Фрагмент для ознакомления
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОЯВЛЕНИЮ ГНЕВА 5
1.1. Определение понятия индивидуально-типологические 5
особенности личности 5
1.2. Психологическая характеристика понятия гнев 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОЯВЛЕНИЕ ГНЕВА В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 30
2.1. Методы организации исследования 30
2.1.1. Индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик 30
2.2.2. Оценка проявления гнева (опросник Спилбергера для оценки агрессии (STAXI)) 38
2.2. Результаты исследования индивидуально-типологических особенностей и проявление гнева 44
2.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи индивидуально- типологических особенностей и проявление гнева 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Такие состояния могут сопровождать существенные изменения жизненной ситуации или внутреннего положения человека разного возраста, но следует подчеркнуть, что гнев - одна из основных эмоций, позволяющих мобилизовать собственные ресурсы для преодоления стресса. Недостаточный уровень феноменологической проработки вопросов, отражающих проявления гнева, стимулирует развитие экспериментальных и практических исследований в сфере общей и социальной психологии в зарубежной науке. В трудах российских ученых сложно найти аналогичные исследования и отсутствуют экспериментальные разработки. Лишь в трудах по общей и клинической психологии можно встретить некоторые эмпирические данные.
Важно понимать, что на современном этапе развития науки у термина «гнев» отсутствие единое определение. Данное понятие рассматривается на базе отдельных методологических теорий ученых, которые занимались его изучением в контексте различных теорий и подходов, теоретических открытий и отрывочных эмпирических данных.
В то же время в зарубежной психологии конкретно обсуждается проблема определения проявления гнева в разном возрасте в экстремальных, кризисных, критических или повседневных ситуациях, обсуждаются вопросы о его неоднозначной роли в процессе психического развития человека, взаимосвязи гнева и функциональная асимметрия полушарий головного мозга, детерминанты проявления гнева у специалистов разных профессий и др.
Проблема исследования связана с возникновением острой необходимости проведения теоретических исследований и формирования содержания таких терминов как «проявления гнева», «гнев как состояние», «гнев как черта». Также важно наличие четкого предмета диагностической работу различных сторон проявления гнева у людей разного возраста.
Все полученные эмпирические данные должны быть доступны математическому исчислению. Именно поэтому важно проводить системный анализ полученных эмпирических и теоретических данных, связанных с проявлениями гнева на разных возрастных этапах, определять и анализировать возрастные характеристики проявлений гнева.
В связи с изложенным можно выделить ряд противоречий: с одной стороны, в современном обществе возрастает интерес и потребность в экспериментальных и эмпирических исследованиях эмоциональных проявлений человека в разном возрасте. С другой стороны, включая проявления гнева, как в отечественной, так и в зарубежной психологии отсутствует единое определение термина «гнев». Отсутствие соответствующих диагностических инструментов для измерения в разных возрастных группах; Отсутствие экспериментальных и эмпирических данных, позволяющих провести сравнительный анализ отечественной и зарубежной выборок, является нечетким представлением о психологических предикторах, определяющих проявления гнева в разном возрасте.
Объект исследования — индивидуально-типологические особенности.
Предмет исследования — проявление гнева.
Цель исследования — определение психологических предикторов проявлений гнева в период ранней взрослости.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ теоретических подходов по проблеме гнева в психологии.
2. Провести анализ современных научных исследований проявления гнева в период ранней взрослости.
3. Подобрать банк методик, адекватных целям и задачам эмпирического исследования.
Теоретический анализ литературных источников по проблеме курсовой работы позволил сформулировать общую гипотезу: можно выделить психологические предикторы проявления гнева в период ранней взрослости.
ГЛАВА 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОЯВЛЕНИЮ ГНЕВА
1.1. Определение понятия индивидуально-типологические
особенности личности
В психологии основной задачей является изучение индивидуальных особенностей человека. Для этого существует множество классификаций свойств личности и способов их определения.
Интерес к различиям между людьми проявлялся с древних времен. Первое известное деление на типы совершил Гиппократ в середине III века до н. э. Он заметил, что уровень эмоциональности, устойчивости, чувствительности и силы у всех отличается. В то время ученые полагали, что в человеке циркулируют 4 вида жидкости, которые и управляют состоянием здоровья и темпераментом.
По мнению Гиппократа, именно они по преобладанию и определяют 4 типа темперамента (в переводе «устойчивое слияние»). После Гиппократа интерес к классификации проявляли множество ученых — Гален, И.П. Павлов, Э. Кречмер, К. Юнг и др.
Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями [2].
Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.
