Фрагмент для ознакомления
2
• специфическое отношение человека к действительности, наделяющее объекты реального мира качеством «музейности»;
• коммуникативная система;
• «культурная форма»;
• механизм культурного наследования;
• рекреационное учреждение .
Эксперты и специалисты-музеологи предполагают, что музей сегодня находится в транзитивной (т.е. переходном состоянии) и свою новую четко определенную роль музеи обретут с завершением этого процесса. Однако по мнению Т.Ф. Гафар оценить перспективы дальнейших трансформаций музейного института возможно лишь при расширении границ исследовательской работы музеев от изучения коллекций до исследования социальной среды, в которой существует музей . Такой подход целесообразен и, одновременно, он показывает, что вопрос о функциях музея также нуждается в расширительной интерпретации.
Нам представляется, что спор теоретически разрешим, если мы отойдем от позиции автономии музея в культурном пространстве на позицию функционирования музея как социального института. Что предполагает первая позиция? То, что у музея приоритетными являются функции, которые он исполняет специфически, т.е. не дублируя иные социальные институты вне рамок своей социокультурной ниши (например, для музеев родственными «нишевыми» институтами являются, с одной стороны – архивы; с другой – художественные галереи). Специфические функции закладываются как историей формирования социального института, так и субъектом создания учреждения, которое предметно воплощает социальный институт. В данном случае спектр специфических функций музея определяется историей его формирования как социокультурного феномена и чаще всего государством, как верховным субъектом, реализующим культурную политику.
Вторая позиция предполагает, что кроме специфических функций социальный институт с равным приоритетом, исполняет функции которые возникают спонтанно в силу существования этого института в конкретном социальном времени и пространстве и в ответ на социальные запросы. Таким образом, деление функций музея на приоритетные (первичные) и дополнительные (вторичные) совершенно неправомочно. Ведь музей не появляется в результате социальной конвенции между корпорацией музейных работников и государством. Музей и возникает, и развивается, и существует сегодня благодаря тому, что общество в целом заинтересовано в его существовании. Это выражается в том числе в процессе профессионального сегментирования общества и в государственной культурной политике. Общество негласно выражает готовность обеспечивать социальный сегмент, не занятый производительным, т.е. необходимым для выживания, трудом; государство реализует эту общественную волю через перераспределение доходов в сферу создания и поддержки музеев, сохранения и расширения коллекций, подготовки музейных работников, рекламу и пропаганду музеев как культурных институтов.
Однако группу функций, спонтанно возникающих по социальным запросам мы обозначим как социальные функции музея, поскольку существует еще один функций, которые возникают просто в силу исполнения музеем специфических и социальных функций, без какого-либо запроса со стороны чиновничьего аппарата, профессионального сообщества или общества в целом.
Именно эту третью группу функций мы обозначим в рамках нашего исследования как спонтанные функции. К числу спонтанных функций относится, например, эстетическая функция, реализуемая любым музеем. Она не задана изначально и не является специфической, но она и не возникает в силу общественной потребности, т.к. современное общество равно заинтересовано в уродстве, как и в красоте. Конечно тенденция к коллекционированию уродства возникает значительно раньше, чем формируется современный тип общества. Об этом свидетельствует повышенное внимание уже позднесредневековых исследователей к описанию диковин, невиданных зверей. Свидетельством этого же является кунсткамеры, формально являвшиеся собранием диковин, но на практике чаще предметом коллекционирования выступало уродство в своем биологически-вещественном воплощении.
Можно насчитать почти два с половиной десятка функций, которые исполняет современный музей как социальный институт, реализующий определенные культурные практики. Конечно же, это не окончательный перечень. Для построения последнего исследователю необходимо:
Во-первых, привлечение специалистов самого широкого профиля, которые сотрудничают с музеями или работают в них, заинтересованы в получении вторичной информации (генерируемой самим музеем и музейными работниками);
Во-вторых, рассмотрение всех конкретных типов музеев: художественных, исторических, естественной истории, тематических, региональных и краеведческих, частных, корпоративных и т.д. Эта работа может быть закончена только после анализа всех конкретных музеев мира, что представляется невозможным.
В-третьих, новые социальные функции музеев постоянно возникают или впервые осознаются (так музеи как широко распространенный феномен становятся ресурсом туризма и индустрии гостеприимства сравнительно недавно по историческим меркам).
Однако даже приведенный выше перечень достаточен для того, чтобы продолжить на его основе культурологическое исследование феномена музея как социального института.
Глава 2. Социально-культурная деятельность музеев в современном мире
Музей – значимое средство формулирования и сохранения национального культурного суверенитета. Процесс возникновения и закрепления национальных европейских государств сопровождался появлением в XVIII − XIX веках музейных собраний. «Борьба многих европейских народов за национальную независимость, за сохранение и признание их национальных особенностей, признание права на самостоятельное развитие отдельных областей и регионов привело к общественной потребности в музеях, которые могли бы сохранять и демонстрировать свидетельства истории этих народов» . Яркими моделями национальных музеев в Европе стали Британский музей, Национальный музей в Стокгольме. В России статус Национального музея имел Этнографический отдел Русского музея, Александр III создал его как государственное учреждение, имевшее целью поддержание национальных заветов.
