Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение особенностей развития и протекания личностных механизмов, позволяющих человеку успешно взаимодействовать с окружающим миром, является актуальной в рамках предмета психолого- педагогических исследований. Период завершения формирования этих механизмов приходится на окончание подросткового и юношеский возраст. Но на данном этапе становление личности не завершается, проходя еще довольно долгий путь развития. Человек достигает самоуправления, независимости от внешних побуждений, реализует свои поставленные цели.
Самосознание индивидуума, являются наиболее значимыми и имеют ключевое значение в психологии. Для правильного формирования самосознания адекватная самооценка - есть основная составляющая данного процесса. Благодаря самооценке у индивидуума складываются совершенно устойчивые реакции на воздействие факторов извне при одинаковых условиях. Глобальное влияние самооценки прослеживается у дошкольников на его поведении, его межличностных отношениях, в том числе со сверстниками.
Анализ данных в исследованиях по современному детству подтверждает наличие проблем воспитания и социализации / интеграции детей в современное российское общество. Вопросы становления самосознания детей в современных реалиях, несмотря на их чрезвычайную актуальность, в психологической и педагогической науке изучены недостаточно.
Старший дошкольный возраст можно считать начальным периодом понимания себя, как личности. Соответственно, именно на данном этапе ребенку необходимо сформировать базу для развития самосознания, в том числе индивидуальной правильной самооценки.
Актуальность формирования самосознания обусловлена тем, что современное общество предъявляет все более повышенные требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность, как к себе, так и к окружающим.
По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реально оценивать свои возможности для достижения определенных целей, а также умения сопоставлять свои действия на пути к целям с интересами окружающих и элементарными нормами социума.
В психологической литературе развитию самосознания у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание. Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, К. Роджерса и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др.
Методологической и теоретической основой предпринятого исследования вопросов развития детского самосознания являются: системный (Б.Ф. Ломов), комплексный (Б.Г. Ананьев), деятельностный (С.Л. Рубинштейн) и личностно ориентированный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Петровский, К. Роджерс, А. Маслоу) подходы; концепция становления личности и самосознания ребенка (В.С. Мухина, В.В. Столин и др.); положение о влиянии на онтогенез самосознания детей деятельности и общения (Л.С. Выготский, А.Я. Варга, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин и др.).
Эффективность решения данных вопросов определяется компетентностью педагогов и родителей, которые стоят у истоков формирования личности и самосознания детей. Стержневой характеристикой личности выступает самосознание, становление и развитие которого начинается уже на ранних этапах дошкольного детства. Сегодня хорошо известны общие особенности становления самосознания ребенка [Мухина, 1997]. Тем не менее современные социальные перемены в обществе, семье,
практике воспитания детей могут определить некоторые существенные изменения в развитии определенных структурных компонентов самосознания. Особый интерес здесь может иметь изучение феноменов самосознания не только здоровых, но и соматически больных детей в силу особой социальной ситуации развития таких детей [Ковалевский, 2018; Николаева и др., 2012; Груздева, 2019].
Объект исследования: формирование самосознания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формировании самосознания у старших дошкольников.
Цель исследования: осуществить теоретический анализ и выявить педагогические условия в формировании самосознания у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Дать понятие самосознания в психологии и педагогике.
2. Раскрыть возрастные психологические особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить педагогическую диагностику самосознания у старших дошкольников.
4. Предложить педагогические условия формирования самосознания у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование самосознания у старших дошкольников будет более эффективным, если целенаправленно использовать игры.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы: теоретические методы: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Практические методы: Методика «Какой я?» Р.С. Немов; Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Эти методики являются проективными , направлены на изучение личности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования самосознания у детей дошкольного возраста
1.1. Особенности формирования самосознания у детей дошкольного возраста
В отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, которые отвечают за успешную адаптацию и совладения с жизненными трудностями, эффективное функционирование человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Для измерения «личностного в личности» Леонтьев Д.А. вводит понятие «личностный потенциал».
Повседневный опыт даёт нам представление об индивидуальные характеристики каждого человека, а также об определенном стержне личности. Личностный потенциал - системная организация личностных особенностей, образующих «стержень личности» и отражающих уровень личностной зрелости (Д.А. Леонтьев).
