Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Страховой рынок охватывает разные страховые интересы, запросы различных субъектов хозяйствования и множества граждан - потребителей страховых услуг. В связи с этим в интересах страховых компаний постоянно осуществляется сегментирование страхового рынка и позиционирование страховых продуктов. Среди граждан выделяются люди разных профессий, возрастов и уровней личного дохода.
Сегментация страхового рынка является одновременно как следствием исследования страхового рынка, так и инструментом его анализа. Основной целью сегментации является исследование страхового рынка и создание его модели, позволяющей оптимизировать рыночную стратегию страховой компании.
Страховая компания выбирает, какие именно страховые продукты она может предложить и какие группы потребителей являются наиболее перспективными с позиций эффективности страхования. Она осуществляет выбор одного или несколько сегментов страхового рынка, соответствующую деятельность в определенном направлении, что позволяет с незначительными финансовыми ресурсами эффективно ей функционировать и конкурировать с более крупными компаниями на специализированных рынках.
Позиционирование же осуществляется с учетом конкретной целевой группы потребителей, для которой создаются и предлагаются преимущества и уникальность. Без ясного представления о том, на что направлена позиция, очень сложно, даже почти невозможно, согласовать решения маркетинга. Определение конкурентного позиционирования часто диктует наиболее эффективные комбинации инструментов маркетинга.
Здесь подчеркнута мысль, что в результате позиционирования возникает образ товара в сознании покупателя, который может находиться с тем образом товара, который пытается создать производитель, в самых причудливых отношениях. В этом случае большинству товаров придается символическое значение и именно в точном нахождении символического образа товара в целевой аудитории — брэнда, его словесