Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном социокультурном пространстве, характеризующимся увеличением роли медиа в повседневной жизни индивидуума, реклама проникает в область искусства, формируя и отражая эстетические представления постмодерна. Реклама, как и произведение искусства в основе своей использует художественный образ, что позволяет рассматривать данный феномен в рамках материального воплощения искусства.
Актуальность данной темы заключается в том, что современный мировой рынок характеризуется разнообразием различных товаров и услуг. Это диктуется ускорением процесса потребления и высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, а реклама - зеркало эпохи, отражающее особенности социума в конкретное время. Рекламный текст и оформление пропагандируют ценности и установки общества потребления, а также определенный стиль жизни.
Вихрь событий, порожденных революционным 1917 годом, оказал огромное влияние на все стороны жизни людей. Коснулся он и условий их повседневного существования.
Однако изменения, неизбежные при социальных потрясениях столь значительного масштаба, не могли преобразовать окружающую среду, словно по мановению волшебной палочки, а потому старое еще долго соседствовало с новым. В Москве черты уходящей эпохи также смешивались с реалиями нового времени, приходящего ей на смену.
После Октябрьской революции в самые первые дни установления нового государственного строя — не позднее 20 ноября 1917 г. — был подписан декрет «О введении государственной монополии на объявления». С выходом этого декрета рекламные агентства в России прекратили свое существование. Но реклама полностью не исчезла и даже оживилась в годы НЭПа.
В начале 1920-х гг. отечественные частные предприятия были национализированы, и на их основе создавались крупные производственные объединения – тресты, такие как «Моссельпром», «Резинотрест», «Табакотрест» и др. Их деятельность определяла развитие советской коммерческой рекламы.
В 1920-е гг. самое большое количество плакатов создавалось для «Моссельпрома»: в состав этого треста входили все крупные фабрики дореволюционного периода. «Товарищество Эйнем» было переименовано в «Красный октябрь», «Товарищество Абрикосов и сыновья» стало госфабрикой «Им. П. А. Бабаева», «Товарищество Габай» - табачной фабрикой «Ява».
Дом Моссельпрома был одним из самых известных магазинов 1920 –1930 годов. Аббревиатура в его названии расшифровывалась как «Московская сельская промышленность». Впечатление некоторой нелогичности сочетаний этих слов объяснялось тем, что в ДОМЕ МОССЕЛЬПРОМа в эти годы размещались конторы Московского губернского объединения предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности.
Моссельпром (Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности) — хозрасчётная торгово-промышленная организация, существовавшая в 1922—1937 годах и объединявшая крупные государственные фабрики и заводы пищевой промышленности. История Моссельпрома связана с именами Владимира Маяковского, Александра Родченко и других деятелей искусства, которых трест привлекал к рекламированию своей продукции.
Отечественный исследователь Анашкина Н.А. отмечает, что проблема соотношения рекламы и искусства является продолжением проблемы взаимодействия массового и элитарного [1]. Вопрос взаимоотношения рекламы и искусства в современной культуре является весьма актуальной для научного исследования, так как рассматривает сложный механизм корреляции искусства и рекламы, как самостоятельных систем.
Изучению данного вопроса посвящены многие научные труды зарубежных и отечественных исследователей, среди которых можно выделить статью Сафоновой В.В. «Современная реклама в условиях изменения системы эстетических категорий» [2] которая посвящена подробному анализу эстетических категорий рекламы постмодерна, Васильевой В.В. «Образы классического искусства в современной рекламе» [3], в которой автор рассматривает проблему использование в рекламе образов классического искусства и влияние этого процесса на эффективность восприятия рекламного сообщения реципиентом. Механизмам создания и функционирования рекламного образа посвящена работа отечественного исследователя Овруцкого А.В. «Анатомия рекламного образа» [4].
Цель данного исследования: изучение фирменного стиля Моссельпрома 1920-х гг.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть особенности советской плакатной рекламы 20-х годов XX века;
• Проанализировать деятельность тандема Маяковский – Родченко;
• Изучить особенности стиля рекламных плакатов Моссельпрома.
