Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правовая политика как концептуально-теологическая составляющая юридической политики формирует основу государственной политики в той или иной сфере деятельности с целью комплексного и единообразного развития всей политико-правовой надстройки государства, обеспечивая при этом связность и соотносимость элементов указанной надстройки.
Очевидно, что основной формой ее реализации выступает именно правотворческая деятельность.
Результатом правотворчества является основной системообразующий компонент всех правовых явлений и основное юридическое средство – нормативный правовой акт, которые играют двоякую роль в юридической политике государства. Это связано как с содержанием самого явления, так и со спецификой воздействия правовых средств на политические отношения, часть которых является и сама юридическая политика.
Объектом курсовой работы являются правовые отношения, складывающиеся в сфере правотворчества.
В качестве предмета используются правовые нормы, регламентирующие понятие, принципы, формы и стадии правотворчества.
Целью курсовой работы является анализ понятия, принципов, форм и стадий правотворчества.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие правотворчества;
– рассмотреть принципы правотворчества;
– исследовать формы (виды) правотворчества;
– проанализировать законодательную инициативу;
– раскрыть подготовку проекта нормативного акта;
– охарактеризовать обсуждение законопроекта в Государственной Думе;
– рассмотреть принятие и подписание закона;
– выявить современные проблемы в области правотворчества и систематизации нормативно-правовых актов Российской Федерации;
– рассмотреть проблемы соотношения правотворчества и нормотворчества;
– проанализировать влияние судебной практики на правотворчество.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: А.В. Ильин, М.А. Матвеева, А.В. Павлушкин, А.С. Павловский, А.В. Скрипник, Т.А. Парфенова, В.О. Гостик и др.
Структуры работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие, принципы и формы правотворчества
1.1. Понятие правотворчества
Для современного государства жизненной необходимостью является модернизация такой сферы как правотворчество. Следует сказать, что исследование вопросов правотворчества всегда были и остаются объектом пристального внимания ученых, политиков, представителей власти, а также рядовых граждан. Наряду с понятием «правотворчество» в юридической науке используются дефиниции «правоустановление», «правообразование», «формирование права».
В своем труде «Общая теория права и государства» В.С. Нерсесянц правотворчество рассматривает как «правоустановление», то есть форму государственной деятельности, связанную с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права . Правообразование и формирование права рассматриваются как тождественные процессы, охватывающие сложный и долгий процесс формирования правовых взглядов общества.
В свою очередь, некоторые авторы предлагают понимать правообразование – как естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, как разработку и принятие нормативных предписаний .
А.В. Скрипник предлагает понимать правотворчество как деятельность компетентных органов, в результате которой определенные положения через закон, или иные источники получают статус юридических норм и выступают «в виде норм писанного права» .
В ряде случаев ученые-юристы настаивают на определении правотворчества в качестве процесса. По их мнению, правотворчество представляет собой совокупность определенных организационных действий. В свое время интерпретация правотворческой деятельности как процесса была предложена А.В. Ильином . Соглашаясь с ним, М.Б, Румянцев под правотворческим процессом также понимает длящуюся во времени, регламентированную юридическими нормами деятельность . В данном контексте правотворческий процесс предстает как сложная система последовательных операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт.
Двойственная природа правотворчества обусловлена прежде всего тем, что правотворческая, как и любая юридическая деятельность, немыслима без особого рода познания, а значит, по своей сути носит творческий, интеллектуальный характер. К тому же субъекты правотворчества призваны осуществлять познание самостоятельно, а не просто опираться на познанные наукой законы общественного развития.
С учетом того, что активность законодателя носит в основном не практический, а теоретический характер, и в целях придания этой специфической, требующей особых знаний и умений интеллектуальной деятельности по моделированию правовых установлений чувственно воспринимаемой определенной формы и недопущения субъективизма, процесс создания права должен протекать не самопроизвольно или спонтанно, а в соответствии с особым процедурным распорядком.
При отсутствии установленной и строго соблюдаемой процессуально-правовой формы не существует реальной возможности проследить за ходом мысли законодателя с целью выяснить, какие познанные общественные закономерности положены в основу принятого законодательного решения, каким образом осуществлен выбор средств правового регулирования и т.д. А без этого, в свою очередь, было бы затруднено воплощение принятого законодателем решения в жизнь . Поэтому не может рассматриваться в качестве полноценного определение правотворчества, в котором нет указания на последовательность соответствующих действий (процедуру) и на причину потребности в ней.
Правотворчество в рассмотренном концептуальном аспекте подразумевает не только мыслительные действия, позволяющие сформулировать правовую норму, но и организационно-юридические процедуры создания правовой нормы, в результате чего создается нормативный правовой акт.
