Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы организационной культуры находятся в самом центре дискурса о стратегическом организационном развитии организаций и предприятий во всех сферах. Это объясняется тем, что эффективность всех процессов взаимодействия между членами коллектива, а также внешних организационных коммуникации находятся в прямой зависимости от уровня развития организационной культуры, ее согласованности, открытости, инновационности, демократичности, стабильности и т.п.
Современная организация, постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды, должна приспосабливаться к изменениям. Своевременная и адекватная реакция на воздействие внешней среды, возможность активной адаптации к изменениям окружающей действительности, благодаря эффективному управлению функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации обеспечивается, в том числе, и за счет развития организационной культуры. Более, того, устойчивая и проактивная организационная культура способствует достижению стратегических целей и задач компании, так как формирует ее устойчивость к внешнему воздействию.
Понятие организационной культуры вызвано к жизни рассмотрением организаций как сообществ, члены которых одинаково понимают цели, ценности, модели поведения. В современном менеджменте понятие организационной культуры – одно из базовых, однако, основным показателем, который необходим, чтобы правильно понимать и управлять организационным поведением, его стали признавать совсем недавно.
В связи с этим представляется актуальным провести анализ корпоративной культуры предприятия с позиции стратегического управления на примере ОАО «Строй-Центр».
Цель курсового проекта – анализ организационной культуры предприятия с позиции стратегического управления на примере ОАО «Строй-Центр»
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие ценности нормативных элементов организационной культуры,
- изучить методику анализа ценностно-нормативных элементов культуры,
- представить характеристику деятельности ОАО «Строй-Центр»,
- представить результаты анализа организационной культуры ОАО «Строй-Центр» в позиции стратегического управления.
Предмет исследования – формирование и развитие организационной культуры.
Объект исследования: ОАО «Строй-Центр».
Степень изученности данной темы обусловлена интересом к ней со стороны ученых и управленцев, руководителей компаний. В данной работе были использованы научные исследования Брындиной О.А., Горцевской Е.А., Заболотной В.О., Кравченко В.А., Никифоренко В. Г., Куликова Ю.А., Тихомировой О.Г. и других.
Методы исследования:
- анализа и синтеза,
- анализа научных исследований по тематике,
- комплексный и системный подход,
- индукции и дедукции.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами и пятью параграфами, заключением и списком использованных источников.
1.Теоретические основы корпоративной культуры как стратегического преимущества современной компании
1.1. Понятие и сущность организационной культуры
Современная парадигма управления строится на признании социально-культурных предпосылок успешной реализации планов, проектов и инноваций. Такая гуманистическая парадигма основывается на концепции «управления человеком» (humanbeingmanagement) [5, С.129]. К основным составляющим современной парадигмы управления можно отнести: стратегическое планирование деятельности предприятия, широкое использование маркетинговых и персонал-ориентированных технологий, формирования культуры организации [7].
Именно в контексте гуманистической парадигмы управления организация выступает как самостоятельное культурное образование. Осознание этого явления кардинально меняет смысл технологии менеджмента, переносит акценты по контролю и стимулированию трудовой деятельности вообще на индивидуальную мотивацию, воспитание чувства ответственности и причастности к делу, формирование команды, способной на активный творческий поиск.
Впервые понятие «корпоративная культура» появилось в работах К. Левина и X. Уайта (1936 гг.). Явления и проблемы, связанные с организационной культурой, исследовали также С. Картрайт и Б. Зандер (1953 гг. - «Групповое мышление») и К. Арджирис (1958 гг. - «Климат коллектива», «неформальная культура»). Известный ученый Д. Макгрегор внес весомый вклад в развитие представлений об организационной культуре, но употреблял термин «управленческий климат» (1960 гг.). Разработанная Д. Мак-Грегором теория обосновывала процесс мотивации работников двух типов - X и Y, давала представление о политике организации и ее организационном климате, а значит, благодаря этой теории понятие организационной культуры приобрело значительно большее распространение и развитие [11, С.26].
Основы теории корпоративной культуры были обоснованы К. Гертцем в работе «TheInterpretationofCulture» (1973 гг.). Также изучение отдельных аспектов организационной культуры встречается в трудах таких ученых как П. Тернер (1971 г.), С. Ганди (1978 гг.). А. Петтигрю (1979 г.) сосредоточил свои исследования на выяснении антропологической концепции организационной культуры и на поиске возможностей использования ее составляющих в организационном анализе.
Вообще в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. отмечается оживление интереса ученых к вопросу организационной культуры, в результате чего концепция организационной культуры получила одно из важных мест в теории организации [20, С.49]. Именно в это время в трудах таких ученых как Т. Петер, Т. Дилл, А. Кеннеди, Р. Вотермен, Е. Шейн было обосновано значение организационной культуры для успешного функционирования и развития организации.
В дальнейшем концепция организационной культуры получила значительное развитие и всеобщее признание, но оставалась практически неизвестной и неисследованной отечественными учеными. Интерес к явлению организационной культуры и возможностям использования ее в качестве рычага для повышения эффективности работы предприятия возник в России в процессе развития корпоративных отношений в процессе становления рыночных условий хозяйствования [11, С.26].
Иногда корпоративную культуру отождествляют с культурой организации. Неотъемлемой составляющей понятия "корпоративная культура" являются оценочные атрибуты ("высокая", "средняя", "низкая", "имеется", "отсутствует" и т.д.).
Таким образом, мы согласны с Хмель Ф.И., культура организации не может так отождествляться, поскольку существует при любом уровне корпоративной культуры.
