Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В любой стране мира может существовать низкий уровень бюджетно-финансового состояния, который ставит под угрозу будущее экономическое развитие, при этом создает основу для социально-политических волнений и несет опасность для национальной безопасности государства. Для точного понимания данной темы необходимо дать определение понятию бюджет.
Бюджет – это один из главных индикаторов, экономического здоровья государства. Он служит финансовой опорой для всех процессов, которые связаны с оборотом денежных средств. При правильном распоряжении бюджет становится эффективным инструментом защиты экономики [1].
Бюджет как правовая категория это:
- общегосударственный фонд денежных средств;
- основной финансовый план страны, демонстрирующий доходы и расходы.
Такие свойства значимость бюджета для более устойчивой экономической системы, а также повышения качества жизни общества и политического курса в целом.
Одним из главных условий полноценного бюджетного процесса является включение одного бюджета в бюджетную систему. Организация бюджетной системы осуществляется на принципах ее построения и называется бюджетным устройством [2].
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.
Федеральный (государственный) бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Объект исследования – Бюджетное устройство.
Предмет исследования – роль бюджетной системы в решении общегосударственных задач.
Цель данной работы – провести анализ бюджетного устройства и его типы.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. изучить экономическую сущность бюджета;
2. раскрыть бюджетное устройство и его типы;
3. раскрыть роль бюджетной системы в социально-экономических процессах;
4. провести анализ доходов бюджетной системы Российской Федерации;
5. провести анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации;
6. предложить пути совершенствования формирования бюджетной системы Российской Федерации.
Научно-информационная база курсовой работы. При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс формирования доходов и расходов федерального бюджета, а также труды таких Г.Б. Поляка, В.Г. Панскова, В.М. Родионова, М.В. Романовский, П. Самуэльсон, и другие.
При написании данной работы были использованы методы экономического и статистического анализа, использовались такие приемы исследования, как анализ, обобщение и сравнение.
Структура работы содержит введение, две главы, заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономическая сущность бюджета
Понятие бюджета на сегодняшний день рассматривается с точки зрения своего материального содержания и представляет собой централизованный фонд денежных средств государства, который формируется на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации (далее – БС РФ). Законодательное закрепленное понятие бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)) характеризует его с точки зрения материально-вещественного воплощения [1]. Это означает, что с позиции государства бюджет представляет собой денежные средства, которые позволяют обеспечить реализацию функций и задач органов власти и местного управления.
Точное определение БС РФ также юридически закреплено в ст. 6 БК РФ. БС РФ равнозначно понятию финансовой системы государства, поэтому будем считать эти понятия синонимичными. Само понятие системы говорит о совокупности элементов, взаимосвязанных между собой, но при этом относительно самостоятельных. Таким образом, в финансовом праве БС РФ предстает как базирующаяся на финансовых взаимоотношениях и государственном устройстве совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая определяется в российском законодательстве.
Следует отметить, как соотносятся понятия БС РФ, принципы БС РФ и бюджетное устройство Российской Федерации. Вся совокупность бюджетов вместе с принципами финансовой системы формируют понятие бюджетного устройства России. Данное понятие является более широким по отношению к самим бюджетам и составу БС РФ. Это обусловлено тем, что бюджетное устройство определяет, как организована БС РФ, какие в ней уровни, как строятся взаимоотношения межу бюджетами и по каким правилам функционируют бюджеты. Указанные правила функционирования, или принципы БС РФ, отвечают на вопросы, за счет чего формируются доходы бюджета и какими они бывают, как распределены доходы между видами бюджетов, на какой основе и в каком порядке происходит формирование расходов бюджетов [2; 3].
Одна из важных и сложных проблем - разработка и формулирование принципов, на которых строится нынешняя финансовая система Российской Федерации. Рассматриваемые фундаментальные основы и базовые установки играют важную роль в регулировании большинства социальных отношений и бюджетного устройства Российской Федерации, а также вызывают особый научный интерес.
В мировой практике принципы бюджетной системы настолько важны, что учитываются в конституциях и других аналогичных законах многих стран. Принято считать, что это увеличивает их ценность по сравнению с изложением в специальных нормативных правовых актах.
Все, что характеризует принципы БС РФ, их формулировка закреплены в ст. 28–38.2 БК РФ. Закономерным в данном аспекте будет являться вопрос об особенностях принципов БС РФ. Подробно рассмотрим некоторые из них.
Принцип единства БС РФ получил свое закрепление в ст. 29 БК РФ и представляет собой единство бюджетного законодательства, выражающееся в принятии на законодательном уровне одного кодифицированного акта, единство принципов функционирования и организации БС РФ, форм бюджетной документации и отчетности, которые являются важной составляющей данного принципа и должны соблюдаться всеми участниками бюджетного процесса, единство санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единого порядка определения и исполнения расходов бюджетов [4].
