Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана с тем, что современные региональные хозяйства характеризуются высокой степенью открытости, взаимосвязи и взаимозависимостью. Формирование товарных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и реализация конечной продукции каждого отдельного регионального хозяйства находятся в тесной связи с размещением производства и потреблением, структурой межрегиональных связей в масштабе страны, стран ближнего и дальнего зарубежья.
На уровне региональных хозяйств развиваются межрегиональные торгово- посреднические, финансовые, информационные, научно-технические связи, прямые отношения по кооперационным поставкам, создаются совместные предприятия, филиалы корпораций, банков, финансово-промышленных групп, растет количество сделок по обмену товарами и услугами между регионами России и другими государствами. Участие в территориальном и международном разделении труда становится все более значимым фактором развития региональных хозяйств. В региональном хозяйстве формируется система рынков, которая предполагает согласование интересов между производителями и потребителями различных видов товаров и услуг.
Кругооборот материальных, трудовых, финансово-кредитных и информационных ресурсов проходит благодаря внутрирегиональным и межрегиональным связям. Главная цель системы региональных рынков – обеспечить эффективное развитие региональной экономики. Входящие в систему региональные рынки различного типа функционально связаны взаимодействием субъектов рыночных отношений и элементов производительных сил, воспроизводство которых происходит под влиянием региональных факторов и предпосылок.
Цель работы: изучить вопросы современного состояния и перспектив развития локального рынка бытовых услуг населению (на примере города Екатеринбурга Свердловской области).
Задачи работы:
- исследовать показатели функционирования и развития локального рынка бытовых услуг,
- провести анализ современных процессов развития локального рынка бытовых услуг населению (на примере города Екатеринбурга Свердловской области),
- исследовать перспективы развития локального рынка населению (на примере города Екатеринбурга Свердловской области).
Объект исследования: локальный рынок бытовых услуг населению города Екатеринбурга Свердловской области.
Предмет исследования: современное состояние и перспективы развития локального рынка бытовых услуг населению города Екатеринбурга Свердловской области.
Информационной базой для выполнения работы послужили научная литература; учебники и учебные пособия, статистические данные региона Свердловской области.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованных источников.
Содержание работы изложено на ____ страницах машинописного текста, и включает _____ рисунков, ____ таблиц, ______ приложений. Список литературы состоит из ____ источников».
1. Теоретические аспекты исследования локального рынка бытовых услуг населению
1.1 Локальный рынок бытовых услуг: понятие, структура
В настоящее время экономистами все чаще употребляется понятие локального рынка. Однако, в экономической литературе ему не уделено должного внимания. Локальный рынок так и не получил обоснования экономической сущности, причин формирования, механизма функционирования и выполняемых им функций. Также отсутствует четкое определение данной категории, поэтому возникает необходимость обоснования категории локального рынка.
Локальный рынок носит неопределенный характер и, в зависимости от цели исследования, понимается по-разному. Точки зрения по определению данной категории различны — от рынка в пределах какой-либо местности до межстранового интегрированного рынка. Если речь идет о неоклассике, то локальный рынок рассматривается в рамках отраслевых рынков, в рамках микроэкономики, когда учитывается поведение фирмы на рынке в условиях разных типов конкуренции. Неоклассика по преимуществу занимается изучением рынка при разных составляющих конкурентной среды. Таким образом, важно уточнить само понятие локального рынка и рассмотреть данный тип рынка в рамках мезоэкономики, определить критерии выделения локального рынка, исследовать факторы, влияющие на его¬ формирование и функционирование, оценить перспективы его дальнейшего развития.
Региональный рынок – комплексное понятие, которое характеризуется рыночными отношениями в открытой динамичной системе. В узком смысле – это территориально ограниченная система товарных отношений между предъявителями предложения и спроса (между производителями товаров/услуг и потребителями). В рамках таких отношений осуществляется кругооборот вещественных или денежных потоков в конкретном регионе (области/республике).
Региональный рынок отображает социально-экономические связи, которые возникают в момент купли-продажи. В ходе таких связей формируется распределение и обмен продукции/услуг с учетом ценовых эквивалентов, спроса, а также предложения.
Классификация региональных рынков обширна - она строится с учетом механизма функционирования рынка, объекта купли-продажи, видов и т. д. В зависимости от вида все рынки делятся на:
• рынок рабочей силы;
• рынок финансов (ценных бумаг, кредитный, ипотечный, валютно-денежный и т. д.);
• потребительской продукции;
• инвестиционных товаров;
• земельных ресурсов;
• недвижимости (жилой/коммерческой);
• услуг (производственных/материальных);
• информационный (знания и авторское право);
• рынок инноваций.
Региональный рынок выполняет ряд функций, которые делятся на две обширные категории: опосредованные и непосредственные. Опосредованные функции – функции регионального рынка, которые способствуют развитию межрегиональных товарно-рыночных отношений, а также росту национальной экономики, международных экономических связей с влиянием на социальную сферу в конкретном государстве.
Непосредственные функции регионального рынка включают:
• обмен с распределением продукции или услуг;
• реализацию отношений материальной/нематериальной собственности;
• создание конкурентной среды с индивидуальным воспроизводством конкурентоспособных товаров/услуг;
• развитие сегментированной рыночной структуры.
Региональный рынок существует исключительно в конкурентной среде. Конкуренция на рынке определяется правами и возможностями производителей свободно реализовывать товары или услуги под действием спроса покупателей. Поэтому для регионального рынка характерна конкуренция, которая делится на виды:
• чистая конкуренция – образована производителями товаров/услуг и потребителями, которые имеют спрос на однотипную продукцию;
• монополистическая конкуренция – вид конкуренции на региональном рынке, образованный множеством производителей и потребителей;
• олигополистическая конкуренция – конкуренция на рынке, образованная минимальным числом производителей, чувствительных к ценообразованию[1].
