Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие крупных корпораций осуществляется в условиях нестабильности внешней среды и высоком уровне конкуренции, которая определяет его особенности и стратегические ориентиры.
Руководители корпораций оказавшись в условиях активной конкурентной среды и глобализации бизнеса, должны ориентироваться на создание и проявление долгосрочных конкурентных преимуществ. Однако, не всегда они обладают необходимыми методологическими и интеллектуальными ресурсами. В данном аспекте о особенно важно изучение основ стратегического управления корпораций с учетом сложившейся ситуации и постиндустриальной экономики, что обосновывает актуальность темы исследования.
Цель курсовой работы – анализ стратегического управления в корпорациях и выявление направлений его совершенствования.
Задачи исследования:
- выявить сущность стратегического управления,
- изучить виды стратегий характерные для корпораций,
- рассмотреть особенности стратегического управления в ПАО «Роснефть»,
- осуществить анализ стратегического управления компанией,
- определить направления совершенствования стратегического управления компанией.
Предмет исследования – методология стратегического управления.
Объект исследования – ПАО «Роснефть».
Теоретико-методологическую базу исследования составляют следующие труды ученых: по маркетингу – Котлер Ф. «Основы маркетинга», Голубков Е.П. «Основы маркетинга», Портер М. «Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» и «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов»; по менеджменту - Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», Виханский О.С. «Стратегическое управление», Копылов Е.П. «Менеджмент: системы и структуры управления, организационное развитие компаний»; Фатхутдинов Р.А. «Управление конкурентоспособностью организации»; Магомедов Ш.Ш. «Конкурентоспособность товаров» и др.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и четырьмя параграфами, заключением и списком литературы.
1.РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОРПОРАЦИИ
1.1.Понятие и сущность стратегического управления
Термины «стратегическое планирование» и «стратегическое управле-ние» в обыденной речи часто воспринима¬ются как синонимы. Однако это не так. Строго говоря, стратегическое управление состоит из стратегического планирования, реализации вы¬работанной стратегии и стратегического контроля. Но и в теории, и на практике самое сложное — это составление стратегического плана раз¬вития той или иной организации, того или иного проекта .
Именно по¬этому стратегическое планирование необходимо рассматривать как цен¬тральное звено стратегического управления. Стратегический план - программа укрупненных действий для дос¬тижения поставленных целей. Стратегическое планирование — процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией.
Страте¬гическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и дос¬тижение выбранных целей путем использования имеющихся преиму¬ществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкрет¬ных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых це¬лей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих уп-равленческих процедурах.
Особенно корпораций заключается в наличии у них нескольких достаточно автономных бизнес-единиц – предприятий, которые производят разные виды продуктов или услуг вне зависимости друг от друга. У каждой бизнес-единицы сформирована своя система управления, собственная финансовая система. Однако решения по развитию данной бизнес-единицы принимаются главой всей корпорации.
В данном аспекте следует выделить особенности стратегического управления корпорацией, которые заключаются в следующем:
- разработке концептуальной модели развития и видения положения компании в стратегической перспективы (уровень доходности, место в отраслевых рейтинга, структура бизнес-единиц и т.п.). Только после установления общекорпоративных целей и видения начинается работа по планированию стратегии бизнес-единиц. Она осуществляется следующим образом.
Все начинается с выработки мис¬сии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить изме¬римые цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начи¬нается заново .
Следующий шаг стратегического планирования — это определение параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации. Такая работа имеет исследовательский характер и нередко выполняет¬ся сторонними организациями. Полученные результаты исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, та¬ким образом, процедура стратегического планирования вновь возвра¬щается на первоначальный этап. Успех любой стратегии, любого плана проверяется результатами их внедрения, реализации.