В XX веке российские музеи, в период существования Советского Союза, безусловно, являлись частью общего плана идеологического государственного строительства. Ещё в конце 1920-х гг. работа музеев стала согласовываться с формализованными требованиями так называемого политического просвещения народа, в результате такого «прочтения» музейной деятельности «музеи расценивались как плацдарм идеологического воздействия на широкие массы. Именно с этого времени определилась главная целевая установка деятельности музеев: сближение с основными задачами социалистического производства и их обслуживание» . По понятным причинам идеологические установки «просвечивали» и в темах экспозиции, в таких, например, наименованиях выставок, как: «Пятилетка в действии», «Второй большевистский сев», «СССР на стройке», «За ударные темпы», «Третий, решающий, год пятилетки» и др.
В настоящее время идеологическая обусловленность, диктуемая властными институтами, не является обязательной к исполнению в музеях. Так, например, экспозиции современных литературных музеев России опираются на «широкий культурно-исторический контекст изучения творчества писателя, который в среде литературного музея выходит на первый план. Музей писателя – это всегда документ эпохи» . Таким образом, в границах деятельности музея гуманитарного профиля (в данном случае литературного) никак не акцентируется аспект государственного идеологического заказа. Е.В. Гетманская подчёркивает действие в музейной экспозиции широкого культурно-исторического контекста.
Категорически исключить идеологические рекомендации государства, вряд ли возможно, но они теперь не предлагаются в устных или письменных установках. Власть, в целях соблюдения своих интересов, контролирует деятельность музеев, например, инвестирует в определённые музейные проекты или, напротив, игнорирует призывы о финансовой помощи от музейных коллективов. В то же время, в настоящее время обязательный государственный мониторинг некоторых частных проблем музейного функционирования в мировом масштабе видоизменяется и приобретает вид всего лишь рекомендаций, а не директивных пожеланий. Остаются неизменными вопросы законодательного устройства музеев, финансовой поддержки государства; социокультурная жизнь экспозиции перепоручается руководящему коллективу самого музея.
Вторая половина ХХ века и начало XXI века была отмечена в музейном функционировании кардинальным смещением акцентов с экспонирующей деятельности на деятельность коммуникативную.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. – М., 2001. – С. 43-44
2. Гафар, Т.В. Региональный художественный музей: учреждение искусства или субъект культурной политики // Известия ВГПУ. – 2009. – № 8 – С. 168-171
3. Гетманская Е.В. Литературный музей как дидактическое средство изучения литературы в старших классах // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. №6. С. 52-55
4. Кавецкая, В.В. Метакультурный подход в деятельности современного российского регионального музея: на примере приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева // Вопросы музеологии. – 2012. – № 1. – С. 20-30
5. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII – начало XX в.) // Музей и власть. М., 1991. Ч. 1. – с. 10
6. Комлев, Ю.Э. Музей как социально-культурный центр региона // Аналитика культурологии. – 2011. - № 20. [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-sotsialno-kulturnyy-tsentr-regiona-1, режим доступа: свободный. – Загл. с экрана
7. Кулемзин А. М. Мировоззренческие аспекты музееведения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 18. – С. 29-30
8. Левинсон – Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764 – 1917). Л., 1985. – с. 49
9. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1988. – с. 37
10. Н. Ф. Федоров: pro et contra: к 175-летию со дня рождения и 100- летию со дня смерти: антология: в 2-х кн. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2004. – Т. 1.
11. Ненахова, Н.Н. Информационно-рекламные компоненты и функции в музейной деятельности // Мир науки, культуры и образования. – 2014. – № 1. – С. 323-325
12. Ожегов, С.И. Толковый словарь Ожегова. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011.
13. Пинна Дж. Исторические дома-музеи: выступление к теме // Museum. 2001. № 2.
14. Попова Г.А. Музей Города // Музей и город: Российский журнал искусств, 1993.
15. Равикович, Д.А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. Вопросы теории и методики: сб научн. трудов НИИ культуры. – М.: Наука, 1987
16. Разгон, А.М. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе социалистических стран (Музееведение как научная дисциплина). – М.: Просвещение, 1984
17. Райл Г. Понятие сознания. – М., 1999.
18. Сапанжа О. С. Культурологический подход в современном музееведении // Вопросы культурологии. – 2009. – № 9. – С. 44–48
19. Сапанжа О. С. Музеологическая подготовка в педагогическом образовании: стратегические принципы развития // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Т. 200. – С. 297
20. Сапанжа О. С. Предчувствие музея: культурология музейности // Вопросы культурологии. – 2010. – № 4.
21. Странский З. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира. – М., 1991.
22. Vergo P. The reticent object // The new museology. – London, 1989. – P. 41–59