Основой построения финансовой системы Российской Федерации, а также важнейшим принципом построения бюджета является бюджетный федерализм, который является такой организацией бюджетных отношений, которая разрешает в условиях независимости, автономии каждого субъекта правильно сочетать фискальные интересы России с интересами субъектов Российской Федерации и местных властей [5]. Экономическая стабильность - одна из важнейших целей и задач государственного регулирования. Фискальный федерализм должен гарантировать территориальную справедливость, финансовую эффективность и политическую последовательность. Данный принцип в настоящее время является наиболее распространенным.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований тесно связан и переплетен с принципом единства финансовой системы и нашел свое юридическое закрепление в ст. 31.1 БК РФ. Он предполагает, что все публично-правовые образования равны с точки зрения возможностей в получении финансовой помощи при взаимодействии с вышестоящим бюджетом. Субъекты или органы местного самоуправления не могут в неравной степени реализовывать свои бюджетные полномочия или облагаться дополнительными расходными обязательствами [6; 7].
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленный в ст. 32 БК РФ, состоит в том, все виды доходов, определенные действующим законодательством, расходные обязательства и иные поступления в бюджет обязаны быть должным образом, полностью и достоверно отражены в бюджетах соответствующих уровней.
Данная базовая установка в виде полноты отражения доходной и расходной части бюджета не позволяет включать открытый список доходов в бюджет, потому что исполнительный орган сможет по своему усмотрению осуществлять полномочия по продлению исполнения бюджета.
Принцип сбалансированности бюджета на законодательном уровне закреплен в ст. 33 БК РФ и означает, что в процессе создания дефицитного бюджета уполномоченные органы власти должны стремиться минимизировать размер бюджетного дефицита. Так, объем расходов бюджета должен быть равен доходам и источникам финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что в обязательном порядке должен соблюдаться баланс между доходной и расходной частями, т. к. речь идет о бюджете [8]. Таким образом, государство сможет верно осуществлять финансирование бюджетных расходов по мере необходимости. Важным условием утверждения бюджета, как говорилось ранее, должен быть сбалансированный бюджет. Несмотря на свое название, данный принцип не означает полное отсутствие бюджетного дефицита; принцип основывается на том, что размер дефицита допускается в пределах конкретно установленных рамок, в которых он должен находиться.
Принцип эффективности использования бюджетных средств получил свое закрепление в ст. 34 БК РФ. Он состоит в том, что в ходе рассмотрения и реализации бюджета субъекты бюджетного процесса обязаны учитывать необходимость достижения конкретно заданных результатов с расходованием минимального объема или достижения максимального результата с использованием ограниченного объема средств бюджета. Бюджетные средства должны использоваться не с учетом необходимости осуществления трат, а с учетом, что общество и государство должно получить определенный, экономический или социальный, эффект от их использования [9].
Соблюдение режима эффективности и экономии на этапах рассмотрения и исполнения проекта бюджета — важный аспект вышеуказанного принципа. Полный анализ, изучение бюджетных доходов и расходов важен для того, чтобы в дальнейшем на практике использовать выявленные недостатки и сформировать предложения по увеличению эффективности и результативности расходования средств бюджета. В процессе использования бюджетных средств деньги должны использоваться очень экономно и эффективно [10].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Российская газета. – 1998. – 7 августа.
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/
3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Москва: Минэкономразвития, 2019. 114 с. [Электронный ресурс]. URL: http://http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22J jAe7irNxc.pdf (дата обращения 21.10.2021).
4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2020. – 544 с.
5. Вялков, А.И. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики в Российской Федерации (научный обзор) / А.И. Вялков // Экономист лечебного учреждения. – 2020. – № 1. – С. 15-18.
6. Гостева, М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. – 2020. – № 23. – С. 16-22.
7. Данилевский, Ю.А. Ревизия в государственном финансовом контроле / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников // Бухгалтерский учет. – 2020. – № 16. – С. 36-38.
8. Камаев, В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев. – М.: Владос, 2019. – 591 с.
9. Лермонтов, Ю.М. Итоги и перспективы налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Практическая бухгалтерия. – 2020. – № 8. – С. 28-32.
10. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – М.: Юрайт, 2019. – 423 с.
11. Носова, С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. – М.: КноРус, 2019. – 798 с.
12. Орлов, М. Фискальные игры / М. Орлова // Экономика и жизнь. – 2020. – № 44. – С. 10-18.
13. Орлов, М.Ю. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2020. – № 1. – С. 32-38.
14. Орлов, М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2020. – № 6. – С. 36-42.
15. Пансков, В. Г. О необходимости продолжения реформирования налоговой системы / В. Г. Пансков // Налоги и налоговое планирование. – 2020. – № 8. – С. 14-22.
16. Сажина, М. А. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М.: Норма, 2019. – 608 с.
17. Тарасов, А.Н. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.Н. Тарасов // Журнал российского права. – 2019. –№ 1. – С. 36-42.
18. Химичев, А. Проблемы презумпции добросовестности в налоговом контроле / А. Химичев // Практическая бухгалтерия. – 2020. – № 5. – С. 32-38.
19. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А. Ф. Шишкин. – М.: Владос, 2019. – 816 с.
20. Журнал «Бюджетный учет». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://b-uchet.ru.
21. Министерство финансов Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
22. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.