Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире остро стоит проблема эстетического развития, которое тесно связано со всеми сторонами воспитания. Через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания. Все это помогает обеспечить комплексный подход и ведет к гармоничному развитию детей [1].
О том, что образование дошкольников должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие эстетических качеств, сказано в Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1).
Необходимо уже с дошкольного детства учить ребенка замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира, искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей.
Как показывает практика, важная роль в эстетическом воспитании дошкольников отводится изобразительному искусству, природе. В процессе эстетического воспитания дошкольников можно объединить воспитательный потенциал природы и изобразительного искусства [2].
Вопрос организации эстетического воспитания дошкольников достаточно остро стоит в современном обществе. Особенно эффективным будет эстетическое воспитание в том случае, если задействовать в воспитательном процессе изобразительное искусство и средства природы. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, на практике организации эстетического воспитания средствами изобразительного искусства и природы, уделяется недостаточно внимания. В частности, не разработана методика организации такого воспитания, нет отдельных программ, методических разработок, в которых были бы отображены возможности эстетического воспитания средствами природы.
Объект исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности средствами природы.
Цель исследования: оценить возможности эстетического воспитания дошкольников в изобразительной деятельности средствами природы.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что организация эстетического воспитания детей дошкольного возраста при помощи изобразительного искусства средствами природы, будет способствовать повышению уровня эстетической воспитанности дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание»;
2. Охарактеризовать изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания дошкольников;
3. Разработать программу эстетического воспитания дошкольников в изобразительной деятельности средствами природы;
4. Оценить эффективность представленной разработки.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы, обобщение, анализ, систематизация, классификация литературных источников. В качестве практических методов применялись такие методы, как наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, обобщение педагогического опыта, методические разработки по теме. Также применялись математико-статистические методы обработки данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие эстетическое воспитание
В основе эстетического воспитания личности лежит развитие эстетического отношения к миру, а также развитие эмоционально-чувственной стороны восприятия. Под эстетическим отношением человека к миру подразумевают процесс чувственного взаимодействия человека с окружающим миром. При этом обращает на себя внимание постоянное совершенствование и утончение чувственного восприятия. При этом возникает определенное переживание, волнение в душе. Отличительной чертой эмоционального эстетического развития является то, что это процесс не просто чувственного восприятия мира, но и процесс его познания. При этом происходит насыщение эмоциональной сферы, а также раскрытие внутренних резервов и способностей человека, реализация его творческого потенциала. В основном эстетическое восприятие проявляется через определенные изменения сознания и глубинные преобразования, которые происходят во внутреннем мире личности. Эстетическое воспитание проявляется повсюду: в поступках, эмоциях, ощущениях человека, в его поведении в целом [8, c.218].
От уровня эстетического развития во все времена зависел уровень культурного развития человека, а также общества в целом. От того, насколько эстетически развит человек, зачастую зависело его восприятие, его цели, стремления, желания, потребности. Стремление к гармонии и красоте, способствует преобразованию внутреннего мира человека. Впоследствии происходит и преобразование окружающего мира. Развитие мира по законам красоты лежит в основе эстетического воспитания личности, и эти законы были известные еще во времена античности [24, c.156].
Исходя из классического определения понятия эстетика, можно вывести и сущность самого эстетического воспитания. Так, под эстетикой принято понимать философское учение об искусстве. При этом в основе его лежит понимание искусства, как особой идеологии, которая оказывает преобразующее воздействие на личность человека. Эстетика занимается изучением идейной сущности красоты, прекрасного, и изучает эти категории в творчестве, художественных произведениях, природе, жизни человека. Для педагогов в рамках эстетики, имеет значимость отдельное направление приложения усилий, а именно, эстетическое воспитание учащихся.
В широком смысле этого слова, под эстетическим воспитанием можно подразумевать целенаправленный образовательный процесс, при котором усилия педагогов направлены на формирование творческой и духовно развитой личности. При этом личность должна проявлять активную жизненную позицию, умение воспринимать, оценивать и понимать различные категории прекрасного, отделять их от таких категорий, как «ужасное», «безобразное». Детей учат видеть прекрасное во всем окружающем мире, в искусстве, литературе, в поступках ближайшего окружения. Творческая активность детей также направляется в соответствии с законами природы.
Важно в процессе эстетического воспитания развить у ребенка желание творить по законам природы. Стоит отметить, что эстетическое воспитание не ограничивается исключительно категорией прекрасного. Под эстетическим воспитанием подразумевают также процесс творческого отношения человека к различным аспектам деятельности, в частности, у трудовой деятельности, окружающему миру. Важно сформировать у ребенка творческое отношение к различным видам деятельности, сформировать чувство ответственности перед обществом, перед будущим, перед ближайшим окружением. Также стоит отметить, что эстетическое воспитание включает и ряд других смежных понятий, в частности, эстетическое развитие, формирование эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств [3, c.39-40].
Сущность эстетического воспитания, по мнению И. Ф. Харламова [31], заключается в необходимости организовать для дошкольников художественно-эстетическую деятельность и среду, которая будет способствовать формированию у детей способности к полноценному восприятию, правильной интерпретации прекрасного в различных его проявлениях. Также важно выработать у детей эстетические понятия, развить эстетический вкус, сформировать эстетические идеалы, развить творческие задатки и способности, в особенности, в области искусства.
