Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день возрастает спрос на поиск различной информации, который существенно облегчается при помощи библиографии, представленной – в обывательском смысле - каталогами и списками литературы. Библиография тесно связана с различными видами научной, образовательной, культурной, просветительской и другими видами деятельности.
В современном мире практически каждый из нас получает те или иные образование, профессию и должность, посещая, при этом, электронные или муниципальные библиотеки, обращаясь, рано или поздно, к рекомендательной библиографии, которая значительно переплетается с педагогикой. В жизни каждого человека знакомство с рекомендательной библиографией начинается с детских лет, что обуславливает преемственность поколений, передачу культурного и интеллектуального наследия. По этим причинам рекомендательная библиография заслуживает отдельного внимания и проработки темы.
Проблема исследования: возможности современной рекомендательной библиографии.
Целью работы является выявление роли рекомендательной библиографии, как разновидности библиографии, в исторических и современных процессах становления и развития личности.
Объект исследования: рекомендательная библиография как разновидность библиографии.
Предмет исследования: необходимость рекомендательной библиографии в становлении и образовании личности.
Гипотеза: рекомендательная библиография выступает важным инструментом в современном мире для упрощения задач получения необходимой информации в процессах образования и становления личности.
Основные задачи:
- ознакомиться с понятием, развитием и основными видами библиографии; проанализировать библиографию как науку и отрасль;
- изучить рекомендательную библиографию и её процесс развития как один из видов библиографии, определить роль в современности;
- обозначить детскую рекомендательную библиографию одним из важных источников становления, просвещения, образования и самообразования личности.
Структура работы состоит из содержания, введения, двух основных глав и их подпунктов, заключения, списка литературных источников, а так же включает в себя итоговые выводы.
Практическая значимость работы заключается в побуждении к сохранению и увеличению востребованности рекомендательной библиографии как для современного, так и будущего поколения. Материалы могут быть использованы для педагогов, детей и их родителей.
Методы исследования: анализ, сбор и обработка данных, систематизация, классификация, обобщение.
1. Библиография как наука и отрасль информационной деятельности
1.1 Понятие и функции библиографии
Библиография является специфической отраслью информационной деятельности, включающая в себя информационное управление; информационную инфраструктуру, которая обеспечивает подготовку, распространение и использование библиографической информации. Так же включает в себя регистрацию и описание произведений письменности и печати. Библиографические сведения могут оформляться в виде каталогов, указателей, списков и т.д. Библиографические тексты подразделяются на несколько видов и могут быть универсальными, персональными, тематическими, отраслевыми и др. В библиографическом описании содержатся фамилия автора, заглавие, выходные данные и др. В библиографии особую роль играет алфавитный порядок и систематика.
К важнейшим задачам библиографии относятся стандартизация библиографической деятельности, в том числе библиографического описания; составление библиографических указателей и индексов цитирования; классификация документов. Библиографическая деятельность изучается в рамках библиографоведения как научной дисциплины.
Кроме того, библиография может выступать как научное описание письменных источников и включать в себя перечень различных книг по различным вопросам.
Описанием книг занимались еще в древности, в частности – в Древнем Египте и Месопотамии в 3-2 тысячелетиях до н.э., трактовалось это как переписывание. В 3 веке до н.э. был составлен каталог Александрийской библиотеки из 120 книг с указанием авторов, содержания, произведений.
Так же появлялись в средние века словари церковных писателей, что занимало определенную нишу в библиографии. Существовали списки и записи книг. До того, как в мир пришло книгопечатание, вместо названий книги обозначались первыми словами из текста. Авторству начали придавать значение в более поздний период времени, указывая фамилии и имена.
Таким образом, библиография относится к такому виду деятельности, которая несет в себе функцию целенаправленной передачи сведений и информации читателю об определенных печатных изданиях. Стандартно выделены три важных термина, которые стоит знать и понимать их значения:
- библиографическая деятельность – включает в себя совокупность процессов работы по подготовке и доведению информации о произведениях печати до читателей;
- библиографическая продукция – это совокупность библиографических пособий, которая является результатом библиографической деятельности;
- библиографоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая вопросы теории и истории библиографии, методики организации библиографической деятельности.
1.2 Виды библиографии
Виды библиографии – одна из наиболее старых и до сих пор окончательно не решенных классификационных проблем отечественного библиографоведения. Дело в том, что проблема видовой классификации библиографии возникла в то время, когда термин «библиография» был общепризнан как обозначение отдельного библиографического пособия или их совокупностей.
Но уже с середины 50-х гг. библиография стала выделяться в отдельную область деятельности и обрела новое содержание в виде классификации именно деятельности, а не пособий. Но многие библиографоведы говоря о «видах библиографии» как области деятельности, продолжали оперировать методологическими средствами и классификационными понятиями, полученными ранее в результате классифицирования библиографической продукции. В этом одна из главных причин внутренней противоречивости многих точек зрения на виды библиографии.
К основным видам библиографии относятся: национальная (или государственная), научно-вспомогательная, рекомендательная, отраслевая, краеведческая (региональная), издательско-книготорговая, а так же библиография библиографии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературных источников
1. Андреева М.А. Роль Н.К.Крупской в организации рекомендательной библиографии 1917-1920 гг.//Уч. зап./Моск. гос. библ. ин-т. 1959. Т. 5.
2. Бабичева М.Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность как функция библиотеки: на примере РГБ // Библиография. – 2007. – № 5
3. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. [Текст] / М.Г. Вохрышева.– М.: Книжная палата, 1989.– 200 с.
4. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина и др. – М.: Школьная б-ка. – 2003. – 308 с.
5. Диамидова Г.Н. Библиографоведение. Учебное пособие. [Текст] / Г.Н. Диамидова. – СПб: Профессия, 2003. – 288 с.
6. Корнаухова Л.Ф. Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации // Библиография. – 2010. – № 6
7. Пантюхова Т.В. Школьная жизнь рекомендательной библиографии // Библиография. – 2006. – № 6
8. Российское библиографоведение: итоги и перспективы. [Текст] / сост. Т.Ф. Лиховид. – М.: Фаир-Пресс, 2006. -688 с.
9. Справочник библиографа. [Текст] / сост. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб: Профессия, 2003. – 560 с.
10. Тугов Ю. М., Рекомендательная библиография - объект системного исследования, "Советская библиография", 1970, № 3
11. https://gufo.me
12. https://www.bestreferat.ru/referat-335144.html
13. http://www.hi-edu.ru/e-books/CB/056.htm
14. https://helpiks.org/8-68219.html
15. https://bigenc.ru/literature/text/1865433
16. https://bibliotekovedenie.rsl.ru/jour/article/viewFile/795/1088
17. http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000211/index.shtml
18. https://cherlib.ru/colleagues/professional-total/28
19. https://kartaslov.ru
20. http://www.redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s01/e0001729/index.shtml