Локальный рынок – система, образованная совокупностью торговых отношений между продавцами и потребителями товарной группы на конкретной территории. Сфера отношений между экономическими агентами, как правило, ограничена одним городом или районом. Локальный рынок является структурной единицей региональной экономической системы, образованной под действием спроса и предложения.
В структуре локальных рынков можно выделить аспекты его функционирования. К подобным аспектам относят:
• резкое территориальное ограничение – отношения между продавцами и потребителями осуществляются в рамках одного административного образования (города, района и т.д.);
• производственный характер сбыта продукции – конкретный вид товара реализуется непосредственно в той местности, где производится (с максимальной приближенностью к потребителю);
• локальность конъюнктуры – локальный рынок в наибольшей мере зависит от специфики потребительского спроса, сформированного на определенной территории;
• доминирование региональных производителей, которые поддерживают производственный характер торгово-рыночных отношений.
Таким образом, локальный рынок – это система, сформированная отношениями межу потребителями и производителями продукции, на которую существует максимальный спрос на конкретной территории. В организационном отношении локальный рынок представлен малым бизнесом (с розничной/мелкооптовой торговлей, предприятиями сферы услуг и т.д.). При этом малый бизнес формирует сеть и является структурной составляющей более обширного рынка – регионального.
Локальный рынок в экономической системе государства выполняет ключевую функцию – установление и укрепление межрегиональных торговых отношений (с учетом местного спроса и предложения). Роль локального рынка в развитии общерегионального будет возрастать по мере роста сбыта продукции стратегического назначения.
Фактически именно локальный рынок поддерживает эффективный товарообмен, создавая условие равного доступа потребителей к выпускаемой продукции. Равный доступ к товарам обеспечивает удовлетворение платежеспособного спроса у потребителей на начальной ступени экономической системы. Для удовлетворения спроса производители расширяют производство, спектр выпускаемой продукции, что автоматически стимулирует развитие торгово-производственных отношений в регионе в целом.
Исходя из этого – инфраструктура локального рынка, его способность к саморегуляции – это ключевые факторы, которые могут развивать или ограничивать региональный рынок (и, как следствие, экономику страны в целом) [3].
В настоящее время экономистами все чаще употребляется понятие локального рынка. Однако, в экономической литературе ему не уделено должного внимания. Локальный рынок так и не получил обоснования экономической сущности, причин формирования, механизма функционирования и выполняемых им функций. Также отсутствует четкое определение данной категории, поэтому возникает необходимость обоснования категории локального рынка. Локальный рынок носит неопределенный характер и, в зависимости от цели исследования, понимается по-разному. Точки зрения по определению данной категории различны — от рынка в пределах какой-либо местности до межстранового интегрированного рынка. Если речь идет о неоклассике, то локальный рынок рассматривается в рамках отраслевых рынков, в рам
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алферова Л. А. Экономическая теория: учебное пособие для студентов Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. – 283 с.
2. Артемьева Л. В. Региональный потребительский рынок: приоритеты развития и государственного регулирования в посткризисный период // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. №2. С. 45-47.
3. Антонова О.В. О вопросах взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда // Микроэкономика. - 2012. - N 4. - С.115-118.
4. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Голубкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 344 с.
5. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Коммерция: учебное пособие / Г.Г. Иванов, С.Л. Орлов. - М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2013. -- 160 с.
6. Крылова Т.А. Управленческий анализ в отраслях: Учебное пособие/ Т.А.Крылова, Н.Н.Масино; СПбГИЭУ.- СПб.: СПбГИЭУ, 2011.- 188 с.
7. Мидич Д. Чем будем гордиться: направления прорыва // Эксперт. - 2012. - N 39. - С.118-124.
8. Миронова В.С. Прикладной маркетинг: учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2016. 112 с.
9. Новикова К. В. Интернет-маркетинг и электронная коммерция: учеб.- метод. пособие / К. В. Новикова, А. С. Старатович, Э. А. Медведева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2013. – 78 с.
10. Перекалина Н. С. Продуктовые и процессные инновации в маркетинге. М.: Инфра-М, 2013. 250 с.
11. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 504 с.
12. Прядеин А.А. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года / сост: Прядеин А.А., Большаков А.Л., Казакова Н.В., Каркавина А.И., Левковский В.В., Сахарова Е.К.; Департамент экономики Администрации города Екатеринбурга. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2017. – 79 с.
13. Рофе А.И. Рынок труда : учебник / А.И. Рофе. — М. : КНОРУС, 2016. — 272 с.
14. Силин Я.П. Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры [Текст] : [кол. моногр.] / под ред. Я. П. Силина; [отв. за вып. : Н. Ю. Власова, Е. Б. Дворядкина] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. — 327 с.
15. Сидоров, В.П. Коммерческая деятельность: учебное пособие / В.П. Сидоров. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2014. – 248 с.
16. Соловьев Б. А., Мешков А. А., Мусатов Б. В. Маркетинг: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 335 с.
17. Скляр Е. Н. Маркетинг инноваций: закономерности, тенденции и перспективы использования на современных российских предприятиях. Брянск: Изд-во БГТУ, 2013. 148 с.
18. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 342 с.
19. Шарафутдинов В. Н. Проблемы совершенствования технологии брендинга региональных турпродуктов/В. Н. Шарафутдинов, Е. В. Онищенко // Крымский научный вестник – №4 2015. – С. 202-225.
20. Шаталова Ю. А. Соотношение масштабов и эффективности хозяйствования предприятий различных отраслей экономики / Ю.А. Шаталова // Журнал ФЭС: Финансы, экономика, стратегия. – 2011. – №4.