Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На вопрос о возникновении сравнительного правоведения существует два основных варианта ответа. Суть первого варианта заключается в том, что сравнительное правоведение, по – сути, появляется вместе с правом. И появляется оно как метод исследования сравнительных данных различных правовых систем, который используются античными и средневековыми юристами и философами в целях решения конкретных проблем.
Сторонники второго варианта относят время рождения сравнительного правоведения ко второй половиной XIX века, в течение которого появляются соответствующие его школы, Международный факультет сравнительного права, проводятся международные сессии компаративистов и др.
Полагаем, что рациональное зерно имеется и в первом, и во втором варианте. Соглашаясь с первым подходом, можно заметить, что истоки сравнительного правоведения, действительно, находятся в глубокой древности, когда исследователи использовали его как метод познания иностранного права для улучшения права собственной страны, для заимствования всего лучшего. Но можно согласиться и со вторым вариантом, так как сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина появляется во второй половине XIX века.
Объект исследования идеи сравнительного правоведения в древности.
Предмет исследования – историко-правовой анализ идей сравнительного правоведения в древности.
Цель исследования – анализ закономерно развития идей сравнительного правоведения в древности.
Исходя из этой цели, в настоящей работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть идеи сравнительного правоведения в Древнем Китае;
– проанализировать идеи сравнительного правоведения в Древней Греции;
– исследовать идеи сравнительного правоведения в Древнем Риме.
При проведении исследования использовались специальные методы научного исследования: сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический.
Теоретической основой исследования служат труды таких авторов, как: Е.Е. Амплеева, А.В. Еремин, Л.А. Харитонов, И.Л. Честнов, А.А. Каримова, Р.Н. Губайдуллина, Д.А. Самарин и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Идеи сравнительного правоведения в Древнем Китае
Сравнительное правоведение имеет весьма длительную и противоречивую историю, берущую начало еще в древнем мире. Ввиду отсутствия достоверных документальных источников и соответствующих научных работ невозможно пока точно установить, где именно возникли идеи сравнительного правоведения, в каких странах и регионах впервые появилась необходимость и потребность в сравнительном исследовании.
Говоря о существований сравнительного правоведения «всегда» на протяжении всего периода функционирования государства и права, как это делают, например, Рене Давид и некоторые другие авторы, тем самым допускаем известную условность, выдаем желаемое за действительное, ибо не всегда наши догадки и предположения в достаточной мере, прямо и основательно подкрепляются достоверными источниками.
Выводы иногда строятся на исторических догадках, аналогиях, логических рассуждениях, косвенных доказательствах и предположениях. Это естественно в таких обстоятельствах, и в этом есть свой резон. При одном, однако, непременном условии, что все эти умственные операции и логические приемы носят не умозрительный характер, а основываются на достоверных исторических фактах.
Трудно, например, предположить, что правовая жизнь Древнего Китая знала сравнительное правоведение в том виде, в каком оно представляется ныне. Изучая китайские источники того времени, мы не найдем ни специальных исследований в области сравнительного правоведения, ни тем более указаний на правовые акты, построенные на основе сравнительного анализа и прямого заимствования норм или принципов других правовых систем .
Прежде, чем говорить о развитии толкования правовых норм в Древнем Китае, следует отметить, что степень заинтересованности ученых данной проблематикой существенно отличалась в различных странах и эпохах. Если в Древней Индии ей придавалось большое значение, в том числе, и с позиций рассмотрения частноправовых споров, то древнекитайские исследователи в своем большинстве обходят это проблему стороной, либо касаются ее в гораздо меньшей степени, чем в Индии, и в основном – при рассмотрении проблем, связанных с государственным управлением и уголовно-правовыми вопросами. Правовые трактаты, столь распространенные и значимые в период античности, Древнем Китае не получили широкого распространения. Поэтому в Древнекитайском государстве интерпретации тех или иных правовых предписаний нередко содержались в самих источниках права.
В Древнем Китае при постижении правил поведения процесс толкования считался необязательным. Такая мысль прослеживается во многих древнекитайских трактатах, среди которых, прежде всего, следует назвать «Дао дэ цзин». Согласно этому источнику, в древнекитайском обществе поддерживался тезис о религиозно-нравственной природе права. Мир, согласно древнекитайским воззрениям, подчинен единому закону (дао). Традиционно в Древнем Китае господствовало учение о дао, как о проявлении небесной воли .
В отличие от этой теологической точки зрения, в трактате «Дао дэ цзин» была предложена иная, на основании которой дао выступало как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, т.е. закон природы.
В связи с такой трактовкой Лао-цзы и его сторонники выступали против всего «неестественного», в том числе и законодательства. Вследствие этого даосизм отрицательно относился к дальнейшему совершенствованию общества, государства и законов, в том числе, и к сделанным на основе позитивных требований дао. Даосисты отмечали, что человек должен следовать законам земли, земля – законам дао, а дао следует самому себе.
