Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Для учебной, творческой, интеллектуальной, физической деятельности обучающихся техникумов важным критерием является уровень развития физических качеств и функционального состояния, как совокупность взаимосвязанных признаков, характеризующих развитие систем организма. По данным научной литературы [8; 12; 23] обучающиеся 15-17 лет имеют в основном низкие показатели в физическом развитии и функциональной подготовленности. Следовательно, необходимо повышать уровень физической подготовленности у школьников 15-17 лет. В этом аспекте следует говорить о реализации адаптированных подходов, методик, комплексов упражнений, которые способствуют повышению уровня физической подготовленности у занимающихся физической культурой.
В настоящее время для повышения уровня физической подготовленности используют средства общей и специальной физической подготовки как в учебных занятиях, так и на дополнительных занятиях по избранным видам спорта.
Одним из наиболее распространённых видов двигательной активности среди обучающиеся 15-17 лет является фитнес: силовая гимнастика. У регулярно занимающихся силовыми упражнениями обучающихся 15-17 лет повышается работоспособность сердечно-сосудистой системы, усиливается метаболическая активность, увеличивается минеральная плотность костей, интеллектуальная продуктивность, снижается психическое напряжение, развиваются очертания телесности.
Не вызывает сомнений тот факт, что занятия силовой гимнастикой положительно влияют на уровень физической подготовленности обучающиеся 15-17 лет. Однако, уровень индивидуальной физической подготовленности занимающихся не берется педагогом в расчет. Основная причина – обязательные требования по выполнению нормативных показателей на занятиях физической культурой. Так, для получения положительной оценки обучающийся техникума обязан выполнить те задания, которые предъявляются учителем, согласно рабочей программе предмета «Физическая культура».
В этой связи актуальным является изучение эффективности применения индивидуального подхода для повышения уровня физической подготовленности обучающиеся 15-17 лет.
Цель: разработать комплексы упражнений для повышения физической подготовленности у обучающиеся 15-17 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс на занятиях физической культуры в техникуме.
Предмет исследования: методика применения физических упражнений с обучающимися техникума.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности применения физических упражнений на занятиях физической культуры в техникуме.
2. Разработать комплексы упражнений для обучающиеся 15-17 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность индивидуализации физической подготовки обучающиеся 15-17 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение комплекса упражнений для обучающиеся 15-17 лет, исходя из индивидуальных показателей физической подготовленности, окажут положительное влияние на повышение уровня физических кондиций.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть широко использованы на занятиях с обучающимися техникума.
Методы исследования. Метод теоретического анализа специальной литературы, посвященной проблеме повышения уровня физических кондиций и работоспособности у занимающихся физической культурой.
Экспериментальные методы: диагностика функционального состояния занимающихся; тесты на определения уровня развития физических качеств; педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Структура работы. Введение, две главы, выводы, заключение, список литературных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы повышения общей физической подготовленности обучающихся техникума
1.1. Индивидуальные характеристики и особенности возрастного периода 15-17 летнего возраста
Приступая к изучению особенностей возраста лиц в период с 15 по 17 лет, отметим, из собственного опыта и наблюдений за поведением подростков (юношей) в повседневной жизни, что в данный период развития у них происходят смыслообразующие, мотивационные, ценностные изменения в психологии. В целом закладываются основы направленности личности, формируется мировоззрение, осуществляется выбор той или иной манеры поведения.
Более того, на фоне эмоционально-психологической перестройки сознания у подростка интенсивно усиливаются процессы, связанные с половым созреванием.
Г.С. Абрамова отмечает, что основная особенность подросткового (юношеского) возраста состоит в несогласовании процессов полового созревания, личностного развития и социального формирования. Продолжая мысль об особенностях подросткового периода развития, автор резюмирует следующее: по всем направлениям происходит становление качественных новообразований вследствие перестройки организма, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, освоением новых способов социального взаимодействия, содержанием морально-этических норм, развитием самосознания, интересов, познавательной и учебной деятельности.
На особенности развития в подростковом возрасте влияют условия современной жизни. Среди них такие, которые оказывают содействие становлению взросления подростков (акселерация физического и полового созревания, интенсивное общение с ровесниками, более ранняя самостоятельность, вызванная занятостью родителей, огромный поток разнообразной по содержанию информации и т.п.). Иные условия жизни, которые тормозят этот процесс (занятость лишь учебой при отсутствии других серьезных обязанностей, стремление многих родителей чрезмерно опекать своего ребенка и т.п.).
