Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В мировой глобализационный процесс оказывается неизбежно вовлеченной и литература, что в итоге приводит к появлению все большего числа писателей, создающих свои произведения на стыке разных литературных традиций, а объединяющую роль при этом выполняет общий язык.
В Великобритании пространство такой литературы организуют пишущие на английском языке авторы разных национальностей, которые чаще всего являются выходцами из бывших колоний. Следует отметить, что единого терминологического обозначения для литературы, написанной на английском языке не англичанами, не существует.
К подобной литературе принадлежит и творчество лауреата Нобелевской премии по литературе 2017 г. Кадзуо Исигуро (Kazuo Ishiguro, род. 1954), британца японского происхождения. Он в раннем детстве переехал с семьей в Великобританию и получил там хорошее образование. Исигуро свободно говорит и пишет по-английски, имеет британское гражданство, что тем не менее не отменяет факт влияния на него японской культуры, а также не исключает японский элемент из художественного мира его романов.
Роман Кадзуо Исиугро «Погребенный великан», изданный в 2015 году, привлек большое внимание исследователей, критиков, читателей, пожалуй, прежде всего, обеспечивающееся особенностями поэтики. Обратившись к образам, мотивам, сюжетным эле ментам из мифологии различных народов, историческим источникам и хроникам, автор создал уникальный художественный мир, в котором разнородные элементы синтезируются в новую систему авторского мифа.
Несмотря на новые значения, которые приобретаются заимствованными мифологемами в контексте романа, пласты национальных мифов заслуживают пристального анализа, поскольку взаимодействие их семантических уровней – основного и приобретенного в результате их литературной репрезентации – напрямую связаны с авторской интенцией в тексте.
Несмотря на многообразие мифологических элементов в тексте, наиболее исследованным является артуровский миф, его значение и семантика, приобретаемая во взаимодействии с образами и мотивами в тексте: работы «Фантазия мифа и правда истории в романе Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» Т.Л. Селитриной, «Мифологичекие образы и мотивы в романе «Погребенный великан», «Поэтика цветописи в романе Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» Ю.С. Нестеренко.
Тем не менее, интертекстуальное поле романа, связанное с мифологией, очень широко, что ослабляет возможность появления его полного и исчерпывающего анализа в ближайшее время.
Цель исследования: изучить страноведческий и лингвострановедческий аспекты отражения особенностей истории и культуры Великобритании в романе К. Исигуро «Погребенный великан».
Объектом исследования является история и культура Великобритании в творчестве К. Исигуро.
Предмет исследования: страноведческий и лингвистический аспект в романе К. Исигуро «Погребенный великан».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Характеристика роман К. Исигуро «Погребенный великан»: история написания и исторические основы
Последний из написанных на сегодняшний день роман британского автора японского происхождения Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» (“The Buried Giant”, 2015) создан в новом для писателя жанре фэнтези, для которого свойственен эскапизм, а его действие происходит во «вторичном мире», близком к Средним векам, где герои сталкиваются с мифологическими существами. Однако традиционная схема фэнтези усложнена при помощи амбивалентности сил добра и зла, а также сложности и противоречивости образов героев.
Английский писатель Кадзуо Исигуро до написания романа «Погребенный великан» («The Buried Giant», 2015) не обращался в своей прозе к мифологическому материалу напрямую. Это обстоятельство, по-видимому, обусловило пристальное внимание исследователей к мифопоэтическому слою его нового произведения. Среди аспектов мифопоэтики «Погребенного великана» наибольший интерес исследователей вызвала интерпретация легенд о короле Артуре . Но эта существенная линия не исчерпывает «мифологиию» романа. Его мифопоэтический мир представляется многокомпонентной системой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида [Текст] / Вергилий; под общ. ред. С. Апта, М. Гаспарова и др. — М.: Художественная литература, 1979. — 550 с.
2. Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании. Новгород, 2001
3. Владимирова Н.Г. Формы художественной условности в литературе Великобритании ХХ века. – Новгород, 1998
4. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира [Текст]: курс лекций / Г.Д. Гачев. — М.: Академия, 1998. — 432 с.
5. Джумайло О.А. За границами игры: английский постмодернистский роман. 1980—2000. // Вопросы литературы. 2007. №5. URL: http://magazines.russ.ru/ voplit/2007/5/dzh2.html
6. Исигуро, К. Погребенный великан [Текст] / К. Исигуро; пер. с англ. М. Нуязиной. — М.: Издательство «Э», 2016. — 416 с
7. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима [Текст] / сост. А.А. Нейхардт. — М.: Правда, 1987. — 576 с.
