Фрагмент для ознакомления
2
Вторая форма работы – информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или фильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Третья форма работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов [13]. В настоящее время распространены следующие формы:
Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. Тренинг ассертивности или аффективностного обучения основан на представлении, что поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.
Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего - это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Данные виды реализуются при общем процессе реабилитации, когда, в соответствии с программой реабилитации, люди с ментальными особенностями участвуют в индивидуальных и коллективных беседах, в том числе направленным на информирование и обучение.
Четвёртая форма - организация деятельности. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
В процессе реабилитации люди с ментальными особенностями мотивируются на участие в конкурсах, концертах организованных как на базе учреждения так и вне. Благодаря сотрудничеству с волонтерами и учреждениями в сфере досуга, они имеют возможность бесплатно побывать в музеях, сходить в поход, попробовать что-то новое в парках развлечений, катке, посмотреть на работу заводов и т.д.
Пятая форма-организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств [14].
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия людей с ментальными особенностями спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
В педагогике, как и в психологии, так и в социологии множество специалистов занимаются разработкой комплекса мер, направленных на преодоление каких-либо явлений с целью их повторного возникновения либо изначального недопущения: «Превентивная деятельность осуществляется специалистами в процессе профилактики, коррекции и перевоспитания». Важную роль играет социально-педагогическая деятельность. Ограниченные темой исследования, акцентируем внимание на социально-педагогической деятельности, как направления социальной работы.
В этом же источнике говорится, что эффективность социально-педагогической деятельности во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером применения. Под социально-педагогической технологией имеются в виду «система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития людей с ментальными особенностями и способствующих проявлению различных видов его активности». Сущность социально-педагогической деятельности заключается в изменении внешних и внутренних факторов, а также условий социального воспитания или перестройка их взаимодействия, возникающих благодаря планомерным действия специалиста. Социальный педагог может направить свою профессиональную энергию на микросоциум человека с ментальными особенностями (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношений [15].
Он также может воздействовать на представления человека с ментальными особенностями об окружающих. Наконец, он может способствовать изменению позиции по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие). Целевыми ориентирами социально-педагогической технологии являются «выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем; уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от норм в поведении человека или группы; предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы; содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей».
Обратимся к текстам исследований, авторы которых посвятили свои публикации искомому вопросу. Начнем с работы М.И. Седовой. В социально-педагогической работе используют такие методы, как убеждение и упражнение, рассказ и лекция, беседа и диспут, методы коррекции, наблюдение. Беседа и диспут используются для апеллирования к логике: эффективность методов будет зависеть от умения социального педагога задавать необходимые вопросы [16].
Рассмотрим методы социально-педагогических технологий:
1. Лекции и беседы. Должны проводиться разъяснительные беседы. Разговаривать и слушать, стараться понять желания человека с ментальными особенностями;
2. Психологические тренинги. Посещения подобных занятий способствует формированию более широкого и правильного мировоззрения. Именно на тренинге человек с ментальными особенностями сможет найти и четко определиться со своей целью и выбрать правильный путь к ее достижению. Психологическая профилактика состоит из таких блоков: профилактика сексуальных отклонений; профилактика психологических зависимостей; формирования позитивного мышления и в первую очередь отношения к себе;
3. Образовательные программы. На данные момент практически в каждом центре по работе с людьми с ментальными отклонениями практикуют данный метод. Для проведения занятия приглашают специалиста.
Итак, основная идея социально-психологической технологии с людьми с ментальными особенностями заключается в том, чтобы помочь гражданину алаптироваться в обществе, разъяснить его родным и близким правила общения с родственником, найти интересы, которыми можно увлечь такого человека.
1.3. Характеристика методов социально-педагогической технологии, используемых в социальной работе с людтми с ментальными особенностями
Цель работы специалистов со взрослыми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) — повышение качества жизни, в том числе, обеспечение людям с инвалидностью реальной возможности общения и коммуникации, приобретения практических трудовых навыков.
Работа специалистов направлена на комплексное решение трех важнейших задач:
— личностное развитие каждого участника,
— социализация взрослых инвалидов с ТМНР, объединение их в единый коллектив,
— овладение каждым посетителем центра практическими навыками.
Результат достигается за счет применения особого метода сопровождения инвалидов с ментальными нарушениями — соединения профессионального обучения, практического труда и прикладных видов искусства через организацию структурированной занятости, наполненной доступным содержанием. Создание комфортной среды и развивающего пространства, командный метод работы, организация партнерских отношений с родительской общественностью — необходимые условия для достижения поставленных задач специалистами центра [8].
Подобная модель организации социально-трудовой деятельности позволяет реализовать индивидуальный маршрут сопровождения взрослых с ментальными нарушениями — от реабилитации и абилитации к развитию и интеграции. Специалистам в своей деятельности приходится сталкиваться с серьезными проблемами. Некоторым взрослым подопечным около 40 лет, а все еще бытует мнение, что обучение людей в таком возрасте неэффективно, и случается, что и в семьях приходят к такому же выводу. Опыт обучения взрослых инвалидов с ментальными нарушениями показывает, что процесс развития, овладения ремесленными навыками и жизненными компетенциями, а также — взросления у наших молодых людей очень медленный и очень трудный, в частности, в достижении быстрых (и не быстрых) результатов.
Обычно взрослые с ментальными нарушениями имеют определенные особенности: как правило, у них отсутствуют или снижены целеполагание, мотивация к деятельности, стремление к результату, имеются серьезные трудности в установлении контакта и в общении, поведенческие и речевые нарушения, слабо развит самоконтроль. Но важно учитывать, что при правильно организованной работе молодые люди с помощью специалистов делают усилия, чтобы преодолевать трудности. И для того чтобы обеспечить включение в полезную трудовую деятельность молодых людей с ментальными нарушениями, в том числе с ТМНР, команде педагогов важно определить оптимальную форму работы, в процессе которой для всех участников создается терапевтическое пространство в малых коллективах.
Результаты работы педагогов подтверждают: в микросоциуме легче создать условия для отработки взаимодействия в трудовой деятельности и ремесленных навыков: у педагога-мастера всегда есть возможность сформировать личную заинтересованность в успехе у каждого участника процесса [19].
В широком смысле под методом имеют в виду тот способ, с помощью которого удается достичь какого-либо результата. Применительно к деятельности в социальной сфере «под методами понимаются специфические способы вмешательства (посредничества), осуществляемые на различных уровнях – индивидуальном, групповом, общинном». Крупнейший российский ученый в области социально работы Семенова О.А. отмечает, что поиски единой типологии, приложимой к любым формам действительности, не увенчались успехом. Отсюда современная теория социальной работы не имеет единой общепризнанной классификации методов. В связи с тем, что социальная работа включает в себя достижения разных областей научного знания, то данные обстоятельства оказали влияние на формирование совокупности методов, используемых специалистами. В разнообразии методов, поясняет ученый, находит свое отражение не только многоуровневый, но и междисциплинарный характер социальной работы [19].
К числу методов отнесены: психологические, социально-психологические, психолого-педагогические, педагогические, социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные. Наибольшую эффективность, убеждена ученый, приносит системное применение методов социальной работы. Благодаря такому решению исключается ненужное дублирование. Но бывает и наоборот: использование группы методов позволяет устранить пробелы во взаимодействии с клиентом, помогает избежать односторонности, обеспечить комплексное решение проблемы и преемственности различных этапов оказания помощи. Социальная педагогика является прикладной наукой, поэтому в ней интегрированы достижения социальной работы, психологии, педагогики, медицины, юриспруденции. Данные обстоятельства оказывают влияние на использование методов социально-педагогической работы, направленных на профилактику девиантного поведения подростков.
Кроме того, широко используются такие методы как наблюдение (внешнее, самонаблюдение, свободное, стандартизированное и др.), опрос (письменный, устный, свободный и др.), тестирование. Свой вклад в осмысление сути вопроса внесли и другие исследователи. Например, в публикации А.В. Соболевой описано практическое применение методов. В частности, «такие методы сбора данных, как глубинное интервью, фокус-группы, проекционные методики позволяют не просто зарегистрировать событие, но и помогают выявить скрытые мотивы, установки, оценки жизненной ситуации и своей роли в ней». Использование количественных методов позволяет социальному педагогу обобщить и систематизировать выявленные проблемы. Статические данные специалист получает в результате анкетирования и интервью. Эмпирические данные фактически без участия подростка накапливаются благодаря анализу документов. Методы сбора социологической информации используются для исследования различных процессов и проблемных ситуаций наразных уровнях. Если рассматривать более детально, то круг анализируемых вопросов можно разделить на направления [14].
Помимо прочего, анализируют особенности функционирования социальных организаций: семья, учреждения дополнительного образования, социальные службы, реабилитационные центры, управления социальной защиты населения, учреждения культуры, социальные фонды и др. Целостная же картина складывается из совокупности методов: «Чем шире будет используемый спектр методов, тем глубже специалисты смогут проанализировать проблему, выявить причины и сформулировать возможные способы помощи».
Таким образом, изучив методы социально-педагогической работы с людьми с ментальными особенностями, мы пришли к выводу, что существует ряд методов, которые позволяют решить задачи, перечень которых соответствует целевому ориентиру социальной работы с людьми с ментальными особенностями. По причине того, что социально-педагогическая работа базируется на достижениях разных научных областей (психологии, юриспруденции, социальной работы), специалисты используют совокупность имеющихся методов, так как необходимо комплексное решение проблемы отклонений от нормы.