Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование как наука тесно связана с такими научными дисциплинами как: стратегический менеджмент, маркетинг, прогнозирование, менеджмент, финансово-экономический анализ, анализ хозяйственной деятельности и т.д.
Цель – выявить особенности планирования стратегии развития фирмы. Задачи:
выявить общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления;
провести комплексный анализ деятельности;
разработать стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и назначение стратегии предприятия
Одним из ключевых компонентов стратегического управления является стратегия. Основной частью содержания деятельности по стратегическому управлению является выбор стратегии и ее реализация. В стратегическом планировании стратегия является долгосрочным и качественно определенным направлением развития предприятия, касающегося сферы, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, а также позиции предприятия в окружающей среде .
Стратегическое планирование – это процесс создания и претворения в жизнь программ, планов действий и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач. Если цели предприятия определяют то, к чему оно должно стремиться, что оно хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия отвечает на вопрос, с помощью каких действий и каким способом предприятие сможет достичь своих целей в условиях конкурентного и изменяющегося окружения.
1.2 Этапы стратегического планирования
Формулирование стратегии следует после этапа стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив. В процессе стратегического анализа руководство предприятия склоняется к выбору варианта стратегии, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней, внутренней среды и выбранным целям деятельности. Процесс формирования стратегии состоит из трех этапов, на которых необходимо:
– сформировать общую стратегию предприятия;
– сформировать конкурентную стратегию; – определить функциональные стратегии предприятия. Общая стратегия предприятия формируется высшим руководством. Разработка общей стратегии решает две основные задачи:
– необходимо отобрать и развернуть основные элементы общей стратегии предприятия;
– должна быть установлена конкретная роль каждого подразделения предприятия при осуществлении стратегии и определены способы распределения ресурсов между ними.
При формулировании каждой разновидности стратегии предприятие сталкивается с некоторыми объективными ограничениями:
1. Уровень наличных финансовых ресурсов. Если выбранная стратегия является оптимальной, предприятию необходимо подумать об источнике необходимых финансовых ресурсов. Если у предприятия дефицит собственных средств, оно идет на неоправданно высокий риск, занимая деньги под большой процент. Этим подрываются интересы акционеров при получении дивидендов даже при высокой прибыли.
2. Размер приемлемого риска. Многие предприятия готовы принять только умеренный, и даже минимальный риск, что очень снижает диапазон выбора стратегий.
3. Потенциальные навыки и способности фирмы. Хорошие стратегии всегда требуют навыков и способностей больше тех, которыми обладает предприятие. Для приобретения новых навыков требуется время, а стратегия предполагает быстрые действия.
4. Отношения в рамках рабочих связей предприятия. Часто поставщики или участники каналов распределения не могут обеспечить необходимые условия для работы так, как это нужно для реализации стратегии предприятия. 5. Противодействие конкурентов. Часто хорошие стратегии уничтожаются действиями конкурентных сил.
1.3 Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана
В зависимости от уровня принимаемых стратегических решений выделяют корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии.
Стратегия развития предприятия представляет собой долгосрочный план предприятия, охватывающий ключевые сегменты хозяйственной деятельности: маркетинг и сбыт, производство, материально-техническое обеспечение, финансы, систему управления персоналом, организационную структуру управления .
По типу экономического роста можно выделить стратегии концентрированного, диверсифицированного и интегрированного роста.
Стратегия фокусирования. При использовании данной стратегии небольшими компаниями, всегда есть риск того, что более крупные производства будут препятствовать продвижению товара на рынке, и использовать свое преимущество в объемах производства.
Также надо помнить о том, что узкая специальность предполагает собой большие риски. При этом бизнес будет развиваться слабо и спектр действий уменьшится .
Преимуществом при узкой специальности может быть уникальное производство. Построено оно может быть, когда есть интеллектуальный потенциал сотрудников на предприятии, что собой предлагает повышения качества товара или его уникальность. Фокусированием является удовлетворение потребностей покупателя товаром, который имеет единичные виды и наличие отдельных участников рынка, которые будут покупать такой товар .
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Общая характеристика организации
Основным видом деятельности кафе является розничная торговля продуктами питания. В дневное время, с 1000 до 2300, в кафе используется метод самообслуживания. С 1800 до 2400 идет индивидуальное обслуживание официантов. На блюда и напитки используется процентная надбавка: реальная стоимость товаров + процент. В каф имеет 60 посадочных мест, бар – 60 мест, фаст-фуд – 120 мест. Поставщиками являются следующие предприятия города: мясокомбинат, «Метро», совхоз «Весенний», хладокомбинат, фирмы, специализирующиеся на полуфабрикатах. Основной целью своей деятельности, являясь коммерческой организацией, кафе преследует удовлетворение потребности в услугах питания.
