Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что важным условием развития познавательной деятельности младшего школьника является повышение его познавательной активности, а средством активизации познавательной деятельности учащегося является развитие его познавательных способностей. В этой связи мы проанализировали необходимые источники и выяснили, что понятие «познавательные способности» представляет собой сложное сочетание двух научных категорий – «познание» и «способности». В словаре познание определяется как «совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о закономерностях объективного мира», а также как «категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных (мыслительных) планов деятельности и общения, создания знаковосимволических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми». В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
Актуальность темы обусловлена тем, что согласно социально-экономическим особенностям современного общества, его последующему развитию и исходя из сущности российского образования цель физического воспитания подрастающего поколения заключается в том, чтобы способствовать формированию всесторонне развитой личности. Важнейшее средство достижения указанной цели - овладение человеком основами личной физической культуры, под которой подразумевают органическое единство мотивов, потребностей и знаний, оптимальный уровень физического развития, здоровья, разностороннее развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей, умения осуществлять спортивную, физкультурно-оздоровительную и собственно двигательную деятельность. При этом, вместе с решением традиционных задач по формированию непосредственно знаний, двигательных навыков и умений, укреплением здоровья, развитием координационных и кондиций способностей несравненно целенаправленнее следует проводить работу по воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, духовное и физическое развитие личности, формирование мотивов (интересов) и потребности к регулярным занятиям спортом и физическими упражнениями, формирование радости, гуманизма и опыта общения, развитие нравственных и волевых качеств.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение особенностей повышения познавательной активности в младшей школе в процессе физкультурных занятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть познавательную активность как психолого-педагогическую проблему;
описать структурную характеристику познавательной активности учащихся младших классов;
раскрыть возможности формирования познавательной активности младших школьников в процессе физического воспитания;
проанализировать педагогические условия организации и проведения уроков физической культуры у учащихся младших классов, способствующих развитию познавательной активности;
охарактеризовать методы исследования познавательной активности учащихся младших классов.
Объектом исследования выступают методы повышения познавательной активности младших школьников. Предметом исследования – особенности реализации познавательной и двигательной активности младших школьников на уроках физической культуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Познавательная активность как психолого-педагогическая проблема
Проблема познавательной и интеллектуальной активности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста младших школьников входит в исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е. Дмитриева, Л.В. Занкова, В.С. Мухиной и других.
В последние десятилетия достигнуты новые результаты в исследовании данной проблемы: определена сущность и структура познавательной и интеллектуальной активности; выявлены дидактические и воспитательные аспекты формирования познавательной и интеллектуальной деятельности школьников (Л.И. Божович, Е.И. Бойко, Л.Л. Гурова, Б.И. Коротяев, Т.А. Ратанова и др.); прослежены связи познавательной и интеллектуальной активности личности с ее потребностями, мотивами и интересами; влияние активности на учебную и внеучебную деятельность.
Но, несмотря на многочисленные исследования психолого-педагогического аспекта проблемы познавательной и интеллектуальной активности учащихся, многообразие подходов к ее решению свидетельствует о недостаточной ее изученности.
О недостаточной проработанности этого вопроса говорит и употребление понятий «познавательная и интеллектуальная активность» и «познавательная самостоятельность» в значениях близких, иногда синонимичных. Вполне естественно, что понятие «познавательная и интеллектуальная активность», ввиду его сложности, в разные годы трактовалось по-разному. Дореволюционные педагоги трактовали познавательную активность как показатели деятельности школьника, т.е. очень широко. Ими обычно характеризовали и отношение ученика к учению, и характер учебного труда. На сегодняшний день, вследствие разнообразных подходов к проблеме познавательной активности, есть несколько определений этого понятия различными авторами. Г.И. Щукина в своих работах отмечает, что «…познавательную активность школьника, если она достаточно устойчива, следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие в нем, мыслительно-эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе». По мнению И.Ф. Харламова, познавательная активность школьника – это «…интеллектуальная аналитико-синтетическая деятельность учащихся в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».
