Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство - это самостоятельная сложная политическая организация, обладающая суверенитетом и специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории. В основе образования государства лежат различные принципы, и в зависимости от того, как оно устроено и какие методы применяются для осуществления власти, взаимосвязи между государством в целом и его частями и т.д. различают формы его существования. Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия и определяют её специфику. Абсолютно одинаковых государств не бывает и не может быть, понятие формы государства как раз и помогает определить тип государства.
Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трёх ее составных частей: формы правления, формы государственного устройства и государственно-правового режима, причём реально оценить демократичность последнего довольно сложно, особенно в отношении государства, в котором не проживаешь и не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей становления государства и его народа . Территориальная организация государственной власти является одной из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.
Следует отметить, что в советской и российской юридической литературе специальных работ, касающихся анализа теоретических и исторических аспектов формы государственного устройства, немного. Существенный вклад в решение этой проблемы внесли H.H. Алексеев, Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, Н.Я. Куприц, А.И. Лепешкин, В.А. Ржевский, В.Г. Филимонов, О.И. Чистяков и др.
Объектом исследования является государственное устройство в форме унитаризма и федерализма.
Предмет исследования - это научная литература, законодательство, подтверждающее форму государственного устройства.
Цель исследования - это комплексный анализ особенностей государственного устройства и его форм.
Для достижения этих целей предполагается решение ряда задач, а именно:
- дать понятие формы государственного устройства;
- проанализировать федеральное государство и конфедерацию;
- охарактеризовать унитарное государство;
- изучить становление федерализма в Российской Федерации;
- выделить признаки, характеризующие Российское государство как федерацию.
Основу методологии работы составили: анализ и синтез, логический метод, исторический метод, сравнение и др.
Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
1.1 Понятие формы государственного устройства
Государства отличаются друг от друга внутренним строением и структурой, отраженные в способе территориального деления, и степенью централизации государственной власти. Эти различия и проявляется в понятии форма государственного устройства. В последнее время само понятие форма государственного устройства подвергается критике, «намечается тенденция к исключению его из научного оборота и замене более подходящим термином» .
По мнению Чиркина В.Е., понятию «государственное устройство» в политической литературе придается слишком широкое значение, включающее также некоторые важнейшие элементы общественного строя. Отсюда и стремление к замене термина более конкретными формулировкам. Однако, полностью соответствующего термина, обозначающего систему взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти пока нет .
От традиционного понимания государственного устройства отказываются и некоторые другие советские юристы. Так, И.О. Чистяков и Н.П. Ферберов пришли к выводу, что целесообразнее термин «форма государственного единства», исходя из принципа, что если нет единства - нет и государства . Но, эта позиция не получила поддержки ни в советской, ни в современной теории государства и права, и до появления альтернативы, сохраняется традиционный термин.
В юридической же литературе при употреблении термина «государственное устройство» имеется ввиду, именно, устройство территории государства, соотношение его как целого с составными частями, его внутреннее деление, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и центральными органами власти. Так В.М. Корельский под формой государственного устройства понимал, именно территориальную организацию государственной власти, соотношения государства как целого с его составными частями .
Миронов О. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную организацию государства, и соответственно как соотношение целого и его частей . В научной и учебной литературе также не выявлено разногласий в понимании данного термина.
Итак, форма государственного устройства – это национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Таким образом, форма государственного устройства показывает из каких частей состоит структура государства; каково правовое положение этих частей и как взаимодействуют их органы; как строятся отношения между центральными и местными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
По общему правилу выделяют три типа государств: унитарное, федеративное и конфедеративное. Безусловно, встречаются и иные подходы. Например, Г. Вайтц , дополнил классификацию совокупным государством (реальный или персональный союз). П. Ламанд , говорил о существовании только двух форм: унитарных и объединенных. А. Стейнер , классифицирует: единое государство, союзное государство, союз государств. Теория государства обладает множеством взглядов, идей и теорий относительно форм государственного устройства, которые объединяет единый взгляд на существование унитарных государств.
