Фрагмент для ознакомления
2
Создание и проектирование гостиничных предприятий должно отвечать существующим строительным стандартам и правилам, данная деятельность является строго стандартизированной.
При этом, под стандартизацией понимается деятельность по установлению определенных правил и характеристик с целью их последующего использования. Стандартизация направлена на обеспечение упорядоченности в сфере производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Упорядочение гостиничной деятельности обеспечивается посредством утвержденных стандартов .Стандарты гостиничного и туристического обслуживания - часть государственной системы стандартизации Российской Федерации, которая определяет:
- задачи и цели стандартизации в сфере гостиничного менеджмента и туризма;
- основные принципы работы в вышеуказанных сферах;
- основные положения нормативных документов гостиничной отрасли.
Основная цель стандартизации в гостиничной сфере – обеспечить заявленный уровень качества и безопасности предоставляемых гостиничных услуг, защитить потребителей таких услуг от проявлений недобросовестной конкуренции в отрасли. Проведениенеобходимых работ в сфере стандартизации в гостиничных предприятиях, которые могут быть отнесены к средним и крупным, может быть обеспечено посредством создания специального подразделения, которое будет отвечать за стандартизацию. На мелких предприятиях гостиничной отрасли работу по стандартизации услуг целесообразнее возглавить менеджерам, которые отвечают за определенные сферы деятельности гостиничного предприятия, либо специально выделенному сотруднику. В любом случае, подразделению, ответственному за стандартизацию необходимо работать в тесном контакте с остальными структурными подразделениями гостиницы. В работе служба стандартизации гостиничного предприятия должна руководствоваться целым рядом отечественных и зарубежных нормативных документов. Следует учесть, что если нормативные документы Российской Федерации по своим требованиям уступают международным документам, в этом случае определяющими стандартами для работы гостиницы должны быть стандарты, созданные на основе международных документов.
Функциональные и технические стандарты в гостинице. По мнению Г.А. Бондаренко и Н.И. Кабушкина, продукт «гостиница» включает в себя материальные и нематериальные услуги. К первым относится предоставление номеров, мебели, оборудования, бассейна. Ко вторым компонентам продукта - нематериальным услугам относится атмосфера, дружелюбность и открытость персонала, общий сервис. Такие компоненты оказывают значительное влияние на степень удовлетворенности клиентов. Такое же мнение по вопросу большей значимости нематериальных составляющих гостиничных услуг для гостей у Е.А. Балашовой. Известно, что впечатления клиентов от полученного обслуживания значительно повлияет на возможность повторного посещения гостиницы .
Основные правила и требования к проектируемым, реконструируемым средствам размещения с числом номеров для размещения устанавливаются приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 724/пр от 20.10.2016 г.
Разработчиком правил выступил институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий.
Проектирование объектов размещения с числом номеров более 50 предполагают проектирование и строительство гостиниц высотой до 50 м и имеющих заглубление подземной части до 15 м.
В данную категорию попадают такие гостиничные предприятия как:
- мотели;
- апартотели;
- бутик-отели;
- сюит-отели.
Как уже отмечалось выше, в зависимости от уровня предоставляемых услуг и материально-технической оснащенности, гостиничные предприятия с с числом номеров больше 50 единиц проектируются в соответствии с 6 различными категориями:
- 1 звезда;
-2 звезды;
- 3 звезды;
- 4 звезды;
- 5 звезд;
«5 звезд» - это высшая категория, низшей же является «без звезд».
Общая вместимость гостиничных предприятий с числом номеров больше 50 утверждается в задании на проектирование .
ГОСТ Р 51185 подразделяет гостиничные предприятия свыше 50 номеров на средние (число номеров 51-200) и большие (200 и выше номеров)
Строительные правила 12.13130 определят категории проектируемых гостиничных предприятий по критериям взрывопожарной и пожарной опасностей.
Предусматривается доступ для обеспечения маломобильных групп населения в соответствии с 59.13330. Количество номеров, которые предназначаются для инвалидов устанавливаются в задании на проектирование.
Здания гостиниц с числом номеров свыше 50 могут быть надстроены как один мансардный этаж, при этом необходимо соблюдать требования СП 118.13330, а также нормативные документы по пожарной безопасности.
В зданиях гостиниц должны быть предусмотрены мероприятия по защите проживающих, работающих и посетителей от криминальных проявлений с учетом требований СП 118.13330 и СП 132.13330.Размещение гостиниц должно соответствовать требованиям, ГОСТ Р 51185, СП 42.13330, генеральным планам и проектам планировки функциональных территорий городов и населенных пунктов размещения. Площадь участка для размещения гостиницы устанавливается заданием на проектирование.
В составе участка гостиниц с числом номеров более 50 должны быть предусмотрены:
- хозяйственная зона, которая изолирована от жилой зоны;
- жилая зона;
- площадка для стоянки автобусов и легковых автомобилей гостей;
- пешеходные тротуары и внутренние проезды.
1.2 Особенности гостиничных предприятий категории 3 звезды
В мировой практике гостиничного бизнеса отсутствует единая международная система классификации, хотя попытки ее формирования неоднократно предпринимались UNWTO1. В соответствии с данными IHRA2, на текущий момент действие национальных систем классификации гостиниц отмечено в 64 странах мира. Формирование единого, глобального подхода к процессу классификации гостиничных предприятий пока не имеет достаточных оснований для реализации. В большей степени это связано с культурными, этническими, географическими, экономическими и политическими особенностями развития стран и регионов мира [3]. Наиболее распространенной можно по праву считать Европейскую классификацию, базирующуюся на французской «системе звезд». В России классификация имеет свою историю: еще в 50-х гг. XX в. все гостиницы в городах и рабочих поселках СССР, в зависимости от благоустройства, распределялись на четыре разряда. Первая попытка приведения классификационных требований к средствам размещения в соответствии с мировыми стандартами была предпринята в 1994 г., тогда был введен национальный стандарт о классификации, в соответствии с которым гостиницы подразделялись на пять категорий (от одной до пяти звезд) [4]. 16 февраля 2019 г. в нашей стране вступило в силу Постановление Правительства РФ № 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц», регламентирующее обязательное подтверждение категории для средств размещения.