Дао как фундаментальная древнекитайская категория принималась всеми учениями и всегда. Отличие состояло лишь в том, какой аспект этого понятия выдвигался на первый план, и как соотносилась его интерпретация с господствующей в конкретной системе совокупностью понятий и категорий. Так, даосы признавали дао как высшую изначальную субстанцию, являющуюся основой создания всего сущего и сообщающую ему свои законы. Конфуцианцы на первый план выдвигали социально-этический аспект дао. Для них оно являлось путем этики, законом справедливого и мудрого правления и т.п. Поэтому наиболее важным вопросом для них было понимание законов дао и правильная реализация понятого. Следовательно, решение этой проблемы было непосредственно связано с толкованием .
Исследователи даосизма придерживаются той позиции, согласно которой в древнекитайской политико-правовой и философской мысли дао не поддается рациональному толкованию и формально-логическому анализу, потому что не имеет формы. И ему так же ничего не противостоит. Дао не подлежит проверке практикой, поскольку то, что видит человек, не является постоянным дао. Таким образом, «Дао дэ цзин» как бы предупреждает исследователей, чтобы они не поддавались иллюзии возможности познания.
Понимание сущности всех существующих явлений, в том числе и права, учение даосизма предлагает осуществлять путем ничегонеделания: «Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить». Регулирование общественных отношений осуществляется само по себе посредством дао, без всякого его толкования: «Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало». Да и основные положения доктрины не способствуют проявлению интереса к познанию посредством интерпретации: «…кто узнает дао, тот похож на темного, кто проникает в дао, похож на заблуждающегося…».
Поэтому исследователи отмечают негативное отношение Лао-цзы к сложным законам: он их считал началом социального зла и источником роста преступности. Надо полагать, потому, что посредством его метода понять и истолковать их не представлялось возможным.
Однако на основе изучения и логического анализа дошедших до наших дней многочисленных философских, политических и юридических произведений того времени мы достаточно легко можем обнаружить признаки зарождения и существования в этой стране в тот период идей сравнительного правоведения.
Например, явные признаки существования и применения идей сравнительного правоведения прослеживаются в одном из таких широко известных памятников общественно-политической мысли Древнего Китая (IV в. до н. э.), как «Книга правителя области Шан».
В этом произведении, посвященном изложению учения основателя китайской школы легистов Ян Шаня, отстаивавшего деспотическую форму правления, явно в сравнительном плане высказывались нравоучительные по своему характеру суждения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асанова А.Ш. Политические и правовые учения Древней Греции // Наука, техника и образование. 2015. № 5 (11). С. 145-146.
2. Бийболатов М.Г. Формирование концепции правопонимания в Древней Греции // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. В 4-х частях. 2018. С. 62-65.
3. Гераклит. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. Гераклит. Демокрит. Эпикур. Собрание текстов. – Под общ. ред. Дынника М.А. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 39-52.
4. Гомер Илиада и Одиссея / перевод И. Гнедича. М.: Художественная литература, 1967. 767 с.
5. Гражданкина Д.Д., Калашникова Е.Б. Основные этапы развития права в Древнем Риме // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 287-290.
6. Демокрит. Политика / Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. Гераклит. Демокрит. Эпикур. Собрание текстов. Под 21 общ. ред. Дынника М.А. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 167-172.
7. Евкуров А.В. Эволюция соотношения права и закона в Древнем Риме права в воззрениях древнеримских мыслителей // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 10 (37). С. 827-830.
8. Ерышев А.А. История политических и правовых учений: Учеб. пособие. 3-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2002. 152 с.
9. Казарин В.Н. Учение о государстве и праве: Древний Восток и античность // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Иркутский государственный университет, Юридический институт. Иркутск, 2020. 185 с.
10. Каримова А.А., Губайдуллина Р.Н. Право и государство Древней Греции // Шаг в историческую науку. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 40-41.
11. Куртаметов Р.Р. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения // Крымский Академический вестник. 2020. № 17. С. 117-122.
12. Лаптева М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония XI–VI вв. до н. э. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2009. 512 с.
13. Лю Ц. Специфика права китайской народной республики и особенности его современного развития // Правоведение. 2019. Т. 63. № 2. С. 329-337.
14. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Издательство «Наука», 1979. 264 с.
15. Пифагор. Право от Пифагора / Золотой канон. Фигуры эзотерики. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 304-306.
16. Рассказов Л.П. Истоки сравнительного правоведения // Философия права. 2014. № 2 (63). С. 15-18.
17. Рассказов Л.П. Понятие «право» и «закон» в философской школе легистов // Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Сборник тезисов по материалам IV Международной конференции / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. 2019. С. 157-159.
18. Самарин Д.А. Истоки политической и правовой мысли Древней Греции // Конституционно-правовое развитие российской федерации: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 18-21.
19. Скоробогатов А.В. История политических и правовых учений: Учебно-методическое пособие. Казань: Таглимат, 2004. 209 с.
20. Сравнительное правоведение: учебное пособие / Е.Е. Амплеева, А.В. Еремин, Л.А. Харитонов, И.Л. Честнов; под ред. Е.Е. Амплеевой, И.Л. Честнова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. 104 с.
21. Экимов А.И., Зульфугарзаде Т.Э. Сравнительное правоведение: учебно¬-методическое пособие. Москва: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 2016. 72 с.