Фрагмент для ознакомления
2
Эффективное управление организацией в рыночных условиях хозяйствования основывается на внедрении зарубежного опыта менеджмента организаций. В России уже накопился двадцатилетний опыт использования рыночной концепции управления, однако из-за инерционности мышления управленческих кадров, которые сформировались как специалисты во времена централизованной экономики, консервативность некоторых отечественных авторов учебной литературы по менеджменту, а также ограниченный доступ практиков к качественным учебникам по менеджменту зарубежных авторов, качество управления организациями еще не достигла уровня, достаточного для обеспечения их эффективной и результативной деятельности 8, с. 11.
В частности, существуют определенные различия в раскрытии содержания управленческой деятельности различными зарубежными авторами. Так, в известном учебнике по основам менеджмента м. Х. Мескона и других [10] в состав основных функций управления включены функции планирования, организации, мотивации и контроля, которые вместе со связующими процессами коммуникаций и принятия решений, благодаря власти и непосредственному воздействию на подчиненных, реализуют управленческую деятельность для достижения целей организации. В учебнике же по менеджменту Стивена Робинза и Мэри Коултер в состав основных функций управления вместо мотивации включена комплексная функция руководства, которая включает деятельность менеджера как лидера и мотиватора деятельности работников 3, с. 45.
Несколько иную точку зрения имеют Р. Грифин и В. Яцура, которые в своем учебнике по основам менеджмента к основным функциям управления относят планирования и принятия решений, организацию, лидерство и контроль, мотивацию считают основой функции лидерства, а коммуникации – важной составляющей менеджмента.
Представители же Европейской школы менеджмента Д. Бодди и Р. Пейтон в своей книге вообще четко не выделяют основные функции управления, однако в разделе об управлении трудовой деятельностью ведут речь о взаимодействии руководителей с подчиненными через власть, влияние, мотивацию и коммуникации, - функцию планирования – в разделе о планировании бизнеса, о функциях организации – в разделе об организации бизнеса, а о контроле – в разделе об управлении бизнесом и его контроль. Как видим, эти авторы вовсе считают принятие решений видом управленческой деятельности 11, с. 107.
Современный менеджмент основывается на процессуальном подходе, согласно которому деятельность, направленная на достижение целей при помощи других людей, является серией непрерывных взаимосвязанных, очень важных для организации действий, которые можно рассматривать как непрерывный процесс. Взаимообусловленная и взаимосвязанная совокупность этих действий, каждое из которых является тоже процессом, образует систему функций управления, что, в свою очередь, как относительно олицетворенный процесс, тоже состоит из серии взаимосвязанных действий – подпроцессов, а вся их совокупность образует общий процесс управления организацией 4, с. 89.
Таким образом, следует констатировать, что в соответствии с процессуальным и системным подходами процесс управления организацией представляет собой иерархическую систему отдельных видов управленческой деятельности, которая структурируется по уровням управления (стратегический менеджмент, тактический менеджмент и оперативный менеджмент), а в пределах отдельных уровней – по функциям деятельности организации (финансовый менеджмент, маркетинговый менеджмент, операционный менеджмент, менеджмент персонала и т. д) и по функциям управления (планирование, организация, мотивация и контроль). Кроме того, на каждом из уровней управления все виды управленческой деятельности (основные и специализированные функции управления) подразделяются на первичные элементы работы менеджера, связанные с коммуникациями, в результате которых он получает информацию о состоянии объекта управления; с принятием управленческих решений, которые образуют процесс и является результатом выполнения основных и специальных функций управления, а также с процессом непосредственного руководящего влияния менеджера на подчиненных на основе его формальных полномочий, власти и лидерских способностей 1, с. 15.
Конкретные функциональные цели организации (финансовые, производственные, маркетинговые, обеспечение персоналом) на всех уровнях управления реализуются в процессе управления финансами, управления производством, управления маркетингом, управления персоналом, то есть при реализации специальных (или специализированных) функций управления. Таким образом, в каждой организации должно осуществляться, например, стратегическое, тактическое и оперативное управление в целом, а также стратегическое, тактическое и оперативное управление финансами, производством, персоналом и тому подобное 13, с. 106.
