Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из существенных задач воспитания и обучения дошкольников является развитие речи и речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, важно научить ребенка говорить, не только называя предметы, но и описывая их, рассказывать о событиях, явлениях.
Такое повествование должно состоять из ряда предложений, охарактеризовывать основные стороны и свойства описываемого объекта, событийный строй должен быть логически последовательным: то есть речь ребенка должна быть связной.
По данным Института возрастной физиологии РАО, численность детей, имеющих особенности развития, возросла и колеблется от 35 % до 60 %. Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике обнаруживают устойчивую тенденцию к увеличению численности детей дошкольников со сложными нарушениями речевого развития.
При общем недоразвитии речи встречаются многообразные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В то же время одним из значительных показателей готовности детей к обучению в школе является уровень сформированности связной речи.
Система обучения и воспитания дошкольников включает занятия по развитию речи. Чем правильнее и выразительнее речь ребенка, тем ему легче передавать свои мысли и эмоции. И наоборот, неправильная речь ребенка, если это не врожденные отклонения, значительно затрудняет коммуникацию с окружающими людьми, что негативно сказывается на психике ребенка, а впоследствии и на развитии его личности в целом. Дети старшего дошкольного возраста, имеющие недоразвитие речи, становятся застенчивыми, и им трудно идти на контакт с собеседником, поэтому крайне важно уделять внимание речевому развитию дошкольников. В этом педагогу поможет одно из важнейших средств воспитания – искусство. В основе каждого вида искусства лежит художественный образ, который доступен восприятию детей дошкольного возраста. Именно на этой стадии онтогенеза важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству, в частности к изобразительному.
Это обусловливает актуальность вопроса выявления особенностей речи у детей с общим недоразвитием речи, 3 уровень речевого развития для построения эффективной коррекционной работы.
Вопросы формирования речи рассматривали в научных трудах Е. И. Тихеева, А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев. Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в исследованиях Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой, Г. В. Чиркина, В. П. Глухов.
Объектом изучения представляется: процесс развития речи в дошкольном возрасте.
Предмет изучения: применение изобразительной деятельности (представление картин и личных рисунков, исследование текстов) в ходе формирования связной речи старших дошкольников.
Цель этой работы: выяснить значимость изобразительной деятельности для развития связной речи старших дошкольников.
В соответствии с целью, предметом, объектом изучения установлены следующие задачи изучения:
1. Выявить характерные черты речи дошкольника с общим недоразвитием речи.
2. Определить роль изобразительной деятельности для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи, 3 уровень речевого развития.
3. Рассмотреть методы работы по формированию речи с применением изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
4. Разработать диагностику уровня речи дошкольников с общим недоразвитием речи, 3 уровень речевого развития с использованием изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность содержит огромное познавательное, воспитательное и коррекционное значение из-за разнообразия наглядности. В случае если применять изобразительную деятельность с целью формирования связной речи, то речевой используемый материал станет усваиваться стремительнее и совершеннее при применении натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Любые объекты, сделанные ребенком в итоге продуктивной деятельности, считаются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.
Методы исследования: исследование психолого-педагогической литературы, базисных определений исследования;
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИИ И ДИАГНОСТИКЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ
1.1. Лингвистические и психолингвистические основы развития связной речи дошкольников 6-7 лет
Многие ученые интересовались развитием детской речи с древнейших времен, когда появление речи у ребенка связывалось с ее началом в филогении и считалось вытекающим из внутреннего развития его способностей без влияния языковой среды. Уже к концу XVIII века появляются первые регулярные наблюдения за процессом формирования детской речи. Многие ученые, в том числе Ч. Дарвин, записывали речь своих детей и проводили различные исследования в области детской речи. Произведения Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и многие другие составляют теоретическую основу отечественной науки об изучении детской речи. И в последние десятилетия этой проблемой занимались Е. Ю. Протасова, Т. Б. Филичева, В. К. Харченко и другие.
Каждый педагог в процессе деятельности, направленной на развитие речи ребенка, должен учитывать не только психолингвистические особенности детей 6-7 лет, но и психолингвистические.
В соответствии с исследованиями физиологов, функции центральной нервной системы довольно легко тренируются непосредственно в период их активного развития. Без обучения развитие этих функций задерживается и может даже остановиться навсегда.
