Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что семья является главным институтом для передачи ценностей и норм, социализации новых поколений и, в конечном счете, определяет лицо общества. Хотя традиционная моногамная семья сохраняет свои позиции в массовом сознании, она постоянно трансформируется под влиянием меняющейся реальности. Сейчас ученые говорят о кризисном состоянии современной семьи, об утрате семейных ценностей, хотя социальный институт семьи играет важную роль в жизни общества. Современная семья сталкивается с рядом проблем из разных сфер жизни, такие как, например, материальное благосостояние, конкурирование работающих супругов, домашнее хозяйство, обучение детей и другие.
В современной реальности сохранить семью весьма сложно, в России значительно увеличилось количество разводов. Росстат дает следующие данные: за 2017 год на 735 браков 611 438 разводов, что составляет 58%, данный показатель незначительно колебался в меньшую и большую стороны с 2000 годов. Среднее значение за период с 2000 по 2017 год составило 60,8%, больше половины семей зарегистрировавших брак, его расторгают. Данные статистические показатели напрямую указывают на изменение ценностей института брака и семьи, а так же традиционных семейных отношений как основной опоры человеческого бытия. Такая ситуация оказывает влияние не только на членов семьи но и на обществе в целом. Происходящие изменения в институте семьи во много зависят от того, как разделяются и выполняются гендерные роли супругов.
В данной работе исследуются представления мужчин и женщин о современной семье, основаниях брака, распределении семейных обязанностей и ролей. Анализ основан на результатах мониторинговых социологических опросов по вопросам репродуктивного поведения и здоровья, проведенных на территориях Аргентины; Австрии; Австралии; Бельгии; Болгарии; Канады; Швейцарии; Чили; Китай; Чешская Республика; Германия; Дания; Испания; Финляндия; Франция; Великобритания; Хорватия; Венгрия; Ирландия; Израиль; Индия; Исландия; Япония; Корея, Республика; Литва; Латвия; Мексика; Нидерланды; Норвегия; Филиппины; Польша; Российская Федерация; Швеция; Словения; Словакия; Турция; Тайвань; Соединенные Штаты Америки; Венесуэла, Боливарианская Республика; Южная Африка.
Принято считать, что семья опирается на достаточно четкое понимание роли мужа и жены и их обязанностей. Традиционно «жена» – это мать, домохозяйка, любовница. «Муж» – это отец, защитник, мужчина, глава семьи и кормилец. Однако в современных реалиях женщины приобретают роль кормильца и главы домашнего хозяйства более чем в 50% семей. В то же время круг обязанностей жены существенно больше, чем у мужей. Мы наблюдаем ситуацию, когда женщины совмещают деятельность в разных сферах: материальную помощь, работу вне семьи и обеспечение внутреннего благополучия семьи (воспитание детей, забота о здоровье и психологическом комфорте членов семьи, организация досуга, поддержание семейных уз), что требует не меньших усилий.
Влияние традиционных стереотипов провоцирует дискомфорт у женщин, которые вносят значительный вклад в поддержание семьи. С одной стороны, стереотип порождает сомнения в собственной женственности, с другой – влечет за собой обесценивание мужчины. Женщины выполняют и «женские», и «мужские» обязанности, а мужчины – не только ограничиваются своими, но и охотно делят их с женщинами.
Таким образом, речь идет уже не о роли, а о вкладе супругов в семейное благополучие. Такой подход и принцип солидарности реализуется большинством опрошенных молодых семей, что позволяет надеяться на то, что компромисс между «мужским» и «женским» в семье все же возможен.
Цель данного исследования – изучить изменения гендерных ролей в современной семье.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие и сущность определения гендер;
2) Изучить гендерные проблем в современном мире;
3) Описать понятие семьи и ее социокультурная значимость;
4) Гендерные позиции в публичной и приватной сфере
5) Провести анализ гендерных ролей в современной семье
6) Рассмотреть результаты исследования.
Объект исследования – молодые женщины и мужчины в возрасте 18 лет и старше. Исключения: Дания -18 лет -79; Финляндия – 15 лет -74; Япония -16 лет и старше и Норвегия - 18 лет -79. Число опрошенных составило 60753 человек.
Предмет исследования – изменения гендерных ролей в современной семье среди молодых людей.
Методологическая база исследования: личные интервью (частично CAPI) со стандартизированным вопросником, анкета для самозополнения, почтовый опрос, веб.опрос.
В работе были использованы труды таких ученых, как: Джорат, Хорхе, Эванс, Энн, Холлингер, Франц, были использованы материалы Карлтонского университета, Исследовательского центра города Оттавы в Канаде и т.д.