При унитарной форме государства принятие всех решений, как во внутригосударственной, так и во внешней политике является прерогативой центральной власти. Федерализм же, в свою очередь, предполагает некую степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства. Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях, или союзе, в основе которого лежат определенные общие цели либо необходимость решения определенных задач, однако, союзные государства сохраняют полную независимость. Каждую из этих форм мы рассмотрим позднее более подробно. После перехода определенного порога численности населения и размеров территории, возникает необходимость в разделе территории на округа, области, края, районы и т.д., а также создания в них территориальных органов власти, то есть в территориальной организации государства, обусловленной расположением в пределах ограниченной территории, на которой проживают граждане этого государства.
Для исполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность. Это и финансовая (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), и экономическая (регулирует в определенной степени рыночные, производственные отношения), и военная (осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но осуществлять такую деятельность из центра при значительной численности населения и больших размерах государства объективно невозможно . Поэтому и возникает необходимость в распределении полномочий между центральными и местными органами власти и управления.
Важно учитывать и такой фактор, как многонациональность населения того или иного государства, при которой у каждой существуют свои традиции, особенности развития и становления государственности, а также различные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М., – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 976 с.
2. Васильев А.А., Фольк Е. Федеративное государство или унитарное / А.А. Васильев, Е. Фольк // В сборнике: ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. Материалы I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 122-125.
3. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений / В.Г. Вишняков // Конституционное право России. – М., 2008. – 369 с.
4. Гаман-Голутвина О.В., Бусыгина И.М., Веретевская А.В. и др. Политическая компаративистика. Учебное издание / О.В. Гаман-Голутвина, И.М. Бусыгина, А.В. Веретевская и др. Под. ред. О.В. Гаман-Голутвиной. – Москва, 2020. – 784 с.
5. Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России / М.В. Глигич-Золотарева // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 2. – С. 16.
6. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян. – М., 2017. – 352 с.
7. Козлова Н.Ю. Буржуазные учения о федерализме XVIII – XIX вв. / Н.Ю. Козлова. – М.: Наука, 1988. – 144 c.
8. Кокотов А.Н. Новая модель разграничения полномочий / А.Н. Кокотов // Российский юридический журнал. – 2018. – № 1. – С. 35-37.
9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Российская газета. – 25.12.1993.
10. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место России в ней / М.М. Лебедева // Мегатренды мирового развития/ Под ред. М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального об-ва. – М.: Экономика, 2001. – С. 152-170.
11. Сюткина Н.С. Об особенностях российского федерализма / Н.С. Сюткина // Наука, техника и образование. – 2015. – С. 70-72.
12. Теория государства права. Учебник для юридических вузов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Превалова. – 2-ое изд., изм. и доп. – М.: Изд. группа Норма – Инфра-М. – 2011. – 401 с.
13. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. – 2011. – 478 с.
14. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России / Ю.П. Титов. – М., 2015. – 472 с.
15. Тихомиров Ю.А. Об институциональных аспектах федеративных отношений / Ю.А. Тихомиров // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 3. – С. 55-54.
16. Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания / С.В. Турусин, Е.Б. Шевченко // Основы экономики, управления и права. – № 3. – 2016. – С.17-19.
17. Турусин С.В. Мировоззренческие основания идеи федерализма / С.В. Турусин // Основы экономики, управления и права. – 2014. – № 1. – С. 20-23.
18. Смирнова Л.В. Конфедерация: форма государства или форма межгосударственного объединения? / Л.В. Смирнова // В сборнике: Эволюция российского права. Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. – 2019. – С. 634-637.
19. Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты / М.Х. Фарукшин. – М.: Юристъ, 2016. – 276 с.
20. Федоров А.Ф. Российский федерализм: исторический опыт и современность / А.Ф. Федоров. – М.: ТДК Москва, 2006. – 346 с.
21. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1994. – № 8-9. – С. 74-76.
22. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин. – 2-ое изд. испр. и доп. – М.: Юристъ. – 2018. – 584 с.
23. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации / О.И. Чистяков. – М.: изд-во МГУ, 1966. – 328 с.