В интеллектуальном направлении в развитии подростков не следует недооценивать изменения когнитивных способностей. В частности, речь идет об абстрактном мышлении, которое не привязано к существующим в данный момент конкретным условиям внешней среды. По мере расширения диапазона общественно-полезной деятельности содержание подросткового мышления становится сложным. Так, подростки приобретают склонность к самоанализу и самокритике [4, с. 45].
К особенностям самооценки подростка в возрасте 13-15 лет можно отнести ее неадекватность. Это проявляется в том, что развитие подростка в плане самооценки носит убывающий последовательный характер: от выраженного в 13 лет подросткового эгоцентризма к адекватной самооценке к 15 годам. Подростки начинают осознавать, что не находятся в центре внимания.
Противоречия существуют не только во внутренней позиции, но и в отношении окружающих к подростку: с одной стороны, окружающие взрослые люди воспринимают подростка как недостаточно взрослого и самостоятельного, но с другой стороны предъявляют требования и ожидания взрослого поведения [18, с. 54].
У подростков 15 летнего возраста оформляется мотивационная сфера, определяются их личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности [5, с. 34].
К особенностям взросления подростка в возрасте 13-15 лет отнесем тот факт, что они стремятся к переходу к взрослости [14, с. 81].
Чувство взрослости является ключевой особенностью личности, её центром и основой, поскольку показывает новую жизненную позицию подростка по отношению и к себе, и к другим людям, и к миру. Оно является особым направлением его активности, системы его новых устремлений, эмоциональных реакций и переживаний [17, с. 31].
Чувство взрослости определяет направленность и содержание активности подростка, его новые стремления, желание, переживания и аффектные реакции [24, с. 76].
Особенности взросления подростков проявляются в сфере общения. В данный возрастной период обнаруживается повышенная значимость тесных эмоциональных контактов, активная социализация [2, с. 31]. Подростки активно ищут друзей, в том числе в сети Интернет. Подростки уделяет много времени общению с единомышленниками. Взаимоотношения сопряжены с крайностями и быстрыми переменами симпатий [25, с. 29].
Конфликтность во взаимоотношениях – еще одна из особенностей в развитии подростка. Например, подростки замечают несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личную идентичность.
Особенностью подросткового возраста является формирование и развитие самосознания на основе анализа и оценивания своего поведения и деятельности [16, с. 29].
Совершенствование самосознания, проявление индивидуальности обуславливают выдвижению собственной точки зрения на оценку ситуации – отсюда, разногласия с иными мнениями, позициями. У многих конфликты возникают по сравнительно незначительным поводам, и большая часть разногласий успешно преодолевается вместе с родителями [23, с. 40].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрюхина, Т.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш, Н.В. Третьякова. – Москва: Спорт, 2016. – 330 с.
2. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов: учебное пособие / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, Г.С. Крылова, И.М. Бодров, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров. – Москва, 2016. – 108 с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. – Москва: Академия, 2009. – 528 с.
4. Бельский, И. Системы эффективной тренировки. Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг: учебное пособие / М. Бельский. – Минск : Вида, 2017. – 384 с.
5. Воронов, А.В. Определение оптимальных режимов выполнения скоростно-силовых упражнений / А.В. Воронов // Управление движением: материалы I Всероссийской конференции с международным участием по управлению движением. – Великие Луки, 2006. – С. 14–15.
6. Вяткин, А.А. Особенности внеурочных форм проведения занятий по физической культуре / А.А. Вяткин, А.М. Оруджев, Ю.М. Мясников // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Международный научно-практическая конференция. В 2 т.– Иркутск, 2016. – Том II. – С. 177–180.
7. Горелик, В.В. Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы / В.В. Горелик // Вестник Омского государственного университета. 2010. – № 6 (112). – С. 69–73.
8. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 528 с.
9. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов / В.Г. Каменская, И. Е. Мельникова. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 264 с.
10. Кекова, Л.А. Использование фитнес-технологий в педагогическом колледже / Л.А. Кекова // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы IX всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2019. – С. 94–96.
