и принятые в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; земли, право владения которыми возникло у муниципального образования вследствие разграничения государственной собственности на данный вид имущества; земли, приобретенные по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации; земли, переданные в муниципальную собственность из федеральной на безвозмездной основе. Земли, находящиеся в государственной собственности, также могут быть переданы в собственность муниципальных образований в целях обеспечения их развития на безвозмездной основе, даже в случае, когда они расположены за пределами границ муниципальных образований.
Выделяют такие группы объектов муниципальной недвижимости, как: жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, принадлежащие муниципальному образованию; социально значимые объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию, например, детские сады, школы и больницы; недвижимость, принадлежащая муниципальному образованию, использование которой ведется в сфере коммерции .
Такими нормативными правовыми актами, как Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» определяются права муниципальных образований на владение иными видами природных ресурсов, а также, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, право пользования природными ресурсами и получение части платежей за природопользование.
Состав муниципальной собственности того или иного муниципального образования описан в его уставе. Уставы муниципальных образований определяют состав муниципальной собственности на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в котором закреплен принцип целевого назначения имущества, что означает его предназначение для решения общественных задач, которые стоят перед органами местной власти. Таким образом, муниципальное имущество существует для исполнения органами местного самоуправления своих полномочий по обеспечению достойного уровня жизни населения территории.
Органы местной власти могут приобрести муниципальное имущество на основании следующих положений:
1. Изготовление новой вещи (например, строительство недвижимого имущества).
2. Получение поступлений в результате использования того имущества, которое уже имеется в муниципальной собственности (например, зерно, выращенное на сельскохозяйственной земле муниципального образования).
3. Заключение договора посредством реализации прав владения, пользования и распоряжения (например, получение земельного участка вследствие его отчуждения владельцами в пользу муниципального образования).
4. Наследство в соответствии с завещанием или законом (например, благодарная жительница завещала муниципальному образованию свой дом с участком).
5. Решение суда (например, признание недвижимого имущества бесхозяйным).
6. Установленный порядок (например, обнаружение клада).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ в ред. федер. закона от 27.12.2018 № 556-ФЗ // Российская газета. – 2003. – 14 октября.
3. О недрах : закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 в ред. федер. закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ // Российская газета. – 1992. – 26 февраля.
4. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. федер. закона от 29.07.2018 № 252-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 15 января.
5. Васильченко Д. Г. Управление муниципальной собственностью и направления его совершенствования / Д. Г. Васильченко. – Воронеж : Наука, 2019. – 184 с.
6. Ерохин А. М. Совершенствование системы управления муниципальными услугами / А. М. Ерохин, В. К. Крутиков. – Калуга : Эйдос, 2018. – 180 с.
7. Жигалов Д. В. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг / Д. В. Жигалов // Практика муниципального управления. – 2019. – № 7. – С. 21-23.
8. Жупанов Е. Е. Взаимодействие муниципальных и рыночных структур / Е. Е. Жупанов // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 14. – С. 32-40.
9. Завадовский В. В. Инновационное развитие муниципального образования / В. В. Завадовский // Муниципалитет : Экономика и управление. – 2018. – № 1. – С. 14-22.
10. Завьялов А. А. Формирование системы управления недвижимым имуществом в Российской Федерации (вопросы теории и практики / А. А. Завьялов. – М. : Норма, 2019. – 306 с.
11. Захарова Е. Н. Стимулирование устойчивого развития территории / Е. Н. Захарова, О. А. Корба. – Майкоп : ЭлИТ, 2019. – 526 с.
12. Зотов В. Б. Система муниципального управления в схемах: учебное пособие / В. Б. Зотов. - М. : Ось-89, 2019. – 192 с.
13. Колесников В. В. Развитие организационно-экономического механизма управления недвижимым имуществом на муниципальном уровне / В. В. Колесников. – Тамбов : Наука, 2019. – 148 с.
14. Конджакулян К. М. Некоторые проблемы в системе государственного управления: сравнительно-правовой анализ / К. М. Конджакулян // Закон и право. – 2019. – № 11. – С. 143-144.
15. Кочкаров Р. А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р. А. Кочкаров. – М. : Экономика, 2019. – 223 с.
16. Крупенков В. В. Государственное и муниципальное управление / В. В. Крупенков. – М. : Евразийский открытый институт, 2019. – 335 с.
17. Кузьмина А. Новый подход к построению моделей управления муниципалитетом / А. Кузьмина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2019. – № 1. – С. 14-18.
18. Кушнир И. Б. Управление недвижимой собственностью муниципальных образований: модели и механизмы / И. Б. Кушнир. – М. : Норма, 2019. – 127 с.
19. Лукашов В. В. Управление устойчивостью муниципальных социально-экономических систем / В. В. Лукашов. – М. : Норма, 2019. – 771 с.
20. Маилян С. С. Некоторые вопросы по повышению эффективности государственного управления / С. С. Маилян, А. Л. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 9. – С. 194-195.
21. Маркварт Э. Муниципальные услуги и муниципальное хозяйство / Э. Маркварт // Экономика и управление собственностью. – 2019. – № 3. – С. 14- 25.
22. Мелик-Степанян Н. В. Организационно-экономическая модель управления муниципальной недвижимостью / Н. В. Мелик-Степанян. - М. : Норма, 2018. – 228 с.
23. Миронов Н. Местное самоуправление: новая модель / Н. Миронов // Эксперт. – 2019. – №16. – С. 90-96.
24. Одинцов А. А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / А. А. Одинцов. - М. : Экзамен, 2019. – 244 с.
25. Пастухова Е. А. Управление системой ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования / Е. А. Пастухова. – М. : Норма, 2019. – 212 с.
26. Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора / А. В. Пикулькин. - М. : Юнити- Дана, 2019. – 464 с.
27. Попов Р. А. Региональное управление и территориальное планирование / Р. А.Попов. – М. : Инфра-М, 2018. – 288 с.
28. Ротбард М. Власть и рынок. Государство и экономика / М. Ротбард. – М. : Социум, 2018. – 126 с.
29. Ханиев Р. Р. Стратегия управления социально-экономическим развитием региона / Р. Р. Ханиев // Экономика управления. – 2018. – № 3/6 (44). – С. 14-21.
30. Харченко Е. В. Система государственного и муниципального управления / Е. В. Харченко. - М. : Кнорус, 2019. – 272 с.
31. https://mio.mosreg.ru – Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области.