8. Лотман Ю.М., Минц З.Г. Литература и мифология // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002
9. Мэлори Т. Смерть Артура / пер. с англ. И. Берштейн. М., 2014
10. Нестеренко Ю.С. Мифологические образы и мотивы в романе Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» // Преподаватель XXI век. 2018. №2. С. 383—393
11. Нестеренко Ю.С. Поэтика цветописи в романе Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» // Rhema = Рема. 2018. №1. С. 9—18
12. Погребная Я.В. Поэтика романа Кадзуо Исигуро «Погребенный великан»: Европейский интертекст и японский подтекст // Артикульт : научный электронный журнал. 2018. №4. С. 191—199
13. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998
14. Селитрина Т.Л. Пейзаж и хронотоп раннего Средневековья в романе К. Исигуро «Погребенный великан» // Национальные коды европейской литературы в контексте исторической эпохи : монография. Н. Новгород, 2017. С. 301—308
15. Селитрина Т.Л. Фантазия мифа и правда истории в романе К. Исигуро «Погребенный великан» // Филология и культура. 2017. №3 (49). С. 214—219
16. Селитрина Т.Л., Халикова Д.Г. Художественный мир Средневековья в романе К. Исигуро «Погребенный великан» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 2. С. 97—107
17. Сервантес Сааведра, М де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. С прибавлением «Лжекихота» Авельянеды. В 2-х т. Т 1. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский [Текст] / М. де Сервантес Сааведра; отв. ред. Н.И. Балашов; пер. «Дон Кихота» по изданию «Academia» 1929–1932 годов под редакцией Б.А. Кржевского и А.А. Смирнова. — М.: Наука, 2003. — 720 с.
18. Сказание о Хлите и Хлевелисе // Кельтские мифы. Litres, 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://books.google.ru/books?id=Qi-RDgAAQBAJ&dq
19. Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь [Текст] / отв. ред. А.Н. Горбунов; пер. В.П. Битаке. — М.: Наука, 2003. — 264 с.
20. Шекспир, У. Трагедия о Гамлете принце Датском [Текст] / У. Шекспир; пер. с англ., вступ. ст. и прим. М.Л. Лозинского. — СПб.: Азбука. 2000. — 407 с.
21. Arthurian Chronicles by Wace and Layamon / transl. by E. Mason. Toronto, 1996
22. Borowska-Szerszen S. The giants beneath: Cultural memory and literature in Kazuo Ishiguro’s The Buried Giant // Crossroads. A Journal of English Studies. 2016. №4, iss. 15. P. 30—42.
23. Campbell J. The Hero with A Thousand Faces. Princeton, 2004.
24. Daimler M. Fairies: A Guide to the Celtic Fair Folk. John Hunt Publishing, 2017. URL: https://books.google.ru/books?id=qGhADwAAQBAJ&dq=wenz+green +color+in+the+celtic+tradition&hl=ru&source=gbs_navlinks_s
25. Franco H. Sir Lancelot and Sir Gawain: A Contradistinction Among Chivalrous Beatitudes and Courtly Love. URL: https://owlcation.com/humanities/Sir-Lan celot-and-Sir-Gawain-A-Contradistinction-Among-Chivalrous-Beatitudes-and-Cour tly-Love
26. Geoffrey of Monmouth. History of the Kings of Britain / transl. by A. Thompson. Cambridge (Ontario), 1999
27. Glenn J.A. Notes on Sir Gawain and the Green Knight. URL: https://light spill.com/schola/nando/sggk_notes.html
28. Ishiguro K. The Buried Giant. London, 2015. [Электронная книга в формате PDF]. – URL: https://www.ebooks.com/en-se/96090235/the-buried-giant/kazuo-ishiguro/
29. Le Saux F.H.M. Brut. Boydell & Brewer Ltd, 1994
30. Lloyd-Morgan C., Poppe E. Arthur in the Celtic Languages: The Arthurian Legend in Celtic Literatures and Traditions. University of Wales Press, 2019
31. Mann J. Courtly Aesthetics and Courtly Ethics in Sir Gawain and the Green Knight // Studies in the Age of Chaucer. 2009. Vol. 31. P. 231—265.
32. Parker W. Culhwch and Olwen. 2016 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.culhwch.info
33. Reider N.T. Japanese Demon Lore: Oni from Ancient Times to the Present. Utah State University Press, 2013
34. Sir Gawain and the Green Knight / transl. by W.A. Neilson. Cambridge (Ontario), 1999.