Нецелесообразно также считать равнозначным феномен культуры организации с корпоративной культурой, носителями которой являются корпорации - одна из организационно-правовых форм хозяйствования в рыночной экономике.
Неоднозначные взгляды ученых и относительно структурного состава корпоративной культуры предприятия, что проявляется в многообразии структурообразующих элементов культуры и их группировке в каждом отдельном случае. Однако, согласно последним исследованиям в этой сфере [17, С.68], можно выделить бихевиористические, морально-этические, когнитивные, материалистические составляющие организационной культуры (рис. 1). Но в совокупности все они направлены на формирование в сознании окружающих представления об имидже предприятия, который, в свою очередь, значительно влияет на степень доверия к предприятию, к его товарам, что является безусловным условием процветания предприятия или его упадка [11, С.26].
Выделение корпоративной культуры как объекта управленческой деятельности ставит перед современным менеджментом задачу овладения принципами организационно-культурного подхода, который дает комплексное представление о процессах эволюции и функционирования организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей.
Однако нужно констатировать, что ни сам феномен организационной культуры, ни ее характеристики и методики оценки не имеют единой трактовки. Поэтому мы разделяем мнение известного российского исследователя данной проблемы Певца В. А., который считает, что «такая множественность представлений о структуре, состав элементов и форм проявления организационной культуры свидетельствует о недостаточной изученности этого явления» [11, С.26].
1.2. Значимость организационной культуры в развитии компании: разнообразие подходов
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Блинов, А.О. Совершенствование корпоративной культуры предприятий авиационной промышленности на основе управления лояльностью человеческих ресурсов /А.О. Блинов //Управление персоналом. – 2012. - №12. – С.29.
2. Брындина О. А. Оценка стратегического набора управления корпоративной культурой предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbuv.gov.ua.
3. Годин, А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. - 12-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 656 с.: ил.
4. Горелов, С.В. Основы научных исследований: учебное пособие / С.В. Горелов, В.П. Горелов, Е.А. Григорьев; под ред. В.П. Горелова. - 2-е изд., стер. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 534 с.
5. Горцевская Е.А. Экономические аспекты формирования организационной культуры предприятий и бизнес-групп. / Е.А. Горцевская // Вестник ЮРГТУ (НПИ)- 2011. № 1- С. 149-152
6. Дышловой И.Н., Хибер Ю.В. Роль корпоративной культуры в стратегическом управлении // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2017. - № 1-1 (123). - С. 123-126.
7. Заболотная В. О. Организационная культура как психологическое основание повышения эффективности труда // Заболотная В. О. Психологические основы управления персоналом. – К.: Генезис, 2010. – С. 227–241.
8. Кравченко В.А., Никифоренко В. Г. Оценка влияния организационной культуры на эффективность и конкурентоспособность предприятия // БИ . 2012. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-organizatsionnoy-kultury-na-effektivnost-i-konkurentosposobnost-predpriyatiya (дата обращения: 02.04.2015).
9. Климович, Л.К. Основы менеджмента: учебник / Л.К. Климович. - 2-е изд., стер. - Минск: РИПО, 2015. - 279 с.: схем., ил.
10. Куликов, Ю.А. Организационная культура и система менеджмента качества/Ю.А. Куликов // Менеджмент в России и за рубежом – 2012. - №3. – С.11.
11. Менеджмент: учебник / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 343 с.: табл., схемы
12. Моргунов Е. Организационная культура: единство и множественность // Управление персоналом. 2010. № 6 (232) С. 26.
13. Нуралиев, С.У. Маркетинг: учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 362 с.: ил. - (Учебные издания для бакалавров).
14. Мусина, О.Н. Основы научных исследований: учебное пособие / О.Н. Мусина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 150 с.
15. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. Ю.В. Морозова, В.Т. Гришиной. - 9-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 446 с.: табл., схемы, граф.
16. Манушин, Д.В. Основы студенческих научно-исследовательских работ в области экономики: учебное пособие / Д.В. Манушин. - Казань: Познание, 2012. - 148 с.
17. Проценко Е.А. Корпоративная культура как один из ключевых факторов успешной деятельности компании // Факторы успеха. - 2017. -№ 1 (8). - С. 54-59.
18. Семёнов, Ю.Г. Организационная культура в контексте гуманитарных технологий /Ю.Г. Семёнов //Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №2. – С.127.
19. Слепцова Е.В., Овезова К.С. Основные процессы и факторы, определяющие поведение персонала организации // Экономика устойчивого развития. - 2018. - № 3 (35). - С. 285-289.
20. Спиваковский, В.Е. О взаимосвязи уровня рефлексии групповой (командной) роли с типом организационной культуры / В.Е. Спиваковский //ВМУ. Сер.14. Психология. – 2010. - №1. – С.89.
21. Справочно-правовая система "Консультант Плюс"
22. Справочно-правовая система ГАРАНТ
23. Титова М.В., Фролов П.А. Взаимосвязь силы и качества организационной культуры // Центральный научный вестник. - 2018. - Т. 3. № 7 (48). - С. 39-40.
24. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О. Г. Тихомирова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - С. 49.
25. Этика корпоративной культуры – это не догма, а руководство к действию! //Управление персоналом. – 2012. - №16. – С.42.
26. Юхнева Е.А. Оценка организационной культуры и моделей коллективного поведения в системе стратегического планирования // Российское предпринимательство. – 2014. - №19(265). – С.62-73