Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Воздушные перевозки, выступают новым в историческом ракурсе по сравнению с иными видами перевозками, данный вид завоевывает и получает распространение как в России, так и за ее границами. Плюсы воздушного сообщения для клиента устанавливаются конкретными факторами: самой высокой, по сравнению с иными видами транспорта, скоростью и способностью к попаданию в такие места, которые для большинства иных видов транспорта выступают недоступными либо труднодоступными. Другой фактор особенно ощутим для России с ее не достаточно развитой системой железных и автомобильных дорог, а также огромными расстояниями между некоторыми населенными пунктами.
За последнее время число воздушных перевозок значительно увеличилось как на внутреннем, так и на международном рынке.
С формированием экономики, туризма, последующим изучением районов Дальнего Востока, количество воздушных перевозок внутри страны будет только увеличиваться.
Помимо этого, на сегодняшний день анализируются различные проекты формирования сети воздушного такси, которые будут выполнять свой маршрут на коротких расстояниях (например, внутри субъектов РФ или между ближайшими городами), кроме того, в труднодоступных и отдаленных местностях, что тоже могло бы способствовать формированию рынка воздушных перевозок.
Законодатель делает попытки в имеющемся законодательстве обозначить динамику формирующихся общественных отношений в области воздушных перевозок, улучшить правоприменительную практику, ввести механизмы результативной правовой защиты нарушенных прав физических и юридических лиц ненадлежащим оказанием либо неоказанием услуг по перевозке, о чем говорят большой объем новых положений, которые направлены на регламентирование изучаемых общественных отношений.
Тем не менее, практика не стоит на месте, появляются новые проблемы, которые требуют научного осмысления и разработки рекомендаций по улучшению воздушных перевозок.
Имеющиеся проблемы становления гражданско-правового регламентирования отношений воздушных перевозок, и в частности фрахтования воздушного судна, определяют актуальность настоящей курсовой работы.
Объект исследования - общественные отношения посредством договора фрахтования воздушного судна.
Предмет исследования - нормы законодательства, регулирующие выше обозначенные отношения.
Актуальность темы исследования определяет следующую цель работы: провести анализ содержания договора фрахтования воздушного судна и внести предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего данный вид договора.
Для достижения данной цели в работе предполагается решение следующих задач:
1. Исследовать понятие и предмет договора фрахтования воздушного судна.
2. Определить правовую природу договора фрахтования воздушного судна.
3. Проанализировать существенные условия договора фрахтования воздушного судна.
Методологическая основа исследования составляет совокупность научных приемов и методов исследования социальных явлений и процессов, включая сравнительно-правовой, формально-юридический, а также системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений описываемых правоотношений.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАХТОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА
1.1 Понятие и предмет договора фрахтования воздушного судна
Под предметом договора фрахтования воздушного судна понимаются те общественные отношения, по поводу которых будет заключаться данный договор. Необходимо также отметить, что договор как правовой институт призван осуществить служение только внешним оформлением которые складываются между сторонами отношений, но это не говорит о том, что к заключению договора необходимо относиться лишь как к простой формальности. Договоры, в основном, могут заключаться между позитивно настроенными друг к другу сторонами, тем не менее, в течение некоторого времени отношения могут постепенно трансформироваться. И те явные условия, по поводу которых при заключении такого договора, казалось, наступила абсолютная ясность, со временем могут спровоцировать разнообразные дискуссии. Таким образом, договор обязан предельно подробно, четко и понятно воспроизводить саму суть отношений (предмет договора), права, обязанности и ответственность сторон.
Рассматривая предмет договора фрахтования воздушного судна, в первую очередь, требуется представить определение, которое сформулировано в Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ).
На основании данного законодательного акта, предмет договора фрахтования воздушного судна представлен в ст. 787 ГК РФ, где по договору фрахтования одна сторона берет на себя обязанность предоставить иной стороне за конкретно установленную плату всю либо часть вместимости одного либо нескольких воздушных судов на один либо несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты.
Как вытекает из текста закона, определение «договор фрахтования воздушного судна» и «чартер воздушного судна» выступают синонимами, поэтому далее будем применять данные понятия как равносильные.
Для верного установления определения юридического режима, который подлежит применению к отношениям сторон, требуется ясно установить предмет рассматриваемого договора. Кроме того, чтобы договор можно было считать заключенным, требуется согласовать все его существенные условия, среди которых в первую очередь законодательство вычленяет условие о предмете договора фрахтования воздушного судна (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Как следует из ст. 787 ГК РФ, договор фрахтования заключается в отношении вместимости воздушного судна (одного либо нескольких). Следовательно, зафрахтована либо оплачена (понятие «фрахт» взят из морского права и подразумевает цену за перевозку) обязана быть полностью вся вместимость воздушного судна либо ее часть.
Кроме ст. 787 ГК РФ, юридическое регламентирование рассматриваемого договора выполняется и на основании ст. 104 Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ).
В Гражданском кодексе РФ установлен общий принцип первостепенной важности ГК РФ относительно иных законов, которые содержат положения гражданского права: положения гражданского права, имеющиеся в иных законах, обязаны отвечать ГК РФ - п. 2 ст. 3 ГК РФ. Отсюда в случаях обнаружения каких-либо разногласий с ГК РФ по вопросам, которые регулирует ГК РФ, подобные законы должны быть приведены в соответствие с нормами ГК РФ .
Тем не менее, несмотря на то, что ВК РФ был принят позднее ГК РФ, ВК РФ представляет свое понятие предмета договора фрахтования воздушного судна. Так, например, на основании ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна одна сторона берет на себя обязанность предоставить иной стороне за установленную плату для осуществления одного либо нескольких рейсов одно либо несколько воздушных судов или часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов либо почты.
Редакция ст. 104 ВК РФ выступает не вполне удачной, так как в ней видно смешение 2 разных независимых гражданско-правовых конструкций – это договор фрахтования и договор аренды . Когда ст. 104 ВК РФ упоминает об обязанности фрахтовщика дать фрахтователю одно либо несколько воздушных судов, то подразумевается договор аренды воздушного судна.
В том случае, когда подобный договор заключается в отношении определенной вместимости воздушного судна, то выступает договор фрахтования либо чартер.
Из абзаца второго ст. 787 ГК РФ выходит, что порядок заключения договора фрахтования воздушного судна, а также форма отмеченного договора определяется транспортными уставами и кодексами. Следовательно, ГК РФ отправляет к специальному транспортному законодательству лишь по вопросам заключения такого договора и его конкретной формы. Предмет договора фрахтования установлен в ГК РФ, вполне полно представляет содержание это договора.
Видимо одной статьи ВК РФ не вполне достаточно, чтобы полностью раскрыть порядок заключения этого договора и его форму