Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Народ каждой страны несет ответственность за свое будущее, пытается добиться наилучших условий существования. Безусловно, посредником между народом и необходимыми благами выступает государство и власть. Ведь именно от взаимоотношений власти и народа зависит состояние общества и пути развития государства.
Россия всегда характеризовалась своей уникальной политикой ,русский народ имеет свой неповторимый менталитет, исходя из этого и формируется ,опять же, особенная политическая модель нашего государства. По Конституции России именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Цель исследования – изучить и проанализировать демократию как государственно правовой режим современного российского государства.
Задачи исследования:
1) изучить понятие и значение демократии как политического режима;
2) проанализировать демократию как государственно правовой режим современного российского государства;
3) выявить проблемы современной демократии в России.
Предмет исследования – демократический государственно правовой режим.
Объект – Российская Федерация.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
1 Демократия как государственно правовой режим современного российского государства
1.1 Демократия как политический режим государства
Известно, что "демократия" - это власть народа, то есть народовластие. Но также известно, что в истории человечества еще не было такого государства, в котором власть принадлежала бы всему народу. Она всегда принадлежала какой-то его части. Расмотрим признаки характеризуют демократию? Демократия характеризуется официальным признанием:
1) народа в качестве источника власти;
2) принципа подчинения меньшинства большинству;
3) политической свободы и равноправия граждан.
Демократия является одним из наиболее универсальных режим правления. Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ века показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.
Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила.
В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть лишь деталями какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы. В России же проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время. Воспользуемся критериями американского политолога Роберта Даля. Он выделяет шесть ключевых признаков демократии: выборы должностных лиц; свободные, честные, частые выборы; свобода выражения граждан; доступ к альтернативным источникам информации; автономия ассоциаций граждан; всеобщие гражданские права.
1.2 Современная демократия в России
Политическая система государства - это результат борьбы определенных политических сил в конкретный отрезок жизни данного государства с учетом всех особенностей его исторического развития.
Систему, сложившуюся сегодня в России, многие исследователи считают, единственной адекватной политической формой, обеспечивающей сохранение страны и возможность ее дальнейшего развития. Она возникла на руинах коммунизма и олигархического капитализма 1990-х. В период восстановления суверенной государственности в начале XXI века она обрела свои реальные очертания, институционально воплотив главные ценности нынешнего российского общества: стремление к свободе, справедливости и суверенитету.
Политическая система России основывается на Конституции, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, и определяет наше государство как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления.
В основе политической системы России лежат три базовых принципа:
- демократия - поскольку носителем суверенитета и источником власти в России является народ;
- республика - поскольку существует разделение властей;
- федерация - по способу государственного устройства.
Реальными эти принципы делают следующие механизмы
Во-первых, народ в результате прямых выборов формирует четыре института власти:
- Президента РФ;
- Государственную Думу Федерального Собрания РФ;
- представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления.
Все остальные институты власти формируются уже выборными органами власти - либо самостоятельно, либо в результате взаимодействия. Таким образом, право на осуществление властных функций прямо или опосредовано делегируется всем органам власти и должностным лицам народом. Он - носитель государственного суверенитета и источник власти в нашей стране.
Народ также обладает правом непосредственного выражения своей воли путем референдума, который может быть общенациональным, региональным (субъекта Федерации) или местным.
Во-вторых, государственная власть разделяется в России на:
- законодательную;
- исполнительную и
- судебную.
Местное самоуправление, хотя и является формой публичной власти народа, в систему государственной власти РФ не входит (ст. 12 Конституции РФ).
В-третьих, законодательную власть осуществляет парламент РФ - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат:
Государственной Думы, которая избирается гражданами напрямую;
Совета Федерации, представляющего органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
На уровне субъектов РФ законодательную власть осуществляют избираемые народом законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, законодательные собрания, думы и т.д.
В-четвертых, федеральную исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, возглавляемое Председателем. Исполнительными органами власти в России являются федеральные министерства, службы и агентства.
На уровне субъектов РФ исполнительную власть осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ - правительства, администрации. Их возглавляют главы исполнительной власти субъектов - губернаторы, главы администраций, президенты республик и т.д.