Известно, что на практике по тем или иным причинам реализуется лишь небольшой процент сформулированных и даже обнародованных стратегий. По данным официальной статисти¬ки США, из списка наиболее успешных компаний Fortune-500 через 10 лет после опубликования выбывает примерно половина. Можно при¬вести в качестве аналогичного примера судьбу отечественных новоис¬печенных и весьма успешных лидеров сферы информационных техно¬логий начала 90-х годов XX века - Sunrise, «Лэнд» и др.,- к началу нового столетия о них уже мало кто мог даже вспомнить. Каковы бы ни были произошедшие за этот период изменения окружающей среды бизнеса, можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что и стра¬тегии этих организаций не выдержали испытания временем.
Насколько важно определить изначальные цели развития, показы-вает пример нашей страны. Многие показатели социально-экономи¬ческого развития, запланированные в начале 60-х годов как рубежи построения коммунизма, были действительно достигнуты, как и наме¬чалось, к 80-м годам, но не принесли удовлетворения обществу прежде всего потому, что находились в плену базовых, уже сложившихся уста¬новлений и ограничений и ни в коей мере не посягали на реорганиза¬цию структуры внутреннего и внешнего пространства экономической и социальной деятельности. Все дело было в том, что в программах на¬чала 60-х годов главный упор делался на объемных показателях мате¬риального производства. Именно они были декларированы как при¬оритетные цели, в то время как требовался учет новых тенденций развития изменившегося мира, учет социальной и политической состав¬ляющей, учет эффективности распределения, учет все возрастающего третичного сектора общественного производства в противовес произ¬водству вещественных материальных благ.
На следующем этапе стратегического планирования проводится так называемый СВОТ-анализ, который выявляет положительные и отрица-тельные внешние и внутренние факторы деятельности организации или проекта . Стратегический анализ включает в себя не только анализ плю¬сов и минусов существующей ситуации, но и внешних тенденций. Резуль¬таты СВОТ-анализа часто заставляют вновь вернуться к формулировке миссии и целей и дополнить исследование внешней среды.
1.2.Виды стратегий корпораций
Успешное управление корпорацией в современных высоко конкурентных условиях базируется на правильном и своевременном выборе стратегии конкурентного дифференцирования. Проще говоря, стратегия – это план управление бизнесом.
Стратегии делятся на два вида – наступательные и оборонительные.
Всего существует шесть основных типов наступательных стратегий:
• Стратегии, которые направлены на превосходство или сбалансирование сильных сторон конкурентов;
• Стратегии, главной целью которых является использование слабых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулич И.Л. Маркетинг. Учебное пособие /И.Л. Мудров. - М.: Высшая школа, 2013.
2. Алексунин А.К. Маркетинг /А.К.Алексунин. - М: Дашков и К., 2014.
3. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. – М. :Юрайт , 2012. - 711 с.
4. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие. – М. : Дашков и К° , 2010. - 380 с.
5. Батьковский А.М. Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем // Экономические отношения. — 2012. — № 1 (3). — c. 3-9.
6. Босчаева З.Н., Коган М.В. Оценка эффективности деятельности малых предпринимательских структур // Вестник АГТУ. Серия: Экономика . 2011. №2. С.41
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2012.
8. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 671 с.
9. Гравшина И. Н. Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / И. Н. Гравшина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 296-298.
10. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. // Стратегический менеджмент. – 2014. - №4, с. 304-314
11. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок./Ф. Котлер, Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
12. Лукина О.А., Ивасенко А.Г. Разработка стратегии антикризисного управления современного предприятия // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. – С. 517-517
13. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 360 с.
14. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
15. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 "Менеджмент" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – Москва: Инфра-М, 2010. – 420 с.
16. Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. – Москва: Эксмо, 2010. – 846 с.
17. Мерзликин Г.С., Производственные аллокации в кризисном управлении промышленным предприятием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия:Экономика – 2014. - , № 3, с. 7-16
18. Саакян В. А. Сущность и типология стратегий предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 415-419.
19. Самсонова М. В. Статистические методы в управлении процессами организации / М. В. Самсонова // Методы менеджмента качества. — 2013. — № 2. — С. 50–51
20. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / А. М. Спирина // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 144
21. ТрушЮ. Л. Стратегия управления качеством продукции // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 439-442.
22. Официальный сайт ПАО «Роснефть» // www.rosneft.ru