Основные задачи разработки данного положения:
• предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии гостиниц категориям;
• повышение конкурентоспособности гостиничных услуг и привлекательности гостиниц, направленное на увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, за счет укрепления доверия потребителей к оценке соответствия гостиниц .
Отметим, что юридической основой рассматриваемого выше положения послужил Приказ Министерства культуры РФ № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». Этот документ был разработан во время подготовки туристской инфраструктуры России к крупномасштабным мероприятиям международного уровня: зимним Олимпийским играм 2014 г., Кубку конфедераций 2017 г. и чемпионату мира по футболу 2018 г. В этот период классификация средств размещения носила добровольный характер, за исключением объектов, принимающих участников спортивных событий. Согласно данным отчета Мини стерства культуры РФ, в преддверии чемпионата мира классификацию прошли 11609 средств размещения из 11 городов России и выбранных регионов, из них: 6034 средства размещения — в Краснодарском крае, 1591 — в Москве и 1350 — в Санкт-Петербурге3. Действующее Положение о классификации гостиниц от 16.02.19 (далее — Положение) носит обязательный характер и предусматривает административную ответственность как за оказание гостиничных услуг без проведения обязательной классификации гостиницы, так и за нарушение установленных требований аккредитованными организациями при оценке «классности» гостиничного комплекса. Согласно установленному регламенту, классификацию гостиниц и иных средств размещения туристов в РФ планируется проводить в три этапа:
1-й этап (с 1 июля 2019 г.) — для гостиниц, имеющих более 50 номеров;
2-й этап (с 1 января 2020 г.) — для гостиниц, имеющих более 15 номеров;
3-й этап (с 1 января 2021 г).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования представления государственных услуг и классификации объектов туристской индустрии»;
2. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 07 июня 2013 г№ 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Жилищный кодекс Российской Федерации. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Постановление Правительства РФ № 1085 от 09 октября 2015 года об утверждении «Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
5. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. № 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц»
6. Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов».
7. Письмо Роспотребнадзора от 11.01.2016 № 01/37-16-29 (с изм. от 06.03.2018) «О разъяснении отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
8. Ветитнев А.М., Торгашева А.А. Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономикаиэкологическийменеджмент». 2014. № 4.Сборник научных трудов С. 66-67.
9. Гаранина Е. Н. Клиентоориентированная концепция конкурентоспособности гостиницы // Вестник РМАТ. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klientoorientirovannaya-kontseptsiya-konkurentosposobnosti-gostinitsy (дата обращения: 08.05.2020).
10. Гвоздев Е.М. Факторы, влияющие на проектирование и реконструкцию интерьера гостиницы // Царскосельские чтения. 2010. №XIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-proektirovanie-i-rekonstruktsiyu-interiera-gostinitsy (дата обращения: 08.05.2020).
11. Глущенко П.П., Жильский Н.Н., Кайнов В.И., Куртяк И.В. Административное право: краткий курс. СПб., 2010. С. 32-34.
12. Дроздов А.Г., Кайнов В.И. Дисциплинарная ответственность судей: история, теория, практика. СПб., 2013. 13. Кайнов В.И., Сафаров Р.А. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2014. С. 22-29.
13. Ефимцева Т. В. Классификации гостиниц в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. №11 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-gostinits-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.05.2020).
14. Жуков В. А., Чудновский А.Д.Формирование модели гостиничного бизнеса на основе сетевой формы управления // Вестник ГУУ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-modeli-gostinichnogo-biznesa-na-osnove-setevoy-formy-upravleniya (дата обращения: 08.05.2020).
15. Кайнов В.И., Кайнова Ю.В. Субъекты, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну. // Юридический мир. 2008. № 2. С. 56-57.
16. Кайнов В.И., Сальников М.В., Петров П.А. Злоупотребление правом: вопросы теории и практики // Мир политики и социологии. 2016. № 1, С. 185-193.
17. Никифорова А.А., Бабаева С. Особенности организации внутренней среды гостиничного предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-vnutrenney-sredy-gostinichnogo-predpriyatiya (дата обращения: 08.05.2020).
18. Розанова Т.П., Кассин К.П. Международные стандарты гостиничной индустрии // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-gostinichnoy-industrii (дата обращения: 08.05.2020).
19. Семухин О.А. Система потребностей человека как предмет правового регулирования /Социология и право. 2015. № 3 (29). С. 99-106.
20. Семухина Е.В. Актуализация охраны женского труда и здоровья в декретах и первых постановлениях Советской власти/ Актуальные вопросы современного государства и права: теория и практика. – Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2017. С 73–77.
21. Семухина Е.В., Семухин О.А. Конституционный контроль прав и свобод человека в субъектах Российской Федерации / Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение М:.2016. № 23 С. 85-96.
22. Суворов С. А. Особенности функционирования ресторанов при гостиницах // Academy. 2019. №5 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-restoranov-pri-gostinitsah (дата обращения: 08.05.2020).
23. Хатикова З.В. Внутренние стандарты обслуживания в индустрии гостеприимства // Учёные записки (АГАКИ). 2017. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennie-standarty-obsluzhivaniya-v-industrii-gostepriimstva (дата обращения: 08.05.2020).