Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обуславливается тем, что сегодня, когда органы управления муниципальными образованиями не только успели перейти к стратегическому планированию своей деятельности, но и активно начали воплощать планы в жизнь, одной из наиболее острых проблем является поиск эффективного механизма их реализации. Бесспорно, выбор адекватной стратегии во многом обуславливает успех развития муниципальных образований. Однако наличие стратегии само по себе не имеет большой практической ценности. План стратегических преобразований должен быть осуществлен, и осуществлен в срок и с наилучшим соотношением результата и затрат.
Эффективное использование нормативно закрепленных в РФ систем показателей в целях реализации стратегии в большинстве случаев не возможно. Причиной этого является как чрезмерное количество элементов, так и статистический характер данных инструментов, которые призваны только отражать результат происходящих изменений, и представляют собой простой перечень показателей, не привязанный к стратегии и плану действий вообще.
Таким образом, на данном этапе развития не разработан эффективный инструмент реализации стратегии развития муниципального образования, адаптированный к российской специфике, что определяет актуальность и своевременность исследования в рамках выбранной темы работы.
Целью данной работы является оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на качество управления.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования;
- раскрыть методы оценки внешних внутренних факторов развития муниципального образования;
- провести анализ внешней среды функционирования муниципального образования;
- провести анализ внутренней среды функционирования муниципального образования.
Объект исследования - муниципальное образование «Город Чебоксары».
Предмет исследования – влияние внешних и внутренних факторов, на качество управления в муниципальном образовании «Город Чебоксары».
Методологической и теоретической основой исследования являются общенаучные, специальные и диверсифицированные методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, классификация, доказательство, логический метод, метод экспертных оценок, метод анкетирования, методы статистической обработки информации.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
1. Теоретические аспекты влияния факторов на качество управления
1.1. Сущность управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования
Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования – это такая организация изменения состояния и развития муниципального образования, которая обеспечивает достижение запланированного уровня развития экономической и иных сфер функционирования территории поселения при минимальном ущербе для его ресурсно-природные сферы и максимальном удовлетворении потребностей граждан и государства на этой территории [9, с. 80].
Управление комплексным развитием муниципального образования в социально-экономическом плане – это регулирование состояния территории поселения за счет взаимно согласованных проектов и программ его развития во всех сферах жизнедеятельности.
Это управление требует увязки программ развития муниципального образования по таким критериям как: ресурсы, сроки, приоритеты развития, программы государственного и регионального развития муниципалитетов.
Муниципальные образования обладают свободой в отношении принятия решений по организации развития муниципалитетов. На данный процесс прямое влияние оказывает объем имеющихся у муниципального образования ресурсов и сложность решаемых задач. При этом в развитии муниципальных образований и управлении этим процессом все-таки можно выделить единые черты.
Общей чертой развития всех муниципальных образований независимо от применяемой политики управления этим развитием является определенная цикличность. В качестве главных факторов, влияющих на цикличность процесса управления, выступают следующие:
Во-первых, бюджетный процесс;
Во-вторых, срок полномочий органов муниципального управления;
В-третьих, реализация крупных инвестиционных проектов;
В-четвертых, традиционные особенности, характерные для определенной местности, и так далее.
Система управления комплексным развитием муниципалитета в социально-экономическом плане включает в себя систему, которая обеспечивает реализацию функции управления и состоит из следующих элементов:
- Специалисты, которые объединены в органы муниципального управления;
- Совокупность методов управления развитием муниципалитета;
- Вычислительная и организационная техника;
- Связи органов управления муниципалитетом, объектов управления и внешней среды, определяемые разнообразными способами взаимодействия и потоками информационных данных;
- Документооборот, который необходим для выполнения управленческих функций, распределяемых между органами муниципального управления для обеспечения достижения установленных целей развития;
- Население муниципалитета. Этот элемент системы управления развития муниципалитета имеет особую характеристику, суть которой состоит в одновременном выступлении данного элемента и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления. Именно это и обуславливает включение данного элемента системы управления развитием муниципалитета [11, с. 95].
Население муниципалитета в соответствии с российской Конституцией наделено правом на осуществление самоуправления муниципальным образованием, что затрудняет проведение границ между объектом и субъектом управления. Обязательным условием самоуправления развитием муниципального образования является наличие трех составляющих: его жителей, территории их проживания и коллективных потребностей населения.
Управление динамикой развития муниципалитета можно обозначить через два основных подхода:
1. Подход, четко ограничивающий цикл управления динамикой развития муниципалитета. Такое ограничение периода управления динамикой социально-экономического развития муниципалитета носит условный характер, но позволяет выделить 2 основных периода:
- Период составления программы развития муниципалитетов в социально-экономическом плане;
- Период реализации программ развития муниципалитета в социально-экономическом плане;
2. Подход, подразумевающий выделение в процессе управления комплексным развитием муниципального образования в социально-экономическом плане в связи с его высокой сложностью двух самостоятельных процессов (в относительном смысле) управления. В этом смысле развитие муниципалитета в социально-экономическом плане определяется, с одной стороны, в рамках ближайшей перспективы программами такого развития в социально-экономическом плане, а, с другой стороны, основными направлениями развития муниципалитета на отдаленную перспективу.
При разработке концепции развития муниципального образования необходима оценка факторов внешней и внутренней среды, данный вопрос будет раскрыт ниже.
1.2. Методы оценки внешних внутренних факторов развития муниципального образования
Одна из основных задач стратегического планирования - определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления [20, с. 333].
В процессе стратегического анализа органы местного самоуправления муниципального образования должны задать себе ряд вопросов, на которые должны быть найдены ответы:
Каково состояние нашего окружения на данный момент?
Как будет меняться наше окружение в ближайшее время?
Можем ли мы активно управлять этим процессом?
Таким образом в качестве создания информационной основы для последующей разработки стратегии изучается внутренняя и внешняя среда, причем с определенной долей условности все факторы внешнего окружения можно разделить на две группы: факторы «дальнего» окружения и факторы «ближнего» окружения.
Факторы «дальнего» окружения (социальные, технологические, экономические, экологические, политико-правовые, образовательные, демографические). Это область, изменения в которой влияют на деятельность любого объекта, но на которую он сам, как правило, воздействия оказывать не может. Данные факторы обычно анализируются с помощью модели STEP-анализа (STEEPLED-анализа).