Организационная структура кафе «Оазис» представлена на рис. 2.1.
Высшим органом Общества является его Участник. Генеральный директор Общества действует на принципах единоначалия в части вопросов, отнесенных к его компетенции. Генеральный директор назначается решением Участника Общества на срок 3 года. Генеральный директор без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, а также:
определяет структуру Общества, аппарата управления, его численный и штатный составы;
издает приказы о назначении на должность работников Общества, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Генеральный директор подчиняется Участнику Общества, но все вопросы, решения, относительно повседневной деятельности кафе «Оазис», кадровые вопросы и многое другое решает сам.
В подчинении Генерального директора кафе «Оазис» находится директор кафе, который в свою очередь организует материально-техническое снабжение, координирует действия экспедиторской службы, решает некоторые организационные вопросы торговой деятельности. Однако при этом все свои действия он согласовывает с Генеральным директором.
Также генеральному директору подчиняется главный бухгалтер, который управляет деятельностью бухгалтерии и ведет учет всех торгово-хозяйственных операций на предприятии. Однако решение основных финансовых вопросов, как например перечисления денежных средств для расчетов с поставщиками и подрядчиками, получение наличных средств в банке, расчеты с персоналом, также является прерогативой Генерального директора.
2.2 Общая оценка финансового состояния предприятия
Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия (табл. 2.1).
Выручка предприятия уменьшилась за анализируемый период, составив 106 724 тыс. руб. на 31.12.2020 г. Уменьшение выручки свидетельствует о том, что предприятие было вынуждено уменьшить объемы реализации услуг.
Чистая прибыль предприятия снижалась на протяжении 2018-2020 гг. Снижение чистой прибыли означает, что с 2018 по 2020 гг. компания нерезультативно осуществляла свою деятельность.
Показатель производительности труда снизился в 2020 г. в сравнении с предыдущим годом на 34 тыс. руб. К факторам, повлиявшим на снижение производительность труда на предприятии, можно отнести: моральный износ оборудования; неэффективную организацию и управление предприятием; несоответствие оплаты труда современным рыночным условиям.
На конец анализируемого периода фондоотдача составила 1,11 руб. Кроме того, показатель уменьшался каждый раз с 2018 года. Снижение фондоотдачи свидетельствует о снижение использования основных фондов.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снижался на протяжении всего периода. Снижение коэффициента является негативным фактором, свидетельствовавшим о появляющихся основательных проблемах на предприятии. Это является отрицательным моментом, появлению которого могут содействовать следующие проблемы: погрешности и недочеты в общей стратегии компании; снижение спроса на услуги предприятия; рост задолженностей.
2.3 Анализ внешней и внутренней среды организации
Проведенное исследование показало, что среди наиболее известных кафе, находящихся в городе, потребители назвали следующие (рис. 2.2).
Наиболее известное кафе – «Макдоналдс» (96,67%), второе место занимает «Империя», его назвали 79,17%, третье занимает такое кафе, как «Рандеву» (56,67%).
Далее следуют «Веста» (49,17%), Пиццерия «L’amore Mio» (40,83%), «Апельсин» (43,33%), Цитрус (37,50%), Бона Фиде (37,50%). Кафе «Оазис» наименее известно – его назвали всего 16,67% респондентов. Скорее всего, это объясняется тем, что кафе открылось недавно.
На рисунке 2.9 приведены результаты обработки ответов относительно критериев выбора кафе «Оазис».
Исследования показывают, что большинство посетителей пользуются услугами кафе потому, что им нравится качество представляемых услуг (23,96%), 18,75% устраивает стоимость предоставляемых услуг. На третьем месте комфорт и уют в помещении (15,63%), 12,50% предпочтений кафе было отдано потому, что он находится поблизости от места жительства.
Отдельно можно выделить такой фактор, определяющий выбор кафе «Оазис», как представленная карта блюд (меню).
Исследования показали, что в меню кафе «Оазис» представлена европейская и русская кухня, в среднем 50 блюд. Имеются холодные и горячие закуски, первые и вторые блюда, алкогольные и безалкогольные напитки, десерты (рис. 2.4).
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Согласно алгоритму, разработка и последующая реализация стратегии развития ООО «ОАЗИС» осуществляется путем последовательного выполнения основных этапов:
1. Миссия и общекорпоративная стратегия развития предприятия.
2. Формулировка задач в конкурентной борьбе на рынке.
3. Выбор функциональной стратегии.
4. Выбор стратегии предприятия на зарубежном рынке.
5. Анализ выбранной стратегии.
6. Реализация конкурентной стратегии посредством разработанного плана.