Для создания речи таким критическим этапом становления считаются первые три года жизни ребенка. К этому возрасту анатомическое формирование речевых областей мозга в основном завершается, ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка, набирается большой запас слов. Если в первые три года речи ребенка не уделялось должного внимания, то в дальнейшем необходимо прилагать методические усилия для компенсации потерянного времени [Лалаева, 2011.].
В речи ребенка попеременно формируются и развиваются синтаксическая структура предложений, выразительность, интонация, морфологическое оформление слов, звуковая структура слов. Рассмотрим более подробно психолингвистические особенности речевого развития ребенка 6-7 лет.
Прежде всего, отметим, что дети в возрасте 6-7 лет обладают довольно большим словарным запасом, который колеблется от 3000 до 3500 слов. Это, в большей степени, те слова, которые чаще всего присутствуют в общении ребенка с окружающими.
Из-за того, что дети активно используют в своем общении гораздо меньшее количество слов, их речь в ряде случаев бедна, несмотря на довольно большой словарный запас. Их ежедневный активный словарный запас ограничен. Часто ребенок использует фразы и выражения неуместно и неправильно, вкладывая в них свой собственный смысл. Кроме того, иногда словарный запас ребенка содержит языковой мусор в виде разговорных слов и фраз.
В процессе работы с детьми педагог должен стараться увеличивать их словарный запас, использовать упражнения по переводу словарного запаса из пассивного в активный. Необходимо, чтобы дети сознательно, то есть понимая смысл, усваивали слова из основного словаря родного языка; запоминали идиоматические выражения, понятные младшим школьникам, а также умели правильно их использовать в своей речи. Педагог учит детей широко использовать свой словарный запас, быстро искать и подбирать нужное слово, которое поможет более четко выразить мысль. Также необходимо научить правильному произношению трудных, но часто употребляемых слов.
Что касается грамматического строения детской речи, то к шести годам ребенок усваивает ключевые закономерности изменения слов и объединения их в предложения. Однако в речи младших школьников встречаются морфологические ошибки: они могут неправильно менять слова по числам и падежам.
К шести годам ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно применяет их в речи только в условиях правильного речевого воспитания, а также при отсутствии органических речевых дефектов. В некоторых случаях у ребенка еще может быть некоторая нечеткость речи, небрежная артикуляция при произнесении звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, то есть дети смешивают их при произношении и восприятии на слух.
К 6-7 годам общение детей приобретает личностную форму, которая формулируется на основе индивидуальных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.
Дети готовы активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы достаточно полно и четко, дополнять и корректировать ответы других, самостоятельно составлять вопросы и отвечать соответствующими высказываниями [Гвоздев, 2009.]. Характер беседы ребенка зависит от сложности задач, которые решаются в коллективной деятельности.
К качеству рассказа предъявляются высокие требования. Рассказ, как монологическая форма выражения мыслей, отвечает определенным требованиям: таким, как связность, целенаправленность, детализация [Выготский, 2005]. Необходимо научить детей четкому и последовательному плану действий, который в дальнейшем поможет им не упустить важные детали рассказа, не отклониться от заданной учителем темы и составить последовательную цепочку развития действий.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что характерной чертой речевого развития детей 6-7 лет является умение активно участвовать в разговоре, достаточно подробно и четко отвечать на вопросы, дополнять и корректировать ответы других, самостоятельно составлять вопросы и отвечать соответствующими высказываниями. Характер беседы ребенка зависит от сложности задач, которые решаются в коллективной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Борисова А.Г., Захарова С.М., Баишева М.И. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством национальных узоров // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 28-30.
2. Брюховских Л.А. Диагностические методики для выявления особенностей диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня // Логопед в детском саду. 2016. №1.
3. Валявко С.М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальная психология. 2007. № 3. С. 46-53.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Москва: Сфера. 2009. 324 с.
5. Выготский, Л.С. О природе эгоцентрической речи // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. под ред. В.В. Петухова. 1998.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь из книги: (Выготский Л.С. Психология развития человека. — Москва: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 458 с.
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Изд. 2-е. Москва: Просвещение, 2004. 345 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики. Москва: Айрис-Пресс. 2005. 321 с.
