Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современного общества речевое развитие детей приобретает всё большее значение. Речевая культура лежит в основе успешной коммуникации, а также в основе различных видов деятельности и взаимоотношений с людьми. Анализ сложившейся ситуации позволяет говорить о том, что в настоящее время существенно возрастает количество дошкольников с речевыми нарушениями. Отмечается тенденция к постоянному росту числа детей с различными дефектами, недоразвитием речи, тяжёлыми речевыми нарушениями. Одной из наиболее распространенных патологий на сегодня является общее недоразвитие речи, которое заключается в развитии всех сторон речевой деятельности ребёнка. При этом отмечается сохранность интеллекта и слуха [2, c.126].
Общее недоразвитие речи (ОНР), является серьезной проблемой современной логопедии, поскольку негативно отражается на дальнейшем психическом и социальном развитии ребенка, на степени его адаптации к окружающей среде. В структуре речевого дефекта ребенка с ОНР, на первом месте находится нарушение всех компонентов системы родного языка. Это влечет за собой существенные трудности в коммуникации, нарушение познавательной активности. Ребёнок не может установить контакты ни со сверстниками, ни со взрослыми людьми.
Поиск наиболее эффективных путей и способов коррекции речевых нарушений и эффективного развития ребенка с общим недоразвитием речи до сих пор остается актуальным. Сегодня важно подобрать такие методы и средства коррекции, которые позволят достичь оптимального уровня личностного развития, позволят сформировать личность, способную к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, к адекватной оценке себя и окружающей среды, к выбору эффективных стратегий и тактик поведения, которые будут соответствовать тем канонам, которые закреплены в обществе [5, c.1].
Общее недоразвитие речи негативно отражается на всех сферах психической активности, в том числе на познавательных процессах, мышлении, памяти. Существенно снижается продуктивность запоминания, нарушается логическое мышление, смысловая память. Из всех психических процессов наиболее трудно детям с ОНР даются мыслительные процессы, поскольку мышление развивается в тесной связи с речью ребёнка. Общее недоразвитие речи поддается коррекции. Чем раньше будет начата коррекционно-развивающая работа, тем больших успехов в овладении речевыми навыками можно достичь. Сенситивным периодом для развития речевых навыков и мыслительных процессов, является дошкольный возраст [19, c.2].
Проблема исследования. Проблема мышления и речи – ведущая проблема логопсихологии и логопедии. Дошкольный возраст - это сенситивный период для развития речи и различных ее компонентов. У детей с ОНР наблюдаются различные множественные нарушения речи: это могут быть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, выразительности.
У детей с ОНР существенно страдает выразительность речи, ее темпо-ритмическая и интонационная сторона. Это существенно осложняет коммуникацию, зачастую затрудняет понимание между участниками общения. Развить выразительность речи у детей важная задача, которую необходимо решать, начиная с дошкольного возраста. Если не решить эту проблему в дальнейшем, ситуация может усложниться, вплоть до развития социальной дезадаптации ребенка. Именно это и определило актуальность настоящего исследования.
Объект исследования – выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – особенности развития выразительности речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – изучить особенности развития выразительности речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Привести психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ОНР.
2. Рассмотреть особенности развитие речи в онтогенезе (в норме).
3. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на оценку выразительности речи детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и с ОНР.
4. Подобрать приемы, направленные на развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР существенно нарушена выразительность речи, что требует организации специальной работы, направленной на развитие выразительности речи.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, нормативно-правовой документации, программных и нормативных требований), классификация, обобщение, систематизация полученных данных, практические (педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать:
1. Характеристика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка (контингента детей), проявляющиеся в общении, поведении, обучении.
2. Характеристика должна быть легко "читаемой" и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком (контингентом детей).
3. Характеристика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.
4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:
1) общие сведения о ребенке (исследуемом контингенте детей);
2) особенности познавательной деятельности;
3) особенности личности;
4) особенности поведения;
5) выводы и рекомендации.
Приведем психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с представленной выше схемой.
