Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теоретическая часть. 4
1.1. Понятие запасов компании, их виды 4
1.2. Методики управления запасами компании 8
1.3. Методы оптимизации управления запасами компании 12
2. Расчетная часть 18
Ситуационное задание 1. «Структура и стоимость капитала компании» 18
Ситуационное задание 2. «Разработка бюджета капитальных вложений» 22
Ситуационное задание 3. «Управление структурой капитала» 27
Ситуационное задание 4. «Реструктуризация как инструмент управления ростом компании» 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный этап развития рыночной модели экономики заставляет компании повышать эффективность управления системой материального обеспечения процессов производства товаров и услуг. При этом главным качественным показателем системы материального обеспечения является приемлемый уровень его надежности в виде ее способности гарантировать бездефицитное и бесперебойное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности всеми необходимыми материальными ресурсами в нужном объеме и составе. Эффективное управление материальными запасами включает управление уровнями надежности материальных поставок и регулирование остатков запасов. Материальные запасы, с одной стороны, уменьшают риск, связанный с дефицитом и обусловленных им убытков, а, с другой стороны, содержание излишних остатков материальных запасов требует несения лишних расходов.
Актуальность проведения данного исследования обуславливается необходимостью поиска оптимального объема запасов компании.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические и методологические аспекты управления запасами компании.
Задачи работы:
1) раскрыть понятие запасов компании и их виды;
2) представить методики управления запасами компании;
3) описать методы оптимизации управления запасами компании;
4) представить практические аспекты управления финансами компаний;
5) отразить предложенные рекомендации в таблично-аналитической и графической формах изложения.
Объект исследования – экономические отношения, возникающие в процессе управления запасами компании.
Предмет исследования – инструменты, используемые корпоративными структурами в процессе управления запасами компании.
1. Теоретическая часть.
1.1. Понятие запасов компании, их виды
Понятие запаса является весьма сложным и многогранном характером, обусловленным сочетанием в себе характеристик движения входящих и выходящих материальных потоков. Для практического решения задачи, связанной с управлением запасами в границах функционирующей логистической системы или цепи поставки, рекомендуется делить или классифицировать запас на определенные элементы, т.е. на виды запасов. В этой связи стоит отметить, что существует широкий набор классификационных признаков запасов, оказывающих помощь в детализации принимаемых менеджерских решений в области управления запасами.
В первую очередь, запасы рекомендуется делить на следующие ниже представленные виды товарно-материальных ценностей (сокращенно – ТМЦ):
сырьё и материалы (данная группа ТМЦ являются основным видом материальных затрат в составе производства товаров и услуг);
незавершённое производство (товары и услуги, не прошедшие на текущий момент времени всех технологических стадий производства (находящиеся на промежуточной стадии производства));
готовая продукция (продукция к продаже) [1, c. 5].
Данные виды запасов располагаются в пределах отдельно взятого экономического субъекта, звена логистической сети или цепи поставки.
В разрезе мест нахождения запасы рекомендуется делить на производственные и товарные запасы. Производственный запас (не примененные и не прошедшие стадии переработки предметы труда) в рамках применения в производственном процессе призван обеспечивать бесперебойность его протекания. Данный вид учитывается с использованием натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителей [2, c. 6].
Товарный запас располагается у экономических субъектов в складских помещениях готовой продукции и в каналах сферы обращения. Данный вид запаса нужен для бесперебойного покрытия запросов со стороны потребителей в ТМЦ.
Запасы в каналах сферы обращения рекомендуется разбивать на следующие элементы:
запас в пути;
запас в торговых организациях.
Запас в пути (он же – транспортный запас) располагается на момент своего фактического учета в секторе транспортировки от поставщиков к конечным потребителям или в оптово-торговой организации.
Любой экономический субъект в логистической системе или в цепях поставок выступает в роли поставщика и потребителя. Соответственно, производственный и товарный запасы всегда существуют в наличии в границах экономического субъекта или звена цепи. Оба данных вида запасов ТМЦ для практического решения отдельных экономических задач могут поделены на подгруппы. Согласно своему целевому назначению запасы можно поделить на следующие подгруппы:
текущий (он же – оборотный) запас;
страховой (он же – гарантийный) запас;
общий запас;
наличный запас;
располагаемый запас.
Текущий запас призван обеспечивать непрерывный характер процесса, связанного с потреблением между двумя поставками. Его величина непрерывно корректируется. Данный запас – это разница между совокупным уровнем складского запаса и уровнем т.н. страхового запаса, предназначенного для обслуживания процессов потребления при вероятных, но нежелательных отклонениях от оговоренных условий, связанных с поставками или потреблениями [3, c. 7].
Страховой запас призван обеспечивать непрерывный характер процесса, связанного с обеспечением потребления при возникновении следующих вероятных обстоятельств:
отклонение в уровне периодичности и в величине партий материальных поставок от плана;
изменение в уровне интенсивности материального потребления;
задержки материальных поставок в пути.
Страховой запас иногда по-другому именуют буферным запасом.
При наличии нормальных финансово-хозяйственных условий страховой запас не должно расходоваться. Данный запас обладает аналогичными текущему запасу единицами измерения (единицы объема, длины, массы или дни обеспечения запросов).
Общий запас – это сумма страхового и текущего элемента запаса. Наличный запас является фактическим остатком запаса на конкретный момент времени. Располагаемый запас – это фактически имеющийся запас в экономическом субъекте.