10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 2004. С.58-62
11. Глухов В.П., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Режим доступа: http://www.tinlib.ru/jazykoznanie/psiholingvistika_teorija_rechevoi_dejatelnosti/p 9.php47 (дата обращения 12.03.2021).
12. Гончарова В.А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития. // Логопед в детском саду. 2008. № 1(26). C. 9
13. Горбатова О.А. Методы и приемы развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией // In Situ. 2016. № 5. С. 32-35
14. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. Москва: Просвещение. 2007. 224с.
15. Дырда Г. П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – Москва: Буки-Веди, 2015. – С. 69-70
16. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2010. 76с.
17. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова-Давыд. 1992. 289 с.
18. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва: Просвещение, 2009. 389 с.
19. Илтышева К.М. Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 2 (29). С. 864-867.
20. Зимняя Н. А. Речевой механизм в схеме порождения речи. Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. Москва: Просвещение. 1989. 249 с.
21. Иванова Л. В. Развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования / Л. В. Иванова, Е. А. Пудеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С.
22. Карамышева К. И. Использование картин на занятиях по развитию речи // nsportal.ru: образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/14/ispolzovanie-kartinna-zanyatiah-po-razvitiyu-rechi (дата обращения: 17.09.2021).
23. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. Москва: Педагогическое общество России. 2005.
24. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. Характеристика связной речи детей 6-7 лет.: сб. науч. трудов. Москва: Просвещение, 1989. 143 с.
25. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Санкт-Петербург: СОЮЗ. 2011. 224с.
26. Ландышев С. Ю. Сущность и содержание понятия «эстетические способности» [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.art-in school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2015_03_landishev.pdf (дата обращения: 18.10.2021)
27. Ларина М.В. Использование тестопластики в логопедии. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2013 /03/24/ispolzovanie-testoplastiki-v-logopedii48
28. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей. //Логопедия. Методическое наследие. Под ред. Л. С. Волковой. 2008.
29. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Москва: Академия. 1997. 256 с.
30. Логопедия учеб. Пособие. Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. // Москва: Владос, 2018. 547 с.
31. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. Москва: Просвещение. 1989. 344 с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. Москва: Просвещение. 1989. 248 с.
33. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. Москва: Просвещение, 1972.
34. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения. Москва: Педагогика 1994. 289 с.
35. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 1992. 225 с.
36. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. 2009. 94 с.
37. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Москва: АСТ : Астрель : Транзиткнига. 2009. 158 с.
38. Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Москва: Владос. 2006. 246с.
39. Новокрещенова Е.Н. Продуктивная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-49 produktivnaja-dejatelnost-kak-sredstvo-razvitija-svjaznoi-rechi-starshihdoshkolnikov-180977.html (дата обращения 14.03.2021).
40. Олейникова Е. А. Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/17/osobennosti-razvitiya-voobrazheniya-v-starshem-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 20.10.2021)
41. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С. В. Погодина. – 4-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
42. Погодина, С. В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников [Текст] / С. В. Погодина. Москва: ВАКО, 2015. – 144 с.
43. Пучкова, Е. В. О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника [Текст] / Е. В. Пучкова // Молодой учёный. – 2016. – №7. – С. 695-697.
44. Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка средствами игровой и художественной деятельности // Вестник МПГУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 2 (44). С. 107-120
45. Савушкина Е. В. Развитие связной речи дошкольников при обучении рассказыванию по авторским картинам // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегион. конф. Рязань. 2015. С. 206 – 208.
46. Салагина Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2016. №1. URL https://moluch.ru/archive/105/24857 (дата обращения 25.03.2021)
47. Сивенкова Е.В. Особенности развития творчества и художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной и музыкальной деятельности //Научное отражение. 2016. № 1 (1). С. 34-38.
48. Статеева И.А. Коррекционно-развивающее занятие для детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2016. №2.
49. Торхова М. Э. Развитие речи на уроках изобразительного искусства // nsportal.ru: образовательная социальная сеть. 2019. URL: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo-library/2019/03/06/razvitie-rechina-urokah-izobrazitelnogo (дата обращения: 17.03.2021)
50. Целякова Ю.А., Грязина Е.В. Изобразительные способности детей дошкольного возраста // Альманах мировой науки. 2019. № 8 (34). С. 63-66
51. Ширяева М.А. Формирование коммуникативно-речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры. // Логопедия. 2016. № 4.