Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Слово «Дизайн» берет свое начало от итальянского слова “disegno” – понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали рисунки, проекты, а также идеи. Позднее, в XVI веке в Англии появляется понятие “design”, которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также – проектировать и конструировать. В узком смысле слова дизайн означает проектно-художественную деятельность по созданию изделий промышленности с высокими не только потребительскими, но и эстетическими качествами. Дизайн зарождался на пересечении нескольких видов деятельности массовой промышленности, программ художественного проектирования и инженерии, а также науки.
В наши дни дизайн – это комплекс междисциплинарной проектно-художественной деятельности, которая интегрирует технические, естественнонаучные, гуманитарные знания, художественное и инженерное мышление. Она направлена на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной “зоне контакта” его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Главной проблемой дизайна является создание культурно – и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как целостный и гармоничный. Благодаря этому создается важная сторона дизайна – это использование вместе инженерно-технических, естественнонаучных знаний и гуманитарных дисциплин. Все эти знания интегрируются в проектно-художественном моделировании предметного мира, которое опирается на образное, художественное мышление. Дизайнер - это конструктор с одной стороны и с другой - оформитель. Человек, который определяет идею предмета, над которым он работает, будь то веб-сайт или танк.
Актуальность данной темы заключается в том, что дизайн СССР 1960-80 гг. является почвой для развития современного дизайна, который с каждым днем развивается, превнося в нашу культуру новые веяния и течения.
Целью данной работы является выявление особенностей дизайна СССР в 1960-1980 гг. и проследить влияние деятельности ВНИИТЭ на развитие советского дизайна этого периода.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение литературы по данной тематике;
- знакомство с творчеством выдающихся художников-дизайнеров этого периода;
- изучение деятельности ВНИИТЭ, знакомство с их достижениями в области дизайна.
1. Особенности дизайна СССР
1.1. Развитие и достижения дизайна СССР
Дизайн объединяет в себе большое количество отраслей: китч, массовый и элитный дизайн, коммерческий рекламный дизайн, городской паблишь-арт, стайлинг, единичный арт-дизайн, Web-дизайн, архитектурный дизайн, промышленный дизайн, поп-дизайн, исторический футуро-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, научный сайнс-дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, информационный и программный дизайн, текстовый дизайн и многие другие. Дизайнер должен быть мастером во всех областях своей профессии. Дизайн как явление появился из –за кризиса в художественной области формообразования предметного мира. Такая ситуация сложилась в европейских странах XIX века. Индустрия стремилась к господству в мире, а связи с чем произошел упадок ремесел, нарушились фундаментальные принципы формообразования, исчез смысл в форме опредмечивания процессов жизнедеятельности общества. Ранний дизайн был очень примитивен. Дизайнеры отвечали только за внешний вид изделия, имитируя форму, стиль и материалы, которые свойственны традиционным изделиям ручного труда. Они не понимали, что механизация производства разорвала связь с прошлым. Первые изделия были несовершенны и мануфактурное с ремесленным производствами, за плечами которых был опыт, секреты и традиции, значительно обгоняли по качеству промышленные образцы [5]
Отдельно от всего стоит дизайн СССР с его развитием, достижениями и особенностями. Советский дизайн это явление в истории, когда промышленность и быт СССР послевоенных лет начинают стремительно развиваться.. В середине 1960-х гг. у советского общества возрос интерес к комфорту, удобству и улучшению быта, именно потому значительную роль в производственной деятельности заняло проектирование изделий с повышением их качества и эстетики. В связи с этим в советском дизайне 1960-х гг. сложилось два направления. Одно представляло собой деятельность СХКБ специальных художественно-конструкторских бюро, второе было связано с ВНИИТЭ Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики. Они пытались опираться на инженерию и науку. Условно это направление можно назвать художественным конструированием. Данный период очень интересен для исследователей, т.к. представляет собой своеобразный путь развития и становления мощной и во многом противоречивой советской идеи «технической эстетики». Проекты СХКБ затрагивали все виды промышленности и должны были быть высоко функциональными, обладая при этом эстетическими и технологическими достоинствами. Они были созданы при семи ведущих совнархозах страны в 1962 г и занимались проектировками различных изделий.