С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.
Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.
Свойства личности в психологии имеют множество классификаций. Все они отражают личность с разных сторон и важны для её единого понимания.
Эмоциональные свойства [1]
Если какие-либо особенности эмоционального реагирования и ответа наблюдаются у человека постоянно, они являются его эмоциональными свойствами.
Эти свойства имеют несколько разновидностей (по Е.П. Ильину):
Эмоциональная возбудимость, простым языком называемая вспыльчивостью. Это эмоциональный ответ человека на действие значимых именно для него раздражителей и факторов. Каждый человек склонен к возникновению определенного набора эмоциональных реакций, наиболее характерных для него. Для кого-то это будет гнев, для другого обида и слезы, для третьего восторг и удивление. Реже бывают случаи, когда человек способен выдавать полный спектр эмоционального ответа даже при легком воздействии. Наибольшая эмоциональная возбудимость наблюдается у подростков 11-13 лет, и более сильна она у девочек. Также во взрослой жизни повышенная эмоциональная возбудимость часто бывает у артистических и творческих натур.
Глубина переживания эмоций. Чем длительнее время действия очага возбуждения в головном мозге, тем переживание глубже, как и его воздействие на психику человека. Это может проявляться в физиологических функциях человека, работе его органов и систем, а также в поведении и отношениях с окружающими. Если очаги возбуждения быстро затухают, то эмоции скоротечны и неглубоки.
Эмоциональная отзывчивость, она же впечатлительность. Это способность остро, быстро и сильно реагировать на самые различные воздействия внешнего мира. Например, на слова людей, красоту природы, творчество, бытовые происшествия, чужие эмоции. Впечатлительность наиболее сильно развита у людей со слабой или лабильной нервной системой. Нередко у них эмоциональная составляющая превалирует над познанием, что может его ограничивать.
Эмоциональные лабильность и ригидность. Ригидность — застревание на какой-либо эмоции, несмотря даже на то, что факторы, её вызвавшие, уже не действуют. Подобная эмоциональная «вязкость» часто возникает в отношение наиболее травмирующих и значимых событий, неудач. Лабильность — это переключаемость с одной эмоции на другую, в том числе полярно противоположную.
Эмоциональная устойчивость. Это свойство психики даже в ответ на сильные воздействия не выдавать сильных эмоций, таких людей называют эмоционально стабильными. Их сложно «вывести из себя» и добиться сильного эффекта практически нереально. Это нередко случается у людей со сниженной чувствительностью [3].
Экспрессивность. Это умение проявлять внешне свои эмоции, с помощью мимики, жестов, движений, голоса, смысла слов и поведения в целом. Повышенную экспрессию называют гипермимия и ценят в области актерского мастерства. Также она бывает признаком аутизма. Обеднение мимики и жестов — гипомимия, часто сопровождает такие патологии, как шизофрения, депрессия и др.
Оптимизм и пессимизм. Это устойчивая склонность, мировоззрение, направление мыслей либо в позитивное русло, либо в негативное. При этом любые события человек может рассматривать в удобном ему направлении.
Волевые свойства
Свойства личности в психологии нельзя рассматривать без влияния такой важной психической характеристики как воля. Воля направляет мысли и действия человека в направлении, необходимым для достижения целей. Она может, как активизировать человека, так и тормозить его, если это необходимо. Поэтому волевые свойства обусловлены либо побуждением к действию, либо торможением.
Самостоятельность. Это способность ставить перед собой цели, выбирать средства для этого и преодолевать препятствия на своем пути независимо от чужого мнения. Самостоятельный человек уверен в своих силах, но может и прислушиваться к мнениям окружающих, если они служат на благо его целям. Противоположными качествами являются внушаемость (подверженность идейным влияниям извне, недостаточно ясное видение собственных целей, безволие) и негативизм (свойство отвергать все разумные мысли, советы и доводы только с целью непослушания и самостоятельного выбора).
Решительность/нерешительность — волевое свойство, проявляющееся при выборе человеком цели и средств. Решительный человек изучает вопрос всесторонне, обдуманно выбирает цель и обдуманно идет к её достижению, отвергая сомнения и страхи. Нерешительный может столкнуться с тревогами и страхом и отступить от большой цели, сменив её чем-то более простым и доступным [5].
Настойчивость — важнейшее проявление воли. Именно она позволяет преодолевать преграды на пути к цели, переживать падения и разочарования, но при этом не отступать от цели, а планомерно её добиваться. Иногда на достижение цели уходит много времени, но настойчивый человек не отступает. Также, своей решимостью он может влиять и на окружающих, которых тоже мотивирует к цели.
