Фрагмент для ознакомления
2
3. ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В действующей на сегодняшний день «Примерной программе по русскому языку», предназначенной для младших классов, которая относится к стандартам II поколения, отмечается, что языковой материал предназначен для формирования научного понимания системы и структуры русского языка, а также нацелен способствовать усвоению норм русского литературного языка .
Ортологический аспект формообразования характерен уже для начального курса русского языка. Учащиеся начальной школы изучают обычные способы формирования лексем в форме существительного, прилагательного и глагола в процессе ознакомления с их основными морфологическими категориями.
Грамматические и морфологические нормы формируются во всех четырех классах начальной школы. Они играют важную роль в построении словосочетаний, предложений, что определяет коммуникативную значимость последних.
Опираясь на работы «классиков» изучения формирования и развития детской речи, нужно отметить несколько авторов, исследования которых являются теоретико-методологической основой для исследований в данном направлении.
Так, например, А.Н. Гвоздев изучал возрастную динамику формирования грамматических навыков у детей, отмечая, что в младшем школьном возрасте психика детей уже готова к тому, чтобы понимать и заучивать отдельные формы слов, склонять их по падежам и числам .
Н.И. Жинкин утверждал большое значение памяти младших школьников для эффективного усвоения грамматических норм. Ученый считал, что в «фонде долговременной памяти» хранятся определенные символы, которые позволяют младшему школьнику использовать их для составления различных грамматических форм слов .
При этом, например, А.В. Запорожец считал, что грамматические нормы русского языка возникают в сознании младшего школьника стихийно, спонтанно, этот процесс обусловлен только формированием определенного уровня развития психики. Исследователь писал об отсутствии системности в формировании грамматических норм в этом возрасте .
Как показывает анализ дидактического материала учебников по русскому языку разных авторов (например, Р.Н. Бунеев и соавт. , В.П. Канакина и В.Г. Горецкий , Л.М. Зеленина и Т.Е. Хохлова ), они не уделяют большого внимания ортологии – науке о нормах современного русского языка.
Безусловно, несомненную помощь детям оказывают вспомогательные словари, направленные на изучение грамматической правильности русской речи. Но, к сожалению, они включены не во все учебники русского языка.
Исследователи и педагоги (Е.М. Хакимова, Е.В. Бешенкова и О.Е. Иванова и др.) считают целесообразным разнообразить ортологические упражнения посредством решения следующих задач :
– по трансформации языковой единицы, т.е. замене одной словоформы на другую;
– по какографии;
– по формированию лексических единиц высокого уровня из лексем более низкого уровня и т.д.
Какографические и корректирующие упражнения особенно популярны при изучении норм русского языка в начальной школе. Многие педагоги предлагают учащимся проанализировать употребление словоформ в следующей речевой ситуации: покупатель просит продавца «взвесить двести граммов сыра».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова, О.А. Обучение русскому языку в начальной школе: к проблеме соответствия содержания обучения ФГОС НОО (на примере образовательной программы «Начальная школа XXI века») / О.А. Безрукова, М.Л. Кусова, О.А. Ускова // Школьное образование. – 2018. – № 4. – С. 62–68.
2. Бешенкова, Е.В. Теория и практика нормирования русского письма / Е.В. Бешенкова, О.Е. Иванова. – М., 2016. – 424 с.
3. Бредихина, С.В. Детские грамматические ошибки как средство обучения младших школьников русскому языку / С.В. Бредихина // Наука и школа. – 2018. – № 5. – С. 115–120.
4. Бронникова, Ю.О. Усвоение грамматических норм русского языка в начальной школе / Ю.О. Бронникова // Инновационная наука. Международный научный журнал. – 2015. – № 8. – С. 103–106.
5. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 2 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3-е изд., перераб. – М., 2015. – 176 с.
6. Ваганова, А.К. Методические аспекты работы со словом на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / А.К. Ваганова // Сборник научных статей по материалам Съезда преподавателей русского языка в Южном федеральном округе. – Таганрог, 2019. – С. 63–67.
7. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. – М., 1949. – 248 с.
8. Жижилева, У.В. Использование словарей на уроках русского языка / У.В. Жижилева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». – Пермь, 2014. – С. 21–29.
9. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III—VII классов / Н.И. Жинкин // Известия АПН РСФСР.– 1956. — Вып. 78. – С. 141–250.
10. Запорожец, А.В. О развитии рассуждения ребенка младшего школьного возраста / А.В. Запорожец, Г.Д. Луков // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 1. Т. 3. – С. 101–108.
11. Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2012. – 176; 192 с.
12. Канакина, В.П. Русский язык. . 2 класс. Учебник в 2-х частях / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М., 2019. – 144; 144 с.
13. Новоселова, Г.Д. Развитие грамматической способности младших школьников на материале изучение темы «имя существительное» на уроках русского языка. Автореф. на соиск. уч. ст. к. пед. н. / Г.Д. Новоселова. – Орел, 2007. – 26 с.
14. Русский язык. Рабочие программы «Предметная линия учебников системы «Школа России. 1–4 классы»». Пособий для учителей общеобразовательных организаций. – М., 2014. – 340 с.
15. Турова, С.А. Анализ педагогического опыта по проблеме формирования и развития познавательных способностей младших школьников на уроках русского языка / С.А. Турова // Продленка. Образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/380574-nauchnaja-statja-analiz-pedagogicheskogo-opyt (Дата обращения: 12.04.2021)
16. Хакимова, Е.М. Ортологическая система современного русского языка: онтологические основания лингводеонтического. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. / Е.М. Хакимова. – Н. Новгород, 2015. – 547 с.