В их задачу входило обновить всю промышленную продукцию. СХКБ были первыми государственными организациями дизайнерского проектирования, которые должны были пропагандировать передовой опыт советского народа в области художественного конструирования, а также подготавливать предложения о снятии с производства устаревшей и неудовлетворительной по художественному качеству продукции. Это были хозрасчетные организации, заключающие договора с промышленными предприятиями, научно-исследовательскими организациями и ведущие по этим договорам свою работу. В 1963 г. Специальные художественно-конструкторские бюро Мосгор-совнархоза создало многочисленные проекты автомобилей, станков, бытовых приборов, заключило около сотни договоров, объединило большое число художников различных специальностей. Подбор кадров в специальные художественно-конструкторские бюро Москвы и Ленинграда осуществили Московский и Ленинградский союзы художников. [8] Для работы было найдено большое число художников- оформителей и прикладников, а так же архитекторов, которые не знали профессии с ее перспективами и не имели опыта. В СССР художников для промышленности подготавливали опираясь на принципы прикладничества. Опыт ВХУТЕМАСа был забыт на несколько десятилетий. Художники были неспособны по-дизайнерски справиться с непривычными для них коммерческими требованиями, поэтому разница в украшательстве промышленных изделий состояла только в утверждении «дизайнерского функционального стиля». Большое число дизайнерских решений СХКБ в 1960-х гг. не имело своих новых концептуальных подходов и представляло собой усовершенствование популярных в прошлых годах решений западных производителей [8] В связи с нехваткой специалистов в области дизайна, под Москвой была создана Сенежская центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников СССР. Именно здесь взяло начало второе направлении советского дизайна, опирающееся на художественную культуру в целом – художественное проектирование.
На деятельность Сенежской студии были возложены огромные надежды в преодолении разрыва между искусством и производством. Но из-за отсутствия связи студии с промышленностью из нового направления для промышленности ничего не получилось.
В Сенежской студии была концепция «открытой формы», которая может динамично развиваться с течением времени вместе с человеком, и человек может усовершенствовать ее для себя. Она развивалась параллельно с жесткой функциональной линией ВНИИТЭ и пыталась ввести «художника» в процесс проектирования, вещь рассматривалась в культурном смысле, где человек должен взаимодействовать с объектом.
Методы подготовки слушателей были дизайнерскими, но навыки и умения, приобретенные ими, шли в основном для проектирования заказных экспозиций выставок и музеев.
Оба направления - и художественное конструирование, и художественное проектирование - назывались дизайном, т.к. у них была общая направленность на внесение в предметную среду эстетического начала. И то и другое направление пыталось ассимилировать опыт современного западного дизайна, но результаты деятельности обоих были незначительными.
Так и не произошло эстетического преобразования городской среды, качество изделий осталось низким [1] Но не смотря на это, становление советского дизайна на мировой арене заслуживает внимания, так как это показало, что страна, не смотря на недавно закончившуюся войну и дефицит кадров с морально устаревшим производством, смогла сделать огромный скачок в развитии идей художественного конструирования.
1.2. Особенности советского дизайна послевоенного периода
В начале Великой Отечественной Войны улучшение производства и оборудования было невозможно так же как и перепроектировка изделий. Основная масса производства была эвакуирована на восток СССР. Это привело к тому, что после войны продукция Советского Союза была достаточно отсталой.
Основной проблемой и задачей дизайнеров 60-х годов стала необходимость технической модернизации продукции. В военные годы и в первые годы после войны советский дефицит товаров очень усилился. Невозможно было приобрести алюминиевую ложку или гранёный стакан. [9]
В производстве послевоенных лет, когда все начало понемногу восстанавливаться, использовались довоенные технологии, формы, штампы и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архитектура, строительство, дизайн: Учебник для вузов. М.: Феникс, 2004
2. Бхаскаран Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. - М.: АРТ-РОДНИК, 2006
3. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть / В.Л. Глазычев. - М.: Европа, 2010. – 320 с.
4. Графический дизайн. Современные концепции : учеб. пособие для вузов / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 183 с.
5. Золотухин Ю.В. История дизайна / Ю.В. Золотухин. – Ялта, 2018
6. Кузвесова, Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Л. Кузвесова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
7. Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа : учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
8. Михайлов С. М. История дизайна. Том 2. - М.: Союз дизайнеров России, 2011. - 270с.
9. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. - Казань: Новое знание, 2009. - 240с.
10. Основы дизайна и композиции: современные концепции : учеб. пособие для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с
11. Папанек В. Дизайн для реального мира. - М.:Издатель Д.Аронов, 2012. - 416с.
12. Рунге В.Ф. История дизайна науки и техники. Книга 2. - М.: Архитектура-С. - 2009. - 432с.
13. Секликов Ю. Электроника //Дизайн как средство выживания. 2010. - 2. - 186с.
14. Винокурцева Е. Компания // Рынок дизайна развивается вместе с экономикой. - 35. - 201с.