Предполагаемые методы анализа данных: для того чтобы достигнуть цели исследования будем использовать SPSS Statistics. Нам нужны наиболее значимые факторы, такие как таблица сопряженности, Хи-квадрат, факторный анализ, возможно, использование кластерного анализ.
Предполагаемы результаты: предполагается, что анализ изменений гендерных ролей позволит выявить характерные черты современной семьи
Структура работы: введение, три главы, каждая глава включает в себя по два параграфа, заключение и список использованной литературы и источников.
1 Теоретические основы понятия гендер
1.1 Понятие и сущность определения гендер
Гендер относится к экономическим, социальным, политическим и культурным атрибутам и возможностям, связанным с тем, чтобы быть женщинами и мужчинами. Социальные определения того, что значит быть женщиной или мужчиной, различаются в разных культурах и меняются с течением времени. Гендер – это социокультурное выражение определенных характеристик и ролей, которые связаны с определенными группами людей в отношении их пола и сексуальности. [8, c. 125]
Гендерный анализ – это методология, которая одновременно:
Описывает существующие гендерные отношения в конкретной среде, начиная от домашних хозяйств или фирм и заканчивая более широким сообществом, этнической группой или нацией. Она включает в себя сбор и анализ дезагрегированных по признаку пола данных и другой качественной и количественной информации.
Систематически организует и интерпретирует информацию о гендерных отношениях, чтобы прояснить важность гендерных различий для достижения целей развития.
Гендерная оценка исследует, как программа или проект решает и реагирует на гендерные диспропорции и неравенство посредством своих целей, деятельности и политики. Он отвечает на два ключевых вопроса:
Как различные роли и статус женщин и мужчин в обществе, политической сфере, на рабочем месте и в домашнем хозяйстве повлияют на предстоящую работу. [2, c. 93-94]
Гендерное равенство – это процесс справедливости по отношению к женщинам и мужчинам. Чтобы обеспечить справедливость, необходимо принять меры по компенсации исторических и социальных недостатков, которые мешают женщинам и мужчинам работать на равных условиях.
Гендерное равенство – это состояние или условие, которое обеспечивает женщинам и мужчинам равное пользование правами человека, общественно ценными благами, возможностями и ресурсами.
Гендерная интеграция относится к стратегиям, применяемым при оценке, разработке, осуществлении и оценке программ с целью учета гендерных норм и компенсации гендерного неравенства.
Учет гендерной проблематики – это процесс включения гендерной проблематики в политику, стратегии, программы, проектную деятельность и административные функции, а также в институциональную культуру организации.
Гендерные стереотипы являются идеи, которые люди имеют о мужественности и женственности, что мужчины и женщины всех поколений должна быть, как и способны делать. (например, девочки должны быть послушными и милыми, разрешается плакать, а мальчики должны быть храбрыми и не плакать, лучше женщины-хозяйки и мужчины лучше с машины, или мальчики лучше разбираются в математике и девушек больше подходят для престарелых). [15]
Гендерная идентичность определяется как личное представление о себе как о мужчине или женщине (или редко-как о том, так и о другом). Это понятие тесно связано с понятием гендерной роли, которая определяется как внешние проявления личности, отражающие гендерную идентичность. Гендерная идентичность почти во всех случаях самоидентифицируется в результате сочетания внутренних и внешних факторов или факторов окружающей среды; с другой стороны, гендерная роль проявляется в обществе с помощью таких наблюдаемых факторов, как поведение и внешний вид. Например, если человек считает себя мужчиной и ему удобнее всего говорить о своем личном гендере в мужских терминах, то его гендерная идентичность-мужская. Однако его гендерная роль является мужской только в том случае, если он демонстрирует типично мужские черты в поведении, одежде и/или манерах.
Гендерное равенство относится к равным правам, обязанностями возможностям мужчин и женщин. женщины. Она определяется как «женщины, имеющие те же возможности в жизни, что и мужчины, включая способность участвовать в общественной жизни». Равенство не означает что женщины и мужчины станут одинаковыми, но что права женщин и мужчин, обязанности и возможности не будут зависеть от того, мужчина это или женщина. [6, c. 144]
Гендерное равенство подразумевает, что интересы, потребности и приоритеты как женщин, так и мужчин совпадают. принимая во внимание разнообразие различных групп женщин и мужчин. Гендерное равенство не является женской проблемой, но должно касаться и полностью вовлекать мужчин, а также женщин. Равенство между женщинами и мужчинами рассматривается как вопрос прав человека, так и как предпосылка и инициатор устойчивого социально ориентированного развития. Гендерное равенство относится к состоянию отношений между женщинами и мужчинами.