11. Кекова, Л.А. Развитие скоростно-силовых качеств у юношей 15-17 лет с использованием системы кроссфит / Л.А. Кекова // Шаг в науку: материалы научно-практической конференции института физической культуры и спорта. – Москва, 2017. – С. 80–84.
12. Кроссфит как средство совершенствования специальной физической подготовленности волейболистов высокой квалификации / О.Г. Морозов, Т.И. Мельникова, Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 192–197.
13. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
14. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: учебное пособие для студентов вузов / А.М. Максименко. – Москва: 4-й филиал Воениздата, 2001. – 319 с.
15. Овчинников, В.А. Физическая подготовка: учебник / В.А. Овчинников, В.С. Якимович. – Волгоград, 2014. – 556 с.
16. Романенко, Н.И. Фитнес в системе физической воспитания населения / Н.И. Романенко, Л.В. Корсакова, О.Н. Оплетаева // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 20 мая 2019 г. – Чебоксары, 2019. – С. 181–184.
17. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев: Олимпийская литература, 2010. – 317 с.
18. Никулин, И.Н. Комплексное развитие физических способностей на основе приоритетного использования упражнений с отягощениями / И.Н. Никулин, А.А. Коник // Актуальные проблемы физической культуры и спорта на современном этапе развития общества: материалы научно-практической конференции с международным участием. – Белгород, 2016. – С. 128–136.
19. Нуцалов, Н.М. Исследование средств, определяющих уровень развития общей выносливости / Н.М. Нуцалов, Е.С. Барковский // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания / под редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. – Москва, 2019. – С. 225–228.
20. Попов, А.П. Кроссфит как инновационная физкультурно-оздоровительная технология / А.П. Попов, Е.Ю. Резниченко // Наука-2020. – 2018. – № 6. – С. 45–48.
21. Прокопьев, Н.Я. Физическая работоспособность: учебно-методическое пособие для преподавателей, врачей и студентов / Н.Я. Прокопьев, Т.В. Потапова. – Тюмень, 2001. – 76 с.
22. Пьянзин, А.И. Физические качества как основа спортивной подготовки / А.И. Пьянзин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию образования факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета : в 2 т. – Томск, 2009. – Т. 1. – С. 271–275.
23. Родичкин, П.В. Физиологическая характеристика классификаций физических упражнений / П.В. Родичкин // Психофармакология и биологическая наркология. – 2004. – Т. 4, № 1. – С. 623–625.
24. Селуянов, В.Н. Физиология активности Н.А. Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков // Теория и практика физической культуры. –1996. – № 11. – С. 58–62.
25. Силовые виды спорта: учебное пособие / С.Ю. Никитченко, Н.А. Федяев, Н.Ф. Сторчевой, И.С.-Х. Мусаев. – Москва : Эдитус, 2020. – 150 с.
26. Симонова, Е.А. Оценка физической подготовленности школьников к выполнению норм ВФСК «Готов к труду и обороне» / Е.А. Симонова, С.В. Дмитриева // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 12. – С. 21–23.
27. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков. – Москва: Спорт, 2001. – 502 с.
28. Старовойтов, А.Л. Гимнастика и атлетическая подготовка: учебник / А. Л. Старовойтов. – Санкт-Петербург, 2017. – 315 с.
29. Стекачева, О.П. Всё о фитнесе / О.П. Стрекачев. – Москва: Столица-принт, 2003. – 240 с.
30. Столов, И. И. Формирование силовых показателей у школьников 13-15 лет в системе дополнительного образования учебных заведений / Ив. И. Столов, Л.А. Кекова // Шаг в науку: материалы II научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. – Москва, 2018. – С. 126–130.
31. Физиологические подходы к оценке функциональных нагрузочных проб / Н.Я. Прокопьев, Е.Т. Колунин, М.Н. Гуртовая, Д.И. Митасов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 2. – С. 146–150.
32. Филимонова, О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии: учебно-методическое пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко. – Краснодар: Парабеллум, 2015. – 104 с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
34. Хомяков, К.Г. Роль кроссфита в оптимизации развития физических качеств молодежи / К.Г. Хомяков // Инновационная наука. – 2016. – № 12. – С. 117–118.
35. Чесно, А.В. Клубная форма организации занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях / А.В. Чесно // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития: материалы II региональной научно-практической конференции. – Сургут, 2019. – С. 68–71.