Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Муниципальное управление в современных условиях является одним из особенно важных и сложных направлений реализации управленческой деятельности, так как напрямую касается решения проблем жителей муниципалитета, обеспечения эффективности развития конкретной территории и повышения благосостояния ее граждан. Долгое время на муниципальном уровне применялись методы управления, сформированные советской системой хозяйствования, которые в большой степени стали уже не эффективными. Именно поэтому в последние десятилетия активно внедряются современные технологии и методы, позволяющие оптимизировать процессы управления, достигать более значимых результатов в развитии муниципалитета. В связи с этим представляется интересным понять как методы, применяемые в бизнесе, адаптируются к системе муниципального управления, какие особенности они проявляют и какой потенциал имеют. Именно данные аспекты определяют актуальность заявленной темы исследования.
Цель данной курсовой работы – анализ применения матрицы взаимодействия как метода исследования проблемных ситуаций в процессе стратегического планирования на муниципальном уровне управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности управления на муниципальном уровне,
- определить условия применения и особенности матрицы взаимодействия при разработке управленческих решений,
- исследовать возможности применения матрицы взаимодействия при решении проблемных ситуаций в процессе стратегического планирования на муниципальном уровне управления.
Для достижения поставленной цели и задач будут использованы методы анализа и синтеза, сравнительного и комплексного анализа, анализа научной и учебной литературы по теме исследования.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя разделами, заключением, списком литературы.
1.Особенности муниципального управления и принятия решений на муниципальном уровне
Муниципальное управление – это сложный, продолжительный, комплексный процесс разработки и принятия различных взаимосвязанных решений, которые ориентированы на поставленные цели развития общества, экономики, инфраструктуры как страны в целом, так и различных регионов или сфер внутренней и внешней политики. Данный процесс характеризуется системностью в принятии и исполнении решений должностными лицами
на различных уровнях власти. Обычно принятие таких решений невозможно без предварительной проработки ожидаемых эффектов, расчета стоимости, сроков реализации, а также влияния на реализацию того или иного решения на другие подсистемы и сферы жизни муниципалитета (регионов, отраслей
и пр.).
на протяжении нескольких столетий управленцы и ученые представляют различные концепции значимости и содержательного наполнения управленческих решений в муниципальной сфере, наделяя их определенными свойствами, параметрами качества, методами, и критериями оценки эффективности. Однако до сих пор единой методологический позиции процессов разработки и принятия управленческого решения в муниципальной сфере нет.
Принятие и исполнение решений – одно из ключевых составляющих любого управленческого процесса. В любом органе муниципального управления осуществляется разработка те или иных управленческих решений. И в каждом из них эта практика имеет свои аспекты. Они зависят от характера и специфики деятельности, организационной структуры, действующей системы коммуникаций, внутренней культуры.
Процесс управления включает различные этапы: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению. Целеполагание – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния системы, это представление о том, чего мы хотим достичь. Ситуация – это состояние управляемой системы, т.е. реальное положение дел. Проблема в процессе управления – это главное противоречие в ситуации, разрешение которого изменит ситуацию в направлении поставленной цели.
Разработка управленческих решений – необходимое условие обеспечения эффективного функционирования какой-либо системы, формирования рациональных организационных структур, проведения разумной политики, создания положительного имиджа и др.
В общем виде управленческое решение определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения, конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение
в будущем действительных параметров объекта к желаемым (прогнозным) .
Перейдем к рассмотрению теоретических концепций решений
в управлении. Согласно Е.Н. Ильченко, в муниципальном управлении принятие решений имеет определенную специфичность и всегда носит формализованный характер, так как принимаемое и реализуемое решение касается не одной личности или даже группы людей, а общества в целом или единых общественных отношений в рамках отдельных территориальных образований – государства, федерального округа, субъекта Федерации, муниципального образования.
В целом, муниципальное решение следует рассматривать как особый вид управленческого решения, при котором субъектом управления выступают органы муниципального управления и муниципальные служащие - в узком понимании. Объектом муниципального (муниципального) управления являются социально-экономические процессы, общественные институты, социальные группы.
В муниципальном управлении принятие решений осуществляется служащими различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одного индивида, а общества или муниципалитета в целом. Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация для этого муниципальных служащих соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по горизонтали,
так и по вертикали управления.
Согласно А.Б. Моттаевой, содержание решения может быть экономическим, организационным, социальным, правовым, технологическим. Экономическое содержание управленческого решения проявляется в том, что на разработку и реализацию любого из них требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести прямой или косвенный доход.
Организационное содержание решений позволяет создать четко определенную и закрепленную систему прав, обязанностей, полномочий
и ответственности работников и отдельных служб по выполнению отдельных операций, работ, этапов разработки и реализации решений. Правовое содержание решений состоит в точном соблюдении российских федеральных и региональных законодательных актов, уставных и других документов самой организации (либо разработке и принятии необходимых нормативно-правовых актов).
Планирование муниципальных решений - вид деятельности, направленный на создание благоприятных условий для разработки управленческих решений. В муниципальном управлении планирование управленческих решений основывается на:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Труды классиков:
2. Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент [Текст] / Р.И. Акмаева. - М.: Финансы и статистика, 2016 г.
3. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. [Текст] / Р.М. Грант. - СПб.: 9. Питер, 2018 г.
4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - Спб.: Питер, 1999 г.
5. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Изд. «Финпресс», 2001 г.
6. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмнт. - М.: «Экономика», 2004 г.
7. Исмагилов Р.Ф. Стратегический менеджмент. - Уфа: УГНТУ, 2003
8. Kapлoф, Б. Деловая стратегия / Б. Kapлoф. - М., 1991 г
9. Учебники и учебные пособия:
10. Лукичева Л.И. Управление организацией : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / Л. И. Лукичева ; под ред. Ю. П. Анискина. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2008 г.
11. Пирогова Е.В. Управленческие решения. Учебное пособие / Ульяновск.УлГТУ. 2016, С.48
12. Ильченко Е.Н., Суркова С.А. Управленческое решение: разработка, принятие и реализация: учебное пособие. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 124 с.
13. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: учебно-практическое пособие / С. А. Попов. - М. : Юрайт, 2018 г.
14. Бессмертная Е.Е. Проблемно-ориентированный анализ и планирование изменений. URL: http://arnautovo.gvarono.ru/metod/work/2011/bessmertnaja-doc.pdf (дата обращения 10.10.2020)
15. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности муниципальных программ на рынке труда: эмпирическое исследование факторов спроса и ограничений на оценку. – М.: ГУ ВШЭ, 2014. – 28 с.
16. Моттаева А.Б. Принятие и исполнение управленческих решений: курс лекций // Российский новый университет. URL: http://professor.rosnou.ru/sites/default/files/osnmaterial/Курс%20лекций%20ПИГР.pdf (дата обращения 08.10.2020)
17. Проблемно-ориентированный подход // Бизнес-школа РФК. URL: http://bsrfc.com.ua/competence-approach (дата обращения 10.10.2020)