Многие исследователи рассматривают сущность познавательной и интеллектуальной активности учащихся как психолого-педагогическую проблему.
Из анализа основных публикаций, в которых рассматривался вопрос о сущности понятия познавательной и интеллектуальной активности, А.В. Петровский вычленяет два основных подхода исследователей к рассмотрению данного вопроса. Одни авторы рассматривают познавательную и интеллектуальную активность как деятельность (К.К. Платонов, И.В. Дубровина, В.Д. Щадрикова и др.), вторые – как черту личности (М.А. Холодная и др.).
Т.И. Шамова считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга. Использование их в диалектическом единстве позволяет сформировать единую точку зрения на понятие сущности познавательной и интеллектуальной активности, которую необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Смысл же познавательной и интеллектуальной активности состоит в том, что, обретая черты интеллектуального и эмоционального отклика на решение различных задач обучения, они создают ценное чувство ориентировки ученика в том, что происходит в классе на уроке, инициативности в оперировании знаниями, он более чутко прислушивается и присматривается к тому, что и как делается другими. Однако, проявления познавательной и интеллектуальной активности многообразны, и их трудно обособить. Они выражены:
1) в целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;
2) в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращенных к учителю;
3) в желании расширить, углубить познавательную и интеллектуальную деятельность за счет источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио, компьютерные технологии.
С этим связано стремление школьников привнести в учебную деятельность знания, умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса.
Познавательная и интеллектуальная активность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе.
Таким образом, рассмотрев понятие «познавательная и интеллектуальная активность», его различные трактовки, можно заключить, что познавательная и интеллектуальная активность – это качество деятельности, которое с течением времени при благоприятных условиях становится личностным образованием. Познавательная и интеллектуальная активность формируется в процессе познания, являясь важнейшим качеством этой деятельности. Проявление познавательной и интеллектуальной активности сопровождается особым психологическим состоянием, основой которого является «исследовательский» рефлекс. Это состояние характеризуется эмоциональным подъемом, умственным напряжением вместе с волевым усилием.
Особое место в проблеме познания занимают познавательные способности человека. Они не связаны непосредственно с понятием «способности», которое в психологии принято интерпретировать в связи с интеллектом в целом и одаренностью. Мы не можем отнести познавательные способности к отдельному виду способностей, это будет не корректно, так как познавательные способности – это особый способ познания окружающего мира, инструмент, с помощью которого процесс познания осуществляется.
На взгляд автора, суть познавательных способностей состоит в процессе и способах познания окружающей действительности, каковыми для познавательных способностей являются чувственное и рациональное начала.
Современная философия не противопоставляет сенситивную и рациональную способности, рассматривая их в единстве как необходимые составляющие познавательного процесса. На любой ступени познания можно обнаружить их совместное действие. Познавательные способности – это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.
Таким образом, познавательные способности принято разделять на два уровня (или вида). Сенситивная познавательная способность представлена тремя формами: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – отображение отдельных свойств объекта. Восприятие – комплекс ощущений, отображение множества свойств данного объекта. Представление – образ предмета объективной действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств.
Рациональная познавательная способность (или мышление) определяется как способность оперирования сенситивными и рациональными образами, т. е. представлениями и понятиями. Мышление на основе представлений называют наглядно-образным, на основе понятий – абстрактно-логическим.
Абстрактно-логическое мышление также представлено разными формами: понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – форма мысли, в которой обобщены и выделены предметы по сходным для них признакам. Суждение – форма мысли, в которой утверждается наличие или отсутствие между предметами каких-либо свойств или отношений. Умозаключение – форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений, называемых посылками, по законам логического следования выводится новое суждение, называемое заключением. Сенситивное и рациональное не существуют в отрыве друг от друга. Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач). В этой связи, кроме сенсорных и рациональных познавательных способностей, выделяют способности конвергентные и дивергентные. Конвергентная способность – показатель правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа при разрешении проблемы (задачи, ситуации). Дивергентные способности (креативность) – умение порождать множество оригинальных идей. Другими словами – способность активировать познавательные модели.
