Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
История античного христианства делится на два периода:
- период, в котором христианство подвергалось преследованию со стороны римских властей,
- период, в котором христианство и Римская империя стали союзниками.
Эпоха Константина Великого (306-337) является разделительной границей между этими периодами.
Миланский эдикт 313 г., который был издан от имени Константина и Лициния, обозначил начало изменений в религиозной политике Римской империи.
Эдикт наделял христиан следующими правами:
- отправлять свой культ открыто,
- владеть имуществом,
- возвращать имущество, которое было конфисковано во время гонений,
- не привлекать христиан принимать участие в массовых языческих жертвоприношениях.
Эдикт имел важное значение в ходе изменений религиозной политики Римской империи.
В настоящее время существует множество версий тех причин, которые направили Константина Великого обратиться в христианство, например, А.П. Лебедев в своем произведении «Обращение Константина Великого в христианство» говорил о том, что в Константине воспитали его условия жизни благорасположенность к христианству. Некоторые авторы объясняют этот факт «чудесным прозрением», а по мнению профессора Болотова, чудесное явление обращение Константина в христианство вряд ли имеют место быть.
Цель работы: рассмотреть историю обращения Константина великого в христианство.
Для достижения цели решался ряд задач:
- рассмотрение места христианства в Римской империи до правления Константина,
- описание религиозной политики императора Константина,
определение значения обращения в христианство для Римской империи.
1 Христианизация Римской империи в IV веке
1.1 Место христианства до правления Константина Великого
Во времена до правления Константина Великого, Римская империя делилась между двумя императорами. У каждого императора был свой помощник- кесарь.
В восточной части правление осуществлялось императором Диоклетианом и кесарем Галерием, а в западной части – император Максимиан с кесарем Констанцием.
После отставки императоров в 305 году править частями Римской империи стали их кесари, назначенные августами.
Восточная часть империи, после отставки императора Диоклетиана, стала терять свою былую политическую стабильность.
Гражданские междоусобицы начались на всей ее территории и заняли несколько десятилетий.
В это смутное время во власть вступил Константин. Когда умер его отец, в прошлом времени кесарь Констанций, 25 июля 306 года солдаты провозгласили императором Константина.
Максимиан, который правил в Западной части Римской империи, отказался от престола, Максентий, его сын, был избран императором Рима. Максенти решил провести переворот и назначил сам себя августом – императором Африки и Италии. Римом он управлял помощью своих войск.
Сенат Рима боялся Максентия, поэтому не противостоял ему.
Когда императором был Максимиан, он уже организовывал заговор против собственного сына.
И в этот раз Максимилиан пытался уговорить Диоклегиана, чтобы тот присоединился к нему для cвержения Максентия, но тот дал отказ. Войска, которые избрали Максентия своим императором, узнав о предательстве Максимилиана, донесли его сыну о данном факте.
Максимилиан решил попробовать другой путь для свержения собственного сына с престола, для чего отправился во Францию, где уже императором был Констатнтин.
Максимилиан хотел пожаловаться императору на Максентия, но на самом деле он планировал убийство Константина с целью занять его место правителя Западной части империи.
План Максимилиана тоже провалился, так как дочь Максимиана -Фауста, жена Константина, сообщила о заговоре отца своему мужу.
Максимиана арестовали во время его бегства и казнили.
Во время вышеуказанных событий император Максентий жестоко правил в Риме. Сначала, для укрепления своих позиций среди римлян, Максентий отдал приказ о прекращении гонений на христиан, но через некотрое время передумал и снова издал обвинительные акты против них.
Чтобы прекратить гонения своего императора, жители Рима написали жалобу императору Константину, умоляя завоевать и освободить их государство от Максентия.
Прочитав жалобу, Константин написал Максентию письмо, где выдвинул требования о прекращении жестоких деяний.
Максентий никак не отреагировал на письмо, в связи с чем, Константин в 313 году отправился в Рим, собрав британскую и французскую армии.
Константин вместе со своей армии вошел в Рим, сделал неожиданный марш-бросок через Альпы, и напал на Максентия.
Неправильная военная стратегия Максентия, когда он вышел со своей армией из города и попытался атаковать нападавших, которые находились на другой стороне реки Тибр, позволила Константину одержать очень легкую победу в битве у Мильвийского моста в 312 году.
После этих событий Константин был провозглашен императором Римской империи, где большая часть проживающего народа были язычниками. Христиане составляли небольшую часть жителей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви: Репринт.изд. В 4 тт. М.: История науки, 2010.- 123 с.
2. Буркхард Я. Век Константина Великого.-М.: Мир, 2013.- 365 с.
3. Власов С.М. Константин Великий. – М.: Мир, 2012.-231 с.
4. Евсевий Кесарийский. Церковная история. - Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/father4.html, свободны
5. Каждан А.П. Судьбы христианства при Константине // Вопросы истории. 2009 .-Вопросы истории.- № 5.- С.23-27.
6. Казаков М.М. Обращение Константина I и Миланский эдикт.- Вопросы истории.- 2012. №9.- С.34-39.
7. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2010.- 265 с.
8. Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб.: Мир, 2009.- 162 с.
9. Покровский А.В. История Римского права.- М.: Наследие, 2013.- 256 с.
10. Рудоквас А.Д. О законодательстве против язычества императора
11. Ренан Э. Рим и христианство // Раннее христианство: в 2 т. – М. - Харьков: АСТ - Фолио, 2001. – Т. 2. – С. 9-84.
12. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Мир, 2009. – 336 с.
13. Сытин И. Д. Константин Великий Гай.- Военная энциклопедия — СПб.:Мир, 1913. - Т. 13. - С. 131—132.
14. Правление Константина Великого // Античный мир. СПб.: Мир, 2009.- 343 с.
15. Удальцова З.В. Церковные историки ранней Византии // Византийский Временник. -2008. Т.43.-235 с.
16. Хусто Л. Гонсалес. История христианства: от основания Церкви до эпохи Реформации. Том I. - СПб.: «Библия для всех», 2012. - 400 с.
17. Поснов А.В. История Христианской Церкви. - Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Posnov, свободный.
18. Евсевий Кесарийский. Церковная история. - Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/father4.html.
19. Das Constitutum Constantini (Konstantinische Schenkung): Text. Hrsg. H. Fuhrmann. Hannover, 1968. (MGH. Fontes Iuris Germanici Antiqui, 10).
20. Ловягин А.Константин Великий. Энциклопедический словарь.- СПб.: Брокгау- Ефрон, 1895.- 63—67.