1.2 Изучение гендерных проблем в современном мире
Гендерное равенство является одним из прав человека, но наш мир сталкивается с постоянным разрывом в доступе женщин и мужчин к возможностям и полномочиям в области принятия решений.
В глобальном масштабе женщины имеют меньше возможностей для экономического участия, чем мужчины, меньший доступ к базовому и высшему образованию, больший риск для здоровья и безопасности и меньшее политическое представительство. [8, .c 76]
Гарантирование прав женщин и предоставление им возможностей для полной реализации своего потенциала имеет решающее значение не только для достижения гендерного равенства, но и для достижения широкого круга международных целей в области развития. Наделенные властью женщины и девочки вносят свой вклад в здоровье и продуктивность своих семей, общин и стран, создавая волновой эффект, приносящий пользу всем.
Слово «гендер» описывает социально сконструированные роли и обязанности, которые общество считает подходящими для мужчин и женщин. Гендерное равенство означает, что мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для достижения финансовой независимости, получения образования и развития личности.
Расширение прав и возможностей женщин – это важнейший аспект достижения гендерного равенства. Она включает в себя повышение самооценки женщины, ее способности принимать решения, ее доступа к возможностям и ресурсам, ее власти и контроля над своей собственной жизнью внутри и вне дома, а также ее способности осуществлять изменения. Однако гендерные вопросы касаются не только женщин, но и взаимоотношений между мужчинами и женщинами в обществе. Действия и отношения мужчин и мальчиков играют важнейшую роль в достижении гендерного равенства. [9, c. 47]
Образование – это ключевая область внимания. Хотя мир добивается прогресса в достижении гендерного равенства в сфере образования, девочки по-прежнему составляют более высокий процент детей, не посещающих школу, чем мальчики.
Примерно четверть девочек в развивающихся странах не посещают школу. Как правило, семьи с ограниченными средствами, которые не могут позволить себе такие расходы, как плата за учебу, школьную форму и принадлежности для всех своих детей, отдают приоритет образованию своих сыновей. [8, c. 145]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования: - Москва, Наука, 2017 г.- 272 с.
2. Конфликтология. Учебник: В. П. Ратников - Москва, Юнити-Дана, 2017 г.- 511 с.
3. Конфликты. Избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни: Д. А. Шевчук - Москва, ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018 г.- 440 с.
4. Политические конфликты. Основания, типология, динамика. Теоретико-методологический анализ: А. В. Глухова - Санкт-Петербург, Либроком, 2016 г.- 280 с.
5. Психология конфликта: Н. В. Гришина - Москва, Питер, 2018 г.- 544 с.
6. Разрешение конфликтов с помощью НЛП: Фридрих Ломанн - Москва, Издательство Вернера Регена, 2017 г.- 200 с.
7. Семья-исток жизни: Алексей Алнашев - Москва, Библиотека расовой мысли, Амрита-Русь, 2015 г.- 272 с.
8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Материалы I Международного конгресса конфликтологов: - Москва, Едиториал УРСС, 2011 г.- 592 с.
9. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: - Москва, Издательский центр РГГУ, 2019 г.- 600 с.
10. Управляем конфликтами. Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни: Д. А. Шевчук - Москва, ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010 г.- 440 с.
11.Энергетический баланс в вашей семье: Марина Миллер - Санкт-Петербург, АСТ, Сова, 2017 г.- 192 с.
12. Этнотолерантность подростка. Воспитание в семье и школе. Словарь: - Санкт-Петербург, Речь, 2017 г.
13. Задворнова Ю.С. Тенденции трансформации гендерных ролей в современной российской семье // Женщина в российском обществе. 2013. №2 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-transformatsii-gendernyh-roley-v-sovremennoy-rossiyskoy-semie (дата обращения: 23.02.2021).
14. Калачикова О.Н., Груздева М.А. Гендерные стереотипы в современной семье: женщины и мужчины (на материалах социологического исследования) // Женщина в российском обществе. 2019. №1 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-v-sovremennoy-semie-zhenschiny-i-muzhchiny-na-materialah-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 23.02.2021).
15. Мазаева Н.И. Семейные отношения в контексте социальных трансформаций // Общество: философия, история, культура. 2019. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-otnosheniya-v-kontekste-sotsialnyh-transformatsiy (дата обращения: 21.02.2021).
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/population/obraz/obr-svod1.htm (дата обращения: 20.02.2021)