Объект исследования: реклама 1920-х годов XX века.
Предмет исследования: стиль Моссельпрома как символ эпохи.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Советская плакатная реклама 20-х годов XX века
1.1. Конструктивизм и рекламные плакаты
После революционных событий 1917 г. и Гражданской войны, которая принесла России невосполнимые потери и сокрушительные последствия, стране нужен был новый курс, а точнее – Новая экономическая политика. Главной целью НЭПа было восстановление народного хозяйства, а так же укрепление экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни.
Рекламу периода НЭПа в России можно ознаменовать отдельной эпохой в развитии советской рекламы, так как она выступала в качестве одного из средств, которые способствовали установлению экономической политики. Нешуточная борьба за потребителя разгорелась между частником и государством. В этой ситуации обеим сторонам пришлось отдать должное возможностям рекламы как сильнейшему инструменту конкурентной борьбы. Власти были вынуждены пересмотреть отношение к рекламному делу. В этот период вновь появляются периодические печатные издания, открывается все больше и больше рекламных агентств. Бурное развитие рекламы повлекло за собой интерес к аспектам рекламной деятельности со стороны ученых и исследований.
Реклама того времени объединила труды художников-конструктивистов.
Конструктивизм формировался в сложных и противоречивых условиях перехода от военного коммунизма к НЭПу. Новая экономическая политика еще больше обострила проблему эстетического идеала различных социальных слоев. Показной роскоши нэпманов рабочие противопоставили сознательно культивируемый аскетизм в одежде, в обстановке быта, в оформлении учреждений. Аскетизм стал в этих условиях условием и правилом жизнедеятельности для правящего класса стра
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анашкина Н.А. Образы искусства и рекламы: диалектика глобального и локального // Омский научный вестник. Изд-во: Омский государственный технический университет. № 3, 2009. С.103 – 106
2. Сафонова В.В. Современная реклама в условиях изменения системы эстетических категорий. Реклама и искусство: Сборник научных трудов. В 2-х т./ [под ред. Т.А. Дьяковой]. Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2011. Т.1. 172 с.
3. Васильева В.В. Образы классического искусства в современной рекламе. // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Изд-во: Санкт-Петербургский институт культуры. № 1, 2021. С. 5- 8
4. Овруцкий А.В. Анатомия рекламного образа. - СПб. Питер,2004. - 224 с.
5. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм - концепция формообразования. М., 1994.
6. Патюкова Р.В., Маньковская Ж.А. Специфика становления печатной рекламы в СССР: ретроспективный обзор // Научный альманах. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. – С. 1659-1665.
7. Борисов И.О. Назад в прошлое: рекламный плакат времен СССР // Рекламные технологии. М., 2006.
8. Астахова А.В. Советский плакат // Рекламный мир. М., 1994. № 2.
9. Семь мастеров русской рекламы. URL: https://russian7.ru/post/7-russkix-masterov-reklamy
10. Бабичева М. Изящный маркетинг: реклама в исполнении художников. URL: http://posta-magazine.ru/culture/ads-by-artists
11. Веркман К. Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / пер. с англ. В. Боброва, О. Ивановой, Р. Столпера / общ. ред. и пред. Б. Карпова. - М., 1986.
12. Лаврентьев А.Н. Александр Родченко. Фотография – искусство.М.,2006
13. Иконы графического дизайна/Джо Клиффорд; [пер. с англ. А.В. Захарова]. – Москва: Эскимо, 2015. – 240 с.
14. Актуальные проблемы лингвистики и теории преподавания языков и культур : материалы междунар. науч.-практ. конф. [Текст] : в 2 ч. / отв. ред. С. М. Поляков. - М. ; Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2009. - Ч.1. - 418 с.
15. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии XX века [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., Киев : «Рефл-бук», 2000
16. Маяковский, В. В. Собрание сочинений [Текст] : в 12 томах /В. В. Маяковский. - М. : Изд-во «Правда», 1978. - Т. 8.
17. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1992.
18. Наглядная агитация: В помощь художнику оформителю-организатору наглядной агитации. М., 1984.