Общие сведения о детях дошкольного возраста с ОНР
Общее недоразвитие речи представляет собой сложный речевой дефект, при котором у детей отмечается первоначально сохранный интеллект и нормальный слух. Однако при этом наблюдаются многочисленные нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, словообразования. Также для речи детей с ОНР свойственен аграмматизм, скудный словарный запас, проблемы в изложении собственных мыслей, практически полное отсутствие связной речи. Степень речевых нарушений может быть различной. В случае системного нарушения речи у детей, речь идет о невербальных детях, которые практически не говорят. У некоторых детей наблюдается относительно нормальное развитие связной речи с незначительными фонетическими и лексико-грамматическими дефектами.
У большинства детей с ОНР в результате нарушения речи нарушаются и другие психические процессы. Это обусловлено тем, что речь является ключевым психическим процессом, который оказывает прямое воздействие на другие процессы, на психику в целом. Прежде всего, у детей с ОНР отмечается слабая концентрация внимания, низкая устойчивость и переключаемость.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулкаюмова Г.И. Коррекция эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - №64-1. - С. 4-6.
2. Аркатова А.Л., Самофал Р.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. - №2. – С. 125-129.
3. Борисова Д.С. Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников // Международный журнал «Символ науки». – 2017. - №5. – С. 151-153.
4. Бортникова Е.В. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь. Для детей 5-6 лет / Елена Бортникова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 184 c.
5. Верхоламочкина Н. Г. Модели межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). - URL: http://e-koncept.ru/2018/182022.htm
6. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2015. – 104 с.
7. Вудмаска О.А., Морозова В.В. Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2014. - №1. - С. 24-27.
8. Горбунова Е.В., Хаидов С.К. Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Акмеология. – 2018. - №1. – С. 83-86.
9. Дмитриева В. Г. Альбом по развитию мышления. 3-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2015. - 775 c.
10. Домрачева Л. К. Проект «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 11. – ART 26040. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26040.htm.
11. Жулина Е.В., Кузнецова Т.Н. Исследование нарушений связной речи у дошкольников в общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - №64-1. - С.114-116.
12. Земляченко М.В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 69-71.
13. Земцова О.Б. Задачки для ума. Развиваем мышление. Для детей 2-3 лет / Ольга Земцова. - М.: Machaon, Азбука-Аттикус, 2014. - 483 c.
14. Красильникова В.А. Экспериментальное исследование формирования психологической готовности к школьному обучению у детей с ОНР 3 уровня // Вопросы науки и образования. – 2017. - №11-12. - С.245-248.
15. Лебедева С. А. Развитие логического мышления у детей [Текст] / С. А. Лебедева. – М.: Илекса, 2019. – 244 с.
16. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2012. – 450 с.
17. Логинова Е.А., Юдина С.А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2015. - №1. - С. 208-211.
18. Люсова Е.С. Особенности состояния игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование: материалы 12 Международной конференции: СПб. – 2016. – С.95-99.
19. Насибуллина А.Д., Польшина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе // Казанский педагогический журнал. – 2017. - №2. – С. 1-5.
20. Насибуллина А.Д., Хасанова Д.М. Особенности психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников-билингвов с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - №64-2. - С. 114-118.
21. Нетужилова О.С. Преодоление коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как условие инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. – С. 3-4.
22. Омарова З.К. Инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ОВЗ // Достижения науки и образования. – 2019. - №11(52). – С. 40-42.
23. Особенности словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [электронный ресурс]. – режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-osobennosti-slovesnologicheskogo-mishleniya-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-282572.html (дата обращения - 25.04.2021).
24. Развитие креативно-интеллектуального творчества у дошкольников с помощью логических игр головоломок [Электронный ресурс]. - URL: http://www.secreti.info/23-2p.html (дата обращения: 25.04.2021).
25. Самойленко Е.В., Лихачева Н.Н. Формирование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Приволжский научный вестник. – 2014. - №12-4(40). – С. 87-90.
26. Соловьева Г.А. Развитие логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии // Вестник экспериментального образования. – 2015. - №1(1). - С. 24-28.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ra/dbminobr/mo/Data/d_i3/rn li55.pdf. (Дата обращения 25.04.2021).
28. Финкельштейн Б. Б. Математический планшет для малышей (альбом): М.: Корвет. – 2020. – 14 с.
29. Черемных Л.А. Развитие логических приемов мышления у старших дошкольников: методические рекомендации. - Институт психологии и педагогики детства. – Екатеринбург, 2019. – 88 с.
30. Шевелев К.А. Логика. Сравнение. Счет. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Шевелев Константин. - М.: Ювента, 2017. - 922 c.