Г. С. Лабковская [14] в своих исследованиях подчеркивает, что суть эстетического воспитания сводится к воспитанию определенного уровня эстетической активности личности. При этом, эстетическая активность не должна ограничиваться исключительно художественной деятельностью. Важно распространять эти категории на повседневную жизнь. Эстетическое воспитание проявляется в различных аспектах деятельности человека, в частности, в отношении человека к самому себе, к природе, к социальному окружению, а также тем обычаям, традициями и ритуалам, которые свойственны социальному окружению человека.
Как отмечает В. И. Смирнов [26], существует несколько путей эстетического воспитания. Прежде всего, под эстетическим воспитанием следует подразумевать такую форму эстетического воспитания и развития, которая реализуется в учебной деятельности ребенка. Автор подразумевает специально организованные занятия, в рамках которых происходит эстетическое воспитание.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова О.О. Выставочная деятельность библиотек // Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности / О. О. Борисова. - М., 2010. - С. 82-137.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М.: Академия, 2016. – 168 с.
3. Гафнер В.В. Эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» // Педагогическое образование в России. – 2017. - №3. – С.39-44.
4. Герасимова И.А. Досуговые предпочтения современной молодежи: социально-культурный анализ // Вестник МГУКИ. – 2014. - №3(59). – С. 128-133.
5. Дригайло В.Г. Культурно-массовая работа в системе библиотечно-информационного обслуживания // Технология работы библиотеки / В. Г. Дригайло. – М., 2009. - С. 262-275.
6. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства // Сибирский педагогический журнал. – 2016. - №6. – С. 27 – 31.
7. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Эстетическое воспитание обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. - №4(24). – С. 113-116.
8. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике // Вестник КемГУКИ. – 2016. - №35. – С. 217-220.
9. Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. - СПб. : Профессия, 2004. – 224 с.
10. Козлов В.И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2016. – С. 119-122.
11. Кукарекина С.Р. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте // Инновационная наука. – 2019. - №4. – С.189-191.
12. Куприна Н.Г., Казанецких С.В. Педагогический потенциал художественно-эстетической среды в формировании семейных ценностей у воспитанников школы-интерната // Педагогическое образование в России. – 2016. - №3. – С. 213-218.
13. Кучмаева О.В. Идеальная модель семьи в глазах россиян и стратегия по повышению ценности семейного образа жизни // Экономика и управление. – 2019. - №2. – С. 70-82.
14. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
15. Лаврушкина В.В. В кущах информационного рая. Выставочная деятельность универсальной научной библиотеки: зачем и кому она нужна? // Библ. дело. - 2008. - № 10. - С. 32-34.
16. Лазарева Г. Р. Роль детской библиотеки в эстетическом воспитании детей // IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» Белгород, 14-15 апреля 2016. С. 19-25.
17. Левина А.А. Особенности организации процесса эстетического воспитания в начальной школе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 15. - №4. – С. 93-96.
18. Лежнина Ю.П. Институт семьи в России: на пути трансформации // Социологическая наука и социальная практика. – 2016. - №2. – С. 70-90.
19. Нажмидинова Т.И. О некоторых вопросах оптимизации эстетического влияния учителя на учеников в процессе обучения // Ученые записки. – 2018. - №4 (57). – С. 212 – 216.
20. Никитина Е.А. Особенности художественно-эстетического развития детей в возрасте 6-12 лет // Вестник науки и образования. – 2018. – Т.1. - №7(43). – С. 91-93.
21. О федеральных государственных образовательных стандартах : письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № АК-2612/05 (с приложением) // Официальные документы в образовании. - 2014. - № 27. - С.78-88.
22. Рябинова С.В., Савельева О.П. Методические аспекты развития творческого подхода в живописи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2016. – Т.2. - №1. – С. 60-63.
23. Сабирова С. Б., Чадченко А. Н., Васюкова О. Н. Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями // Педагогическое мастерство 2014 февраль. Часть 1. Материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 213-216.
24. Семенов С.С. Формирование сознания молодежи в процессе эстетического воспитания в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) // Вестник МГУКИ. – 2015. - №4(66). – С. 156-160.
25. Семенов С.С. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культурно-досугового типа // Вестник МГУКИ. – 2015. - №2(64). – С. 160-164.
26. Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 304 с.
27. Филимонова К.Е. Восприятие произведений искусства как средство эстетического воспитания // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - №11(2). – С. 201-202.
28. Фортова Л.К., Горбунова О.А. Значение эстетического воспитания младших школьников для их социализации // Международный научный журнал «Символ науки». – 2018. - №3. – С. 86-89.
29. Фортова Л.К., Горбунова О.А. Сущность эстетического воспитания // Молодой ученый. – 2015. - №21. – С. 839-842.
30. Хадаханова Н. Н. Традиции и современность эстетического воспитания в муниципальных библиотеках // Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Республики Бурятия в 2014 году. Улан-Удэ: Нац. б-ка РБ, 2015. С. 99-104. Вместо шелковской
31. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М., Гардарики, 2003. – 519 с.
32. Чистюхина Е.В. Художественная культура молодежи: результаты экспериментального исследования // Мир науки, культуры, образования. – 2014. - №4(47). – С. 99-102.