7. Анализ результатов реализации стратегии.
8. Корректировка существующей стратегии или разработка новой более эффективной стратегии, которая будет способна реализовать задачи, поставленные общекорпоративной стратегией предприятия.
Важно отметить, что поскольку в иерархии стратегического планирования стратегия развития ООО «ОАЗИС» на локальном рынке находится ниже, чем общекорпоративная стратегия, следовательно, разработка конкурентной стратегии на локальном рынке начинается только после окончания работ по общекорпоративной стратегии.
В связи с тем, что разработка и реализации конкурентной стратегии затрагивает различные службы и функциональные подразделения логично произвести деление алгоритма на фазы. Все восемь этапов распределяются по трем фазам (рис. 3.1):
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическое планирование представляет собой принимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей.
Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений. Это одно из средств воспроизведения организациями предпринимательского поведения.
При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтшулер И.Г. Стратегический менеджмент.- М.: АНХ, Институт бизнеса и делового администрирования, 2009 – с .56
2. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент.- Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – с. 22
3. Афанасьева А.Н., Ильина Е.В. Современные проблемы менеджмента.- Учебно-методическое пособие. – Казань: КГАСУ, 2016. – с. 15
4. Бек Н.Н., Сарычев А.Е. Динамический стратегический анализ: ориентация на устойчивость конкурентного преимущества организации в условиях динамизма и глобализации рынков//Модернизация экономики и глобализация. В 3-х книгах (отв.ред. Е.Г.Ясин). - М.: ИД ГУ-ВШЭ,, 2009. Т. Кн.3 – с. 19
5. Булава И.В. Теория и методология разработки стратегии развития организация.- РИО МАОК, 2009 г. – с. 90.
6. Варламова З.Н. К построению типологий организационных компетенций//Экономика Крыма, №1 (34), 2011 – с. 86.
7. Васильев С.В. Стратегический менеджмент.- Учеб. -метод. пособие. – СПб: НФ СПбИУиП, 2009. – с. 86
8. Володин А.А./ «Управление финансами (Финансы предприятий)»: учебник /Инфра-М, 2016. – с. 109
9. Высоцкий А. Стратегическое планирование и управление.- Из материалов Школы владельцев бизнеса, 2016. – с .14
10. Глазкова А.М., Масалова Д.А. Планирование модели оптимизации для стратегического логистического планирования // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 4 (38). С. 264-266.
11. Гнатышина Е.А. и др. Менеджмент: современные проблемы управления.- Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, Л.М. Базавлуцкая, Н.Ю. Корнеева, А.М. Рудакова, П.Г. Рябчук, Н.В. Уварина. – коллективная монография. – Челябинск : Цицеро, 2017.
12. Захарова Ю.А. Стратегии продвижения товаров.- Издательство: Дашков и Ко; 2010г.- с. 116
13. Методы прикладных исследований в менеджменте: учеб. пособие / О. Е. Лысов. – ГУАП. СПб., 2011. – с. 18
14. Нуртдинов А.Р., Нуртдинов Р.М. Экономика.- Учебное пособие для бакалавров. - Москва.: РГУП, 2016. – с 47
15. Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании / Киреева А.А., Волкова Е.В., Лазарева И.Е. // В сборнике: Молодежный научный форум. Электронный сборник статей по материалам II студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 247-251.
16. Сандригайло Л.З., Белозёрова Н.В. Международный менеджмент.- Учебное пособие. – Сыктывкар: СЛИ, 2013. – с. 44
17. Смирнова О.О. Актуальные проблемы методологии стратегического планирования в России: о формировании системы планирования на основе принципов стратегического планирования // В сборнике: Принципы стратегического планирования: методология и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России. Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. 2018. С. 8-13.
18. Стратегический менеджмент. – Велесько Е.И., Неправский А.А. Минск: БГЭУ, 2009.– с. 64.
19. Стэплтон Т. Стратегии маркетинга в сложном окружении.- Учебное пособие. Курс MBA. Кн. 1 / Перевод с англ. - Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2010. – с. 22
20. Тишкина Т.М. Взаимосвязь стратегического планирования с другими видами планирования на местном уровне // Ракитянская Д.А. Функция планирования: современный подход и общее совершенствование процесса стратегического планирования // Экономика и социум. 2019. № 4 (59). С. 914-917.
21. Черняков А.Г., Фролова А.В. Функция планирования: современный подход и общее совершенствование процесса стратегического планирования // В сборнике: роль и значение науки и техники для развития современного общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 130-134.
22. Yaremchuk E., Muzalev S. Economic analysis as an element of strategic planning in organizations // Russian Journal of Management. 2020. Т. 8. № 1. С. 151-155.