Как уже было обозначено ранее, основная цель формирования запаса состоит в нормальном обеспечении процесса потребления. В этой связи стоит выделить виды запасов в разрезе видов потребностей:
сезонный запас;
резервный (он же – VIP) запас;
малоподвижный (он же – редко применяемый) запас;
неликвидный (неиспользуемый (нереализуемый) в течение продолжительного времени или совсем не востребованный) запас.
Сезонный запас формируется в случае наличия сезонного характера ведения производственной деятельности, а также потребления или логистики продукции. Данный запас иногда именуют запасом досрочного завоза. Для способности обеспечения запасом роста уровня потребности под влиянием фактора сезонности в управлении запасом рекомендуется его сезонно накапливать [4, c. 8].
Резервный запас формируется с целью обеспечения процесса, связанного с выполнением заказов определенных клиентов (в т.ч. VIP-клиентов). Данные заказы ставятся в режим ожидания, запас подвергается резервированию для удовлетворения спроса заранее оговоренного перечня клиентов или под конкретного клиента. Этот запас будет располагаться на складе до момента возникновения заказа клиента.
Малоподвижный запас выделяется для оказания поддержки запросам с невыраженным характером. Потребность в его формировании проявляется, допустим, в рознично-торговых организациях, где с целью оказания поддержки разнообразию ассортиментного ряда нужно содержать в торговом зале редко реализуемые товары. Помимо этого малоподвижный запас может появиться из-за наличия ошибок в составлении прогнозов или в ходе планирования рыночного спроса.
Неликвидный запас рекомендуется формировать из-за изменения качества ТМЦ при хранении, а также вследствие их морального старения. Кроме того, запас может стать неликвидным в случае своей невостребованности.
В разрезе целей запасы рекомендуется делить на следующие виды:
стратегический запас;
рекламный запас (он же – запас продвижения);
спекулятивный запас;
подготовительный запас.
Создание стратегического запаса относится к макроуровню – он формируется государством (запасы продовольствия, ГСМ и т.д.) для обеспечения безопасности страны в случае возникновения ЧС.
Рекламный запас формируется и поддерживается в распределительных каналах для оперативного реагирования на рост в потреблении при проведении PR-мер. Данный запас формируется для поддержания временного увеличения спроса и последующего покрытия запросов в продукции на более серьезном уровне.
Спекулятивный запас формируется для обеспечения защитой от вероятного роста цен или введения протекционистских мер, а также для применения рыночной конъюнктуры с целью извлечения дополнительной прибыли. Иногда данный запас иначе именуют буферным запасом.
Подготовительный запас рекомендуется выделять из состава запасов сырья и материалов в случае возникновения потребности в их дополнительной подготовке перед применением в производстве (допустим, сушка леса). Данный вид запаса применительно к готовой продукции и к товарам обусловлен потребностью в их подготовке к отпуску в пользу конечных потребителей [5, c. 9].
1.2. Методики управления запасами компании
Под управлением запасами принято понимать деятельность по совершенствованию объемов сырья, произведенных товаров, заготовок, величин расходных материалов и т.д., которые подлежат хранению в течение определенного срока. Главная цель ведения данной деятельности состоит в сведении к минимуму складских и логистических затрат при одновременном недопущении возникновения перебоев в функционировании экономического субъекта. Без осуществления (или при некачественном осуществлении) оптимизации материальных остатков может произойти разорение бизнеса, несмотря на наличие успехов в иных аспектах управления финансово-хозяйственной деятельностью – в производственном менеджменте, в маркетинге и т.д. При использовании неграмотного подхода существует риск перехода из одной из двух крайностей в другую [6, c. 6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авдеева, В.И. Финансовый менеджмент: учебник / В.И. Авдеева, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторова. – М.: КНОРУС, 2017. – 384 с.
2. Володин, А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник / А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.А. Бурмистрова, Л.В. Смирнова, А.А. Тилов, Л.В. Токун, М.Б. Траченко; Под ред. А.А. Володина. – 3-e изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 364 с.
3. Клишевич, Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учебное пособие / Н.Б. Клишевич. – М.: КноРус, 2016. – 304 с.
4. Ковалева, А.М. Финансы: учебник для академического бакалавриата / А.М. Ковалева [и др.]; под редакцией А.М. Ковалевой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 443 с.
5. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами: учебное пособие / В.В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2021. – 560 с.
6. Конищева, М.А. Финансовое планирование: учебное пособие / М.А. Конищева, Ю.И. Черкасова, Т.В. Живаева. – Красноярск: СФУ, 2016. – 256 с.
7. Леонтьев, В.Е. Корпоративные финансы: учебник для академического бакалавриата / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 354 с.
8. Незамайкин, В.Н. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / В.Н. Незамайкин, Н.А. Платонова, И.М. Поморцева [и др.]; под ред. проф. В.Н. Незамайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 112 с.
9. Незамайкин, В.Н. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / В.Н. Незамайкин, Н.А. Платонова, Я.П. Федоров, И.Л. Юрзинова; под ред. проф. В.Н. Незамайкина. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. – 96 с.
10. Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент: учебник / Г.Б. Поляк [и др.]; под редакцией Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 456 с.
11. Толкачева, Н.А. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учебное пособие / Н.А. Толкачева. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 231 с.
12. Шохин, Е.И. Финансовый менеджмент: учебник / коллектив авторов; под ред. проф. Е.И. Шохина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2017. – 476 с.