Смысл же познавательной и интеллектуальной активности состоит в том, что, обретая черты интеллектуального и эмоционального отклика на решение различных задач обучения, они создают ценное чувство ориентировки ученика в том, что происходит в классе на уроке, инициативности в оперировании знаниями, он более чутко прислушивается и присматривается к тому, что и как делается другими. Однако, проявления познавательной и интеллектуальной активности многообразны, и их трудно обособить. Они выражены:
1) в целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;
2) в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращенных к учителю;
3) в желании расширить, углубить познавательную и интеллектуальную деятельность за счет источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио, компьютерные технологии.
С этим связано стремление школьников привнести в учебную деятельность знания, умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса.
Познавательная и интеллектуальная активность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе.
Таким образом, рассмотрев понятие «познавательная и интеллектуальная активность», его различные трактовки, можно заключить, что познавательная и интеллектуальная активность – это качество деятельности, которое с течением времени при благоприятных условиях становится личностным образованием. Познавательная и интеллектуальная активность формируется в процессе познания, являясь важнейшим качеством этой деятельности. Проявление познавательной и интеллектуальной активности сопровождается особым психологическим состоянием, основой которого является «исследовательский» рефлекс. Это состояние характеризуется эмоциональным подъемом, умственным напряжением вместе с волевым усилием.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Акаде-мический Проект, 2011.
2 Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования мета-предметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в со-временном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
3 Аль-Баттауй Г. А. Роль тренера в спортивном коллективе // Образование и само-развитие. - 2011. - Т. 4, № 26. - С. 154-156.
3. Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающее занятие для детей старшего дошколь-ного возраста: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
5. Безруких М.М. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индиви-дуальных особенностей развития детей 5-7 лет. М., 2007. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gigabaza.ru/doc/95738-pall.html (дата обращения 11.09.2017). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(46).pdf (дата обращения: 11.09.2017)
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – СПб: Питер, 2012.
3 Волкова Т.В. Успешность и психологические особенности смыслового чтения у первоклассников // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2016. - № 2 (6). - С. 26-31.
4 Гарипова А. З. Влияние физической культуры и спорта на формирование личности студента / / Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. — Чебок-сары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 296–298.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ; Астрель, 2014.
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М., Просвещение, 2011.
7. Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Га-зета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
8. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обуче-ния / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.
9. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. посо-бие. М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Заниматель-ные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192 с.
11. Журова И.А. Влияние спорта на формирование личности / ИнтерЭкспо Гео-Сибирь. – 2014. – №2. – Т. 6.
12. Иванова, А. И., Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А. И. Иванова. – Управление ДОУ, 2004. № 4 С. 84-92
13. Илющенко Е.А. Смысловое чтение как механизм социализации младших школь-ников // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2017. - Т. 8, № 1. - С. 165-170.
14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер. 2002.
15. Коротаева Е.В., Нефедова А.Н. Развитие когнитивной активности у младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2012. - №3.
16. Короткова, Н. А., Познавательно-исследовательская деятельность младших школь-ников [Текст] / Н. А. Короткова. - 2003. № 4,5.
17. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
18. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
19. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2011.
20. Нижегородцева Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфиче-ского вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский пед. вестн. – 2012. – Т. 2. – С. 257-262 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
21. Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности школьника. Опыты, эксперименты, игры [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
22. Ола Ф. Занимательные эксперименты. – М.:Айрис – 3 – 28 пресс, 2014. – 128 с.
23. Петерсон, Л. Г.Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельно-сти» [Текст] / Л.Г, Петерсон - М.: Просвещение, 2010.
24. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2013.
25. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
26. Скотарева Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико - методологиче-ский аспект: учеб. пособие. Саратов: Изд. Центр «Наука», 2007. – 72 с.
27. Тугушева, Г.П., Чистякова, А.Е. Экспериментальная деятельность детей школьного возраста [Текст] / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 128 с.
28. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011.
29. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011.
30. Чертыкова Л.А. Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальных классов // Вестн. науч. конференций. - 2017. - № 3-1 (19). - С. 111-112.