В-пятых, судебную власть осуществляют:
- Конституционный Суд;
- Верховный Суд;
- Высший Арбитражный Суд;
- федеральные суды общего судопроизводства и арбитражные суды;
- суды субъектов Федерации - мировые, конституционные и уставные.
В-шестых, ключевая роль в системе государственной власти принадлежит институту Президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти. Президент является главой государства, в функции которого входит:
- выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80,п. 2);
- определять «основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст. 80, п. 3);
- издавать указы и распоряжения, «обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90);
- «использовать согласительные процедуры» для разрешения разногласий между властями федерального и регионального уровней, а также между властями субъекта Федерации; передавать разрешение споров в соответствующие суды и приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов Федерации до вынесения решения судом (ст. 85);
Президент является Верховным Главнокомандующим ВС РФ (ст. 87, п. 1).
Эти конституционные функции позволяют президенту гарантировать территориальную целостность и единство страны, а также ее правового пространства, обеспечивать законное функционирование политической системы даже в случаях, когда орган законодательной власти отсутствует или по какой-то причине бездействует. Особенно важно, что функции Президента позволяют ему правовым способом решать проблемы, вытекающие из федеративного характера российской государственности. Он выступает посредником между властями федеральными и субъекта Федерации, а также между властями субъекта, не позволяя возможным конфликтам перерасти в кризис и спровоцировать развал всей политической системы. Командование вооруженными силами России позволяет Президенту эффективно обеспечивать суверенитет безопасность страны.
Кроме этих системных функций глава государства наделен институциональными полномочиями, позволяющими ему сохранять баланс всего механизма разделения ветвей власти.
Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.
Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.
Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности.
Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция - это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.
Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия - федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе.
В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция. Роль Конституции в деятельности государства Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность.
Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеев Д. А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 9.- С. 14-18.
2. Андреева Л.А. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СИСТЕМА И СТРУКТУРА // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
3. Баглай М. В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. - М., 2008. - С. 63.
4. Балытников В., Иванов. В. Конституционная модернизация: обновляя - сохранять, сохраняя - обновлять // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2000. - № 2 (31). - С. 117.
5. Блажич Н. И. Модели разделения властей в правовом государстве: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.
6. Гасымов Р.М. Становление демократии в России в освещении отечественной историографии (1987-2007 гг.). Автореферат дисс. канд. исторических наук. – Санкт-Петербург, 2009. – 2006 с.
7. Глотов С.А. Законотворчество в современной России: некоторые проблемы и перспективы развития (часть 1) // Представительная власть.- 2006. - № 3 (69).
8. Исаев М.А. История Российского государства и права. Учебник / МГИМО (Университет) МИД России. — М.: Статут, 2012. — 840 с.
9. Лютов Л.Н. Отечественная история. В 2-х частях. Часть 1. С древнейших времен до первой половины XIX века. Учебное пособие. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2012. – 184 с.
10. Меньковский В.И. (ред.) Современная российская историография новейшей истории России и истории СССР. Учебно-справочное пособие / В.И. Меньковский, О.А. Яновский, О.В. Бригадина, И.А. Литвиновский и др.; Под ред. В.И. Меньковского. – Мн.: РИВШ, 2006. – 169 с.
11. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2015. — 559 с.
12. Россия и современный мир. Суверенная демократия. Национальный институт Высшая школа управления, Москва 2007. — 82 с.
13. Сулакшин С.С. (ред.) История России. Учебник для учителя. - М.: Научный эксперт, 2012. — 3012 с.
14. Шестаков В.А. Новейшая история России. Учебник для ВУЗов. – Москва: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008 - 295 с.
15. Избирательная система Российской Федерации. - http://народныйвопрос.рф/Home/Article/483
16. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. - http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?r=201
17. Проблемы современной демократии в России. - http://www.nasledie.ru/?q=content/problemy-sovremennoy-demokratii-v-rossii
18. Современная демократия в России. - http://nicbar.ru/politology/study/kurs-teorii-demokratii-i-demokraticheskij-tranzit/322-lektsiya-12-sovremennaya-demokratiya-v-rossii