Упорство — способность преодолевать любые препятствия на своем пути, решать проблемы или обходить их. При этом, если достижение цели перестает быть целесообразным, упорный человек может отказаться от него, в отличие от упрямого человека.
Выдержка — тормозящая функция психики. Она позволяет выдерживать серьезные нагрузки без перегруза, при этом вызывая напряжение воли. Особенно важна, бывает в экстремальных ситуациях, катаклизмах, спорте. Сдержанный человек способен трезво оценить обстановку и принять взвешенное решение о дальнейших действиях.
Самообладание — помогает держать контроль над собственными физическими и психическими проявлениями в любых условиях. Оно помогает сдержать страх, панику и другие опасные эмоции и при этом мобилизовать все свои ресурсы для выхода из рискованной ситуации.
Индивидуальными свойствами психики называют темперамент, характер и способности.
В психологии темперамент — динамическая характеристика психических процессов человека и часть его личностных свойств. Она проявляется при формировании целей и средств для их достижения, а также непосредственно при деятельности.
Видимым проявлением темперамента можно считать поведение и внешний облик человека. Темперамент чаще всего закладывается в раннем детском возрасте, а окончательно формируется и шлифуется в подростковом, при установке ценностей, целей и задач [4].
При определении темперамента пользуются такими характеристиками:
сензитивность — повышенная чувствительность, определяется невысоким пороговым уровнем воздействия внешних факторов до получения психической реакции,
реактивность — это степень эмоционального ответа человека на раздражители извне либо внутри себя,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2005. – 152 c.
2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. — 2000. — №6. – С.112.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб.: Питер, 1997. – 336 с.
5. Васильева Н.В. Агрессивное поведение и его соотношение с клинико-нозологическими характеристиками индивида //Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии /Под общей ред. О.В. Лиманкина, В.И. Крылова. — СПб.: СЗПД, 1999. – С.145–152.
6. Денисенко А.Г. Метаиндивидуальное проявление агрессивности у военнослужащих (На материале исследования курсантов военного института МВД): Дис. ... канд. психол. наук. — Пермь, 2004. – 144 c.
7. Денисова, Елена Гендерные особенности самореализации личности студенческой молодежи / Елена Денисова. — М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2013. – 248 c.
8. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 60–71.
9. Ермак, В. Д. Личность и индивидуальность / В.Д. Ермак. — М.: Черная Белка, 2013. – 296 c.
10. Капустин, С. А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании / С.А. Капустин. — М.: Когито-Центр, 2014. – 240 c.
11. Кернберг О.Ф., Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/Пер. с англ. А.Ф. Ускова— М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 368с.
12. Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2000. – 193 c.
13. Лачугина Ю.Н. Агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельности руководителя: Дис. ... канд. психол. наук. — Ульяновск, 2003. – 162 c.
14. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). — М.: Просвещение, 1994. – 269c.
15. Мазоха, Инна Индивидуально-психологические особенности агрессивности личности / Инна Мазоха. — М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. – 120 c.
16. Мартынова, Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение: моногр. / Е.В. Мартынова. — М.: Генезис, 2015. – 384 c.
17. Насилие, жестокость, агрессия. Криминально-психологическое исследование: Сборник научных трудов / ВНИИ проблем укрепл. закон. и правопорядка. — М., 1990. – 149 с.
18. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. — Иркутск, 1999. – 195 c.
19. Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; в 2 кн.Сост. и научн. Редактор С.Ф. Сироткин, Ижевск: Издательский дом «Удмурский Университет», 2004г.– 292с.— 1-я книга
20. Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; в 2 кн.Сост. и научн. Редактор С.Ф. Сироткин, Ижевск: Издательский дом «Удмурский Университет», 2004г.– 345с.— 2-я книга
21. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1999. – 656 с.
22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб, 1995.
23. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1991. — №1. – С.81.
24. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. ... д-ра психол. наук. — СПб., 1996. – 600 c.
25. Старшиков Ю.В. Стилевые детерминанты противоправного агрессивного поведения личности: Дис. ... канд. психол. наук. — Сочи, 2004. – 156 c.
26. Фонаги П., МоранДж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2004. — №2.
27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994. – 447 с.
28. Харитонова Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения (Психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в.) :Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1999. – 161 c.
29. Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2003. – 171 c.
30. Чистова Э.Е. Криминальная агрессия и ее предупреждение: Дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2005. – 258 c.
31. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. — 2002. — № 5. – C.23–25.
32. Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): Дис. ... канд. психол. наук — СПб., 2004. – 161 c.