В свою очередь, достижение каждой стратегической, тактической или оперативной цели требует от менеджера соответствующих усилий по поиску методов получения желаемого результата, организации работников для эффективной деятельности в соответствующем направлении, мотивации их продуктивной работы и контроля полученных результатов, то есть предусматривает выполнение основных управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля. А каждая основная управленческая функция реализуется при выполнении трех ее подфункций: коммуникаций между руководством и работниками для получения релевантной информации о проблеме, непрерывного процесса принятия и организации выполнения решений и непосредственного воздействия на подчиненных для обеспечения реализации принятых решений во время выполнения подфункции руководства.
Как известно, управленческая деятельность обеспечивает координацию специализированной деятельности людей, которые работают вместе над достижением общей цели. Исходя из этого, Анри Файоль включил в состав основных управленческих функций деятельность по координированию. Ведь координирование обеспечивает согласованную деятельность группы людей, по счет чего общий результат групповой деятельности превышает суммарный результат деятельности этих людей, когда бы они работали отдельно, то есть срабатывает эффект синергии 9, с. 45.
Однако ни один из современных зарубежных авторов, которые исследуют проблемы управления, указанный вид управленческой деятельности не включает в состав функций менеджмента. В связи с этим можно сделать вывод, что деятельность по координации включается в состав вышеуказанных основных функций. Ведь в процессе планирования менеджеры должны общий план организации дифференцировать между отдельными производственными и функциональными подразделениями, рационально распределить ресурсы на их выполнение, обеспечить согласованное в пространстве и времени выполнения плановых заданий в составе календарных планов, то есть обеспечить скоординированность деятельности подразделений организации и даже отдельных работников на этапе определения целей и средств достижения.
Координация деятельности продолжается и при выполнении функции организации за счет согласованного специализированного распределения полномочий и ответственности между отдельными подразделениями аппарата управления и отдельными работниками как по вертикали, так и по горизонтали, и закрепляется в положениях о подразделениях и должностных инструкциях 7, с. 31.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.
2. Бодди, Д. Основы менеджмента: пер. с англ; под ред. Ю. Н. Коптуревского. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.
3. Бурцев В.В. Основные направления совершенствования внутреннего контроля в организации /В.В. Бурцев. // Аудиторские ведомости. – 2012. – № 10. – С. 42-47.
4. Васильков В.Г. Организация производства: учебное пособие /
В.Г. Васильков. – К.: КНЭУ, 2013. – 524 с.
5. Гасюк И.М. Диапазон контроля и факторы, влияющие на его величину /
И.М. Гасюк – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libfor.com/
index.php?newsid=898 – Дата обращения 15.04.2021.
6. Гвишиани Д.М. Организация и управление. 2-е доп. изд. / Д. М. Гвишиани – М.: Наука, 2012. – 536 с.
7. Ковшун Н. Е. Анализ и планирование проектов: учебное пособие/
Н.Е. Ковшун. – М: Центр учебной литературы, 2018. – 344 с.
8. Основы менеджмента: учебник / Р. В. Грифин, В. Яцура; наук. ред. В. Яцура, Д. Олесневич. – Львов : Бак, 2001. – 624 с.
9. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.
10. Скибицкая Л.И. Организация труда менеджера: учеб. пособие /
Л.И. Скибицкая. – М.: Центр учебной литературы, 2017. – 360 с.
11. Сопко В.В. Организация бухгалтерского учета, экономического контроля и анализа: Учебник / В. В. Сопко, В. П. Завгородный. – М: Наука, 2000. – 260 с.
12. Тарнавская Н. П. Менеджмент: теория и практик: учебник / Н. П. Тарнавская, Р. М. Пушкар. – Тернополь: Карт-бланш, 2012. – 564 с.
13. Хмель Ф. И. Менеджмент: учебник / Ф.И. Хмель. – М.: Высшая школа, 2015. – 351 с.
14. Шатун В. Т. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Т. Шатун. – Николаев: Изд-во МГГУ им. Петра Могилы, 2006. – 376 с.
15. Шегда А. В. Менеджмент : учеб. пособие / А.В. Шегда. – М.: Знание, 2015. – 548 с.