Фрагмент для ознакомления
2
Возрождение наложило свой идейный и культурный отпечаток на все государства Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. И все это из-за неравномерного экономического и социального развития.
В эпоху Возрождения становление науки и развитие светского мировоззрения начинают вытеснять религиозное мировоззрение или радикально изменять его. На этом этапе общество начинает совершенно иначе относиться к себе и окружающему миру. Она идет в поисках ответов на вопросы, из которых до определенного момента существовало только церковное мировоззрение.
Общество начинает изучать окружающий мир, пробуждается интерес к земной жизни, а не только к жизни на небесах. В культурном плане люди начинают ощущать свою силу, и в них пробуждается ненасытное стремление к саморазвитию и самовосстановлению. Благодаря этому можно наблюдать формирование центрального направления, характерного для этого периода, идеи «гуманизма».
Возрождение характеризуется невероятным развитием торговых отношений между различными странами. В этот период совершаются великие географические открытия. Ренессанс был периодом, когда были заложены основы современных научных теорий. Так появилось естествознание с его изобретениями и открытиями. Поворотным моментом для описанного процесса является открытие печати. И именно она увековечила Возрождение как эпоху.
Гуманизм в эпоху Возрождения представляет собой значительный комплекс морально-философских аргументов. Он проявляется в воспитании и образовании личности, основанном на преимущественном внимании не к прежним, схоластическим, или религиозным, «божественным» знаниям, а к гуманитарным: филологии, истории, морали. Это привело к тому, что гуманитарные науки в эту эпоху стали цениться как наиболее необходимые, поскольку для формирования духовного образа личности главным была, по мнению ученых и педагогов, «литература», а не другая, возможно, более «практическая», сфера знаний. Как писал замечательный итальянский поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка, «через слово человеческое лицо становится прекрасным».
Ренессанс кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности для распространения, которые раньше не могла себе позволить. Древние рукописи, восставшие, как феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так же быстро, как и раньше. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности воспроизводить на бумаге самые разнообразные научные достижения и знания.
Уникальность культуры эпохи Возрождения учитывается всеми, но многие ученые не дают своего согласия на признание ее оригинальной в становлении философии, то есть значимой для выделения ее как самостоятельного этапа философской мысли. И хотя этот период характеризуется двойственностью и противоречивостью философского мировоззрения, однако это не умаляет и не ставит под сомнение заслуги мыслителей эпохи Возрождения в установлении путей отхода от средневековой схоластики и создании основ современной философии.
Литература эпохи Возрождения включает в себя такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в эпоху Возрождения поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Наиболее развита была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.
Таким образом, уникальным элементом Возрождения можно считать ориентацию на художественно-эстетическое мировоззрение, гуманизм; антропоцентризм, гражданственность, пантеизм и натурфилософскую направленность.
1.2 Ключевые литературные исторические движения в период эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения ориентация искусства изменилась. Это привлекало человека в реальном мире. Самые яркие новые представления о человеке и его месте в мире нашли отклик в литературе этой эпохи. Объектом литературы в этом случае становится традиционная земная жизнь во всех ее развернутых гранях. Значительное внимание уделялось образу личности и ее переживаниям, взаимоотношениям между личностью и обществом. Писатели и поэты стремились в своих творческих картинах прославить красоту человека, описать поэзию земного мира. Все это повлияло на быстрое движение становления лирики, а затем и драматургии.
Культурные события этого времени позволяют выделить его как особый этап позднего средневековья. Ренессанс ассоциируется с блестящей плеядой гениальных мастеров, оставивших после себя величайшие творения в науке и искусстве — живопись, музыку, архитектуру, литературу. Их часто называют титанами Возрождения: Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир.
Проблемы, поднятые в произведениях искусства, в образах литературы, по-прежнему вечны. Вспомним хотя бы «Гамлета» Шекспира или «Дон Кихота» Сервантеса. Знание литературы эпохи Возрождения - признак интеллигентного человека.
Культурная жизнь позднего Средневековья изменилась настолько, что люди стали чувствовать себя принадлежащими к другому времени, что вызвало чувство неудовлетворенности прежним состоянием искусства и литературы.
Характерной чертой литературы этого периода было то, что произведения писались как на латыни, так и на национальных языках. Все это привело к осознанию авторами собственной личности, а значит, и к постановке вопроса о тождественности литературного творчества.
В литературе возрождаются забытые жанры диалога, трагедии, комедии, появляются новые литературные формы: развивается новелла и сонет, лирическая и эпическая поэзия. Весьма специфическим жанром в литературе эпохи Возрождения был диалог: стремление автора изложить все «за» и «против» так, чтобы читатель сам мог сделать выводы.
Однако Ренессанс характеризуется не только заимствованием литературных течений из античности, но и развитием собственных новых течений: сонет - в поэзии, повесть, эссе - в прозе. Писатели этой эпохи не просто повторяют античных авторов, но творчески перерабатывают их художественный опыт, создавая, по существу, иной и новый мир литературных образов, сюжетов и проблем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев М. Л. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: Российск, гос. гуманит. ун-т, 1998. – 428 с.
2. Аниксит А.А. Творчество Шекспира. -М.: Художественная литература, 1963. - 616 с.
3. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М.: Тк Велби, 2004. - 576с.
4. Барг М.А. Шекспир и история. -М.: Наука, 1976. - 216 с.
5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм - М.: Высш. Школа, 1977. - 252 с.
6. Буркхард Я.Н. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Издательство, 2006. -335 с.
7. Всеобщая история искусств. Искусство эпохи Возрождения. - М.: Искусство, 1962. - 531 с.
8. Гете И.В. Избранные произведения. – М.: Гослитиздат, 1950, 341 с.
9. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие. -М.: Высшая школа,1980. С. 368.
10. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник. - М.: академический Проект, 2003, 656с.
11. Куницына, Е.Ю. Шекспир – Игра – Перевод [Текст] / Е.Ю. Куницына. – Иркутск : ИГЛУ, 2015. – 348 с
12. Лисович, И. И. Научно-исследовательский проект «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре» / И. И. Лисович, В. С. Макаров // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 2. – С. 264 - 282.
13. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 2006, 623 с.
14. Морозов М.М. Белинский о Шекспире / М.М. Белинский. – М.: ГИХЛ, 1954
15. Урнов М.В. Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. – М.: Наука, 1964, 321 с.
16. Шекспир В. Бриллиантовая коллекция. Ричард III. –М.: Литература, Мир книги, 2006, 453 с.
17. Шекспир У. Ричард III // Шекспир У. Избранные произведения./ пер. Т. Щепкиной-Куперник. – Алма-Ата: Мектец, 1980, 421 стр.