Двойственный характер природы правотворчества предопределяет, в свою очередь, ее рассмотрение как высокоорганизованной и динамичной подсистемы, имеющей определенный уровень организации составляющих ее компонентов. Поэтому она имеет сложную структуру и, как правило, развитую процессуальную форму. Раскрытие и того и другого должно составить важную плоскость исследований в рамках теории правотворчества.
Таким образом, в одних работах правотворчество определяется как форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену, а в других – как процесс познания правовых потребностей государства и общества, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Исследовав разные подходы, в сжатом виде можно дать следующее определение данной юридической категории: под правотворчеством следует понимать завершающий этап правообразования, состоящий в деятельности управомоченных субъектов по созданию, изменению или отмене правовых норм в целях урегулирования общественных отношений и совершенствования наличной системы права.
Изучая процесс и проблемы правотворчества, необходимо отметить отставание правотворчества от реальных потребностей общества, что негативно отражается как на правовом развитии страны, так и на ее государственном развитии, и, в конечном счете, может привести к напряженности в обществе и дестабилизации общественно-государственных отношений. Деформации социального механизма правотворчества приводят к проблемам не только в правотворчестве, но и в правоприменении, правовом поведении граждан, к изменениям правосознания. Одна из главных задач на пути
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
5. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Информация «Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013 – 2015 годов)» (одобрено решением Конституционного Суда РФ от 23.06.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Баранов И.Н. Муниципальный правотворческий процесс: понятие и стадии // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 906 – 912.
8. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2015. 164 с.
9. Гостик В.О. Проблемы современного правотворчества // Право и права человека сборник научных трудов молодых ученых. 2017. С. 21 – 24.
10. Желдыбина Т.А. Оптимизация правотворческой деятельности под влиянием судебного правотворчества // Российский судья. 2016. № 4. С. 54 – 58.
11. Ильин А.В. Сущность российского правотворчества в условиях проблем построения социального государства // Социально-экономические аспекты развития современного общества межвузовский. 2017. С. 72 – 81.
12. Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 22 – 41.
13. Корнев В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (48). С. 17 – 20.
14. Кучерявцев Д.А. Правоотношение законодательной инициативы (на примере Российской Федерации и ее субъектов) // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 37 – 45.
15. Матвеева М.А. Нормотворчество и правотворчество: теоретические проблемы соотношения понятий // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 3 (34). С. 42 – 47.
16. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 89 – 99.
17. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. 417 с.
18. Павлушкин А.В., Павловский А.С. Современное правотворчество: новые возможности для общества и государства // Журнал российского права. 2015. № 3 (219). С. 146 – 154.
19. Пайгина Д.Р. Поиск эффективных решений проблем правотворчества // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 141 – 145.
20. Парфенова Т.А. К вопросу о видах правотворчества в современной юридической науке // Пролог: журнал о праве. 2013. № 1 (1). С. 14 – 19.
21. Пономарева Е.В. Основные направления совершенствования правотворческой деятельности // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 4. № 42. С. 51 – 53.
22. Романов И.Б. Проблемы определения правотворчества как правовой категории // Юридическая мысль. 2016. Т. 95. № 3. С. 32 – 43.
23. Румянцев М.Б. Правотворчество как юридическая наука // Законодательство и экономика. 2015. № 5. С. 39 – 45.
24. Румянцев М.Б. Принципы правотворчества и их классификация // Законодательство и экономика. 2015. № 11. С. 48 – 53.
25. Савченко Н.А. Реализация органами местного самоуправления права законодательной инициативы в законотворческом процессе субъекта РФ // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 3. С. 15 – 19.
26. Сарибекян С.Н. Коллизии в конституционном правотворчестве // Евразийский юридический журнал. 2015. № 9 (88). С. 113 – 114.
27. Симонишвили Л.Р. Особенности реализации права законодательной инициативы в государствах с федеративной формой государственного устройства // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4. С. 35 – 39.
28. Скрипник А.В. Правотворчество и правотворческая политика: проблемы взаимодействия // Актуальные проблемы развития гражданского права и процесса на современном этапе. 2015. С. 359 – 362.
29. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 2-е изд. М., 2011. 389 с.
30. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М.: Юрайт, 2013. 437 с.
31. Чечельницкий И.В. Цели и средства современного правотворчества // Юридическое образование и наука. 2014. № 1. С. 35 – 39.
32. Ярмонова Е.Н. Отличие нормотворчества от правотворчества // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 9. С. 117 – 119.