По мнению, Д.А. Леонтьева, личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности. Основным фактором, влияющим на развития личностного потенциала, является самосознание в целом и отдельные его компоненты: самоотношение, самооценка, саморегуляция.
В современном обществе имеются основания полагать, что динамические особенности самосознания, структура и отношение личности к собственному «Я», оказывают регулирующее воздействие на многие аспекты поведения и деятельности человека, играя важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в кризисных ситуациях, во включенности субъекта в процессы саморазвития и самовоспитания (Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Осницкий А.К., Пантелеев С.Р., Слободчиков В.И., Столин В.В., и др.). Становление устойчивого самосознания, стабильного образа «Я» в подростковом и юношеском возрасте связано, в первую очередь, с перестройкой системы
отношений человека к себе и к значимым другим, что выражается в качественных изменениях самоотношения (Брушлинский А.В. Сарджвеладзе Н.И., Рубинштейн С.Л. и др.).
Самосознание - одна из важнейших составляющих человеческой психики. Человек в первую очередь прислушивается к себе и слушает себя, а только потом к мнению окружающих.
Процесс самосознания - психический процесс, который формируется на основе восприятия человеком множества «образов», в рамках определенных ситуаций общения и деятельности. «Образы» самосознания проходят свое развитие на основе оценочного отношения ближайшего окружения и определенной деятельности в рамках познания себя на определенных этапах онтогенеза.
«Образы» самосознания всегда определяются как результат социального взаимодействия человека и окружения. Изначальные образы возникают как определенные совместные образования, формирующие представления человека о себе, как о представителе социума, отличного от других. [1, с. 113].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова, Н.И. Образ физического "Я" в самосознании школьников // Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. - Минск, 1990. - Ч. П. - С. 99-100.
2. Белановская О.В. Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации: дис канд. психол. наук. Минск, 2000. С. 169-173.
3. Белобрыкина, О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. 2018. № 2. С. 5-12.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] / Р. Бернс. - М. : «Прогресс», 1986. - 422 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
6. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности : Временной аспект [Текст] / А. К. Болотова // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 116-125.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Изд. 4-е, расш. - Москва : АСТ ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
8. Груздева О.В. Социальная ситуация становления и развития самосознания детей дошкольного возраста в современных условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 80-87.
9. Канаев И.А. Отношение к другому в структуре самосознания: автореферат дис. ... канд. филос. наук. М., 2012. URL: http:// cheloveknauka.com/otnoshenie-k-drugomu-v- strukture-samosoznaniya(дата обращения: 11.09.21)
10. Леганькова О., Сахаревич А. Взаимодействие педагогических работников учреждения дошкольного образования с родителями как условие формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях и их функциях в семье // Пралеска. 2018. № 11. С. 55-58.
11. Леганькова О.В., Душейко М.Н. Образовательная среда учреждения дошкольного образования как фактор развития субъектно- сти детей дошкольного возраста // Современное детство в пространстве науки и образовательной практики: матер. Междунар. науч.-практ. конф. и Форума молодых ученых, посвященных 100-летию Ин-та детства Герцен, ун-та, Санкт- Петербург, 24-26 апр. 2019 г. / Рос. гос. пед. ун-т; отв. ред. Е.И. Николаева. СПб., 2019. С. 70-75.
12. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / В. Г. Маралов. - 2-е изд., стер - Москва : Издательский центр «Академия», 2004. 250 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Проспект, 2014. 440 с.
14. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина / под ред. Л. А. Венгера. - Москва : Просвещение, 2003. 272 с.
15. Николаева В.В., Арина Г.А., Леонова В.М. Взгляд на психосоматическое развитие ребенка сквозь призму концепции П.Я. Гальперина // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 67-72.
16. Особенности проявления самосознания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat- 301470.html (дата обращения: 11.09.21)
17. Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста: кол. монография / О.М. Вербианова, О.В. Груздева, Е.Ю. Дубовик Е.Ю., Е.А. Котова и др. Красноярск, 2018. 106 с.
18. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. 2016. №2. С. 224-234.
19. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. Москва: Наука, 1977. 144 с.
20. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова, А.Н. СССР, ин-т психологии. - Москва: Наука, 1977. 144 с.
21. Якобсон С.Г., Адилова Л.Р. Становление ранних форм самосознания детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 12-22.