Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия интерес к изучению английского языка колоссально увеличился. Английский признан языком профессиональной коммуникации в разных областях деятельности. Основной задачей преподавателя является повышение уровня мотивации к изучению этого предмета. На сегодняшний день происходит пересмотр путей и способов формирования всех видов деятельности речи: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации процесса обучения, стимуляции познания помогает внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными формами занятий, игровые технологии, в том числе и онлайн-игры.
Причина такого повышенного интереса к игровым технологиям онлайн – то, что происходит, в том числе, уход от традиционных способов и методов обучения. Тем не менее, при сохранении высокого уровня мотивации формируется снижение интереса познания к изучению английского. Это происходит по причине того, что ученики сталкиваются с определенными сложностями, которые кажутся непреодолимыми. Игровая же деятельность как метод стимулирует учебно-познавательную деятельность, делает возможным применять все уровня усвоения знаний. Значит, не случаен интерес к применению на уроках английского онлайн-технологий в виде игры .
Цель - формирование и совершенствование иноязычной коммуникации на уроке иностранного языка в средней школе путем использования онлайн игр.
Предмет - использование онлайн игр для формирования и совершенствования иноязычной коммуникации.
Объект - формирование навыка иноязычной коммуникации в средней школе.
1. Теоретические основы коммуникации
1.1 Сущность коммуникации. Специфика иноязычной коммуникации
Коммуникация, как слово греческого происхождения (komonia) и в латинском переводе (communio) означало участие в каком-либо совместном деле, но преимущественно и даже в наибольшей степени – в каком-то политическом союзе. Произошедшее же от них слово «communication» означало общение, совместную жизнь, деятельность и, можно сказать, с давних времен определяло саму суть понятия «общество». Античные мыслители, формируя свое представление об обществе, обращались к нему, моделируя идеальную «коммуну» и беря за исторический прототип возникающую на новом месте небольшую колонию.
В XX в. возникают такие понятия как «коммуникация», «речевая коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное поведение», «коммуникативная революция» и некоторые другие, определяющие более детальные аспекты и стороны общения. В современной науке существует настолько большое множество расхожих определений коммуникации, или, другими словами, общения, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, можно сказать, отдельной научной проблемой .
«Вербальная коммуникация - взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое). Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека»
Слово представляет собой важную, отдельную языковую единицу, базовой функцией которой является название (номинация). Если минимально значимая языковая единица языка – морфема – несамостоятельна, то слово – самостоятельная языковая единица. Его оформление должно быть согласно определенным законам. Кроме того, слово характеризуется вещественным и лексическим значением . Слова складываются в предложения, которые являются уже законченной коммуникацией.
Специфика слова в том, что оно связано с материальной основой языка. Поэтому слова между собой различны. Они формируют конкретную смысловую общность и выражают себя в звуке или образе. Непрерывное пополнение словарного состава языка связано с непрерывным развитием социума согласно словообразовательным языковым законам и при помощи заимствований .
Иноязычное общение - это общность разных форм отношений и коммуникации между людьми, которые принадлежат разным культурам, в ходе чего каждый из них исключительно или поочерёдно является производителем или потребителем информации при использовании вербальных и/или невербальных знаков.
Иноязычное общение включает в себя:
а) язык, отражающий культуру народа и выступающий в виде определённой формы культурного поведения;
б) культуру, передающую своеобразие общественно-исторических условий и специфику культурной жизни;
в) личность коммуниканта, носителя языка и культуры.
1.2 Игры как один из способов обучения
Игра – это традиционный и признанный метод обучения и воспитания. Ценность игры заключена в том, что в такой форме реализуется обучение, развитие и воспитание. Игровой метод структурирует, развивает процесс и личность ученика, расширяет познавательные возможности ученика, совершенствует личность. Методом обучения называется система последовательных взаимосвязанных способов работы учителя и обучаемых. Методы обучения не ограничены только педагогической деятельностью. Они предполагают, что при помощи специальных методов деятельность учеников направляется и стимулируется. Так, преподавание отражает работу учителя и детей. Каждый метод включает в себя еще методы-элементы . В ситуации игры восприятие реализуется быстрее и точнее. Игра – это целенаправленная, сознательная работа, когда ребенок проявляет активность, самостоятельность, инициативность, формирует отношения с детьми и взрослыми. Игра не создается вынужденно, по обязанности. Игра начинается непосредственными побуждениями, потребностями и интересами детей.
Специфика игры состоит в том, что выполняемые в ней действия интересны самому ребенку. Детям интересен именно процесс, а не результат. Это творчество, где проявляется личность, самостоятельность ребенка. Поэтому термины «игра» и «развитие» встречаются практически всегда вместе. Современная дидактика обращена к игровым методам обучения, потому как видит в них возможности эффективной коммуникации учителя и учеников, продуктивные формы их общения с характерными для игры элементами соревнования, непосредственности, желания узнать новое.
Чтобы эффективно реализовывать те или иные игровые методы в процессе учебы, важно использовать игровые педагогические технологии.
Игровые действия могут быть применены:
1) как самостоятельные технологии для овладения концепцией, темой, секцией процесса учебы.
2) как часть более широкой по применению технологии.
3) как этап урока или как сам урок.
Концепция «воспроизведения педагогических технологий», которая появилась в конце 90-х годов прошлого столетия, связывается с широким спектром организации педагогического процесса в виде разных игр. Игровой педагогической технологией является организация педагогического процесса как разных игр. Игры характеризуются наличием четко сформулированной цели и педагогическим результатом . Целью игровых технологий является создание полноценной мотивационной базы для формирования навыков и способностей деятельности в зависимости от обстоятельств функционирования педагогического процесса. Игровая технология содержит обширную группу методов для организации педагогического процесса в виде разных педагогических игр. В отличие от игр, в игровых технологиях есть четко определенная цель и педагогический результат, который может быть оправдан, четко обозначен и имеет воспитательную и когнитивную направленность .
Игра создается при помощи специальных приемов и ситуаций, формируя мотивацию к обучению.
Перечислим психолого-педагогические задачи игровых форм обучения:
1) Изучение нового материала, формирование умений и навыков, интеграция и контроль знаний.
2) Раскрытие творческих способностей учеников.
3) Воспитание коллективизма и взаимоподдержки в решении трудных ситуаций.
4) Взаимное обучение.
5) Воспитание чувства эмпатии.
6) Практика навыков и умений.
7) Применение мотивационных методов и стимулирование учеников .
Специфика игрового метода:
1) Те, кто играет, структурирует свою деятельность согласно условному или образному сюжету (плану игры, замыслу). В таком сюжете подразумевается, что цель игры достигается в условиях постоянных перемен ситуации игры, которые обладают случайностью. Сценарии реальны и знакомы участникам. В игре отражаются конкретные прикладные действия и отношения.
2) Многообразие способов для достижения цели. То есть выигрыш связан с единственным вариантом действий. Пути его достижения являются различными и многообразными, что допустимо правилами игры. Ограничена в играх только самая общая поведенческая линия без учета определенных действий.
3) Игровые методы обучения детей относятся к деятельности интегрированного характера. Иногда существуют оговоренные строго определенные правила и рамки. Но, тем не менее, игровой метод предоставляет свободу действий. Самостоятельность действий редко ограничивается. Инициатива, ловкость и находчивость – поощряются. Каждый из тех, кто играет, характеризуется масштабом творческих решений для поставленной задачи, а постоянная смена условий и обстановки способствует формированию новых навыков, данных, по сюжету подталкивает к решению быстро и активно, что помогает максимально мобилизоваться как физическим, так и умственным способностям .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебное пособие. - М.: Феникс. 2016
2) Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности/И.А.Зайцева. –Ноябрьск, 2015
3) Калаева, Г.Г. Интенсификация обучения иностранному языку / Г.Г. Калаева // ИЯШ. —2015. —No6. —С.23—27.
4) Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. —М.: Эксмо-Пресс, 2016. —315 с
5) Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2018
6) Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку //Иностранные языки в школе.2014. – № 1. – С. 70– 74.
7) Минкин Е.М. От игры к знаниям /Е.М. Минкин. — М.: Просвещение, 2017
8) Монахова Г. А., Квест-технологии в повышении квалификации учителей // Информатика и образование. — 2018. — № 5. — С. 7-9.
9) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2018
10) Пиневич Е. В. Социолингвистика. — М.: Экономика, 2018
11) Сальная Л.К. Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению / Под ред. И.А. Цатуровой. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2019. - 198 с.
12) Торопов Д. А., Дигитализация образования: за и против, перспективы // Педагогика. — 2018. — № 6. — С. 109-116.
13) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018
14) Kapp, K.M. The gamification of learning and instruction: game-based methods / K.M. Kapp. —San Francisco: Pfeifer, 2012. —301 p
15) Stieglitz, S. Gamification: using game elements in serious contexts / S. Stieglitz, C. Lattemann, S. Robra-Bissantz. —New York: Springer, 2017. —163 p