Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день коррупция в Российской Федерации является проблемой, требующей к себе особого внимания. Коррупция оказывает негативное воздействие на все сферы жизни общества и влечет, в частности, расширение криминального сектора теневой экономики, нарушение рыночных механизмов, неэффективное использованию бюджетных средств, увеличение социального неравенства, нарушение прав и свобод граждан и разрушение демократических устоев общества. Коррупция является основным препятствием для стабильного социально-экономического развития страны. Коррупция как социальное явление имеет глубокие исторические корни и наблюдается по всему миру на протяжении многих веков.
Активная борьба с коррупцией началась после принятия Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Конвенция возложила на каждое из государств-участников обязанность по разработке государственной политики в части противодействия и предупреждения коррупции, повышению эффективности антикоррупционных мер и развитию координации по вопросам борьбы с коррупцией на международном и региональном уровне. Российская Федерация подписала Конвенцию 31 декабря 2003 года, а ратифицировала в 2006 году. Как следствие был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).
В данном Законе раскрыты основные принципы, на которых строится система противодействия коррупции в нашей стране, способы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также методы устранения последствий коррупционных правонарушений. Стоит отметить, что в Законе о противодействии коррупции дается понятие коррупции, которое содержит лишь некоторые коррупционные правонарушения, но не раскрывает точные критерии, по которым деяние может быть определено как коррупционное.
Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие противодействие коррупции в сфере государственной гражданской службы Российской Федерации.
Целью курсовой работы является административно-правовое противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть основные положения о государственной службе, противодействии коррупции и исторические этапы правового регулирования противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы;
– исследовать характеристику антикоррупционного законодательства в сфере гражданской службы;
– исследовать ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
– охарактеризовать коррупцию в системе государственной службы России, выявить актуальные проблемы;
– проанализировать контроль за доходами и расходами госслужащих;
– рассмотреть конфликт интересов на государственной гражданской службе и порядок его урегулирования.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Е.Н. Белкина, Б.С. Костенко, А.В. Курбатова, А.А. Кузнецов, Е.В. Гудкова, В.Ш. Шайхатдинов, М.В. Прокофьев и другие.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другие нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, разделенных на четыре параграфов, заключение и список использованной литературы.
Глава I Противодействие коррупции в сфере государственной гражданской службы РФ
1.1 Основные положения о государственной службе, противодействии коррупции и исторические этапы правового регулирования противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы
Для реализации своих функций государство создает и содержит специальный аппарат, то есть совокупность людей, профильно-занимающихся выполнением функций государства. Государственной службой называется комплексный, правовой институт, состоящий из норм и различных отраслей права. Государственным служащим признается, гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законном порядке обязанностей по государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет, соответствующего бюджета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов.
Государственный гражданский служащий – это не просто гражданин Российской федерации, замещающий должности гражданской службы и получающий денежное довольствие из средств соответствующего бюджета (федерального, регионального). Но и агент публичной власти, действующий от имени и по поручению государства и обладающий специальным статусом, устанавливающий его основные права и обязанности, ограничения и запреты, служебное поведение и гарантии. Поэтому нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы должно начинаться именно с нормативно-правового регулирования правового статуса государственного гражданского служащего. Именно со статуса начинается гражданский служащий, а с гражданского служащего начинается вся гражданская служба.
В Российской Федерации устанавливает и регулирует правовой статус государственных гражданских служащих на федеральном уровне Федеральный Закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , так же в каждом регионе есть свои нормативно-правовые акты, дополняющие положения, прописанные в ФЗ № 79-ФЗ (например, дополнительные гарантии и т.п.).
По некоторым оценкам, коррупция в нашей стране берет начало в Киевской Руси и связана с правовой легитимацией поборов чиновников с населения. Так, в системе местного управления наряду с местными князьями в качестве представителей центра присутствовали наместники и волостели. «Не получая жалованья за службу, эта категория служащих «кормилась» за счет местного населения по княжеским грамотам «О кормлении». Система кормления, окончательно отмененная в середине XVI в., сыграла крайне негативную роль в развитии государственного аппарата и разъедании его коррупцией». История свидетельствует и о других законодательных актах, узаконивающих подобные поборы с населения. Русская Правда закрепляет за княжескими чиновниками и писцами виру от денежных штрафов и продажи сметной.
Иной этап становления антикоррупционной политики связан с правовой концептуализацией национальных интересов и относится ко времени формирования централизованного государства. Первым документом, решающим эти задачи, является Судебник Великого князя Ивана Васильевича 1497 г. В документе не только ясно формулируется антикоррупционная позиция государственной власти в нормах, запрещающих дачу и получение взяток, посредничество при взяточничестве, подлоги, злоупотребления
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
8. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
9. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
10. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
11. Федеральный закон 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
12. Алексеева М.В., Минеева Т.С. Проблемы повышения противодействия коррупции в системе государственной службы // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 141-145.
13. Буланцова Е.А., Калинина К.И., Гудкова О.В. Актуальные проблемы коррупции в системе государственной службы // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 4. – С. 490-493.
14. Бялт В.С., Шеянов К.В. Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе Российской Федерации // Государственно-правовая система в условиях информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 6-9.
15. Воротнюк И.А. Проблемы коррупции в России // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 2 (36). – С. 15-17.
16. Голоманчук Э.В., Астафурова О.А., Меграбян Д.А. Современные способы осуществления коррупции на государственной гражданской службе и способы противодействия им // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 3 (52). – С. 309-315.
17. Грандонян К.А., Шаповалов А.А. Институт юридической ответственности за коррупционные правонарушения в России: история становления и современное состояние // Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 1 (51). – С. 26-30.
18. Илюшина К.Р., Ишмухаметов Я.М. Проблема проявления коррупции в системе государственной службы // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 178-181.
19. Кабанов П.А. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации: формирование и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. – 2018. – Т. 12. – № 2. – С. 300-333.
20. Коляка М.С. Проблема коррупции в области государственной службы // Вестник магистратуры. – 2019. – № 10-1 (97). – С. 55-57.
21. Коптякова С.В., Майорова Т.В. О пробелах в правовом регулировании контроля за расходами государственных и муниципальных служащих // Экономика и политика. – 2018. – № 2 (12). – С. 31-35.
22. Куприянова Д.А. Конфликты интересов на государственной службе и проблемы создания механизмов их разрешения // Дневник науки. – 2019. – № 9 (33). – С. 28-30.
23. Швец В.А. К вопросу о возможных мерах противодействия коррупции в сфере государственной службы // Сборник статей XXVI международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 119-122.
24. Официальный сайт СК РФ. URL: https://sledcom.ru/news/item/1279428/?type=corrupt 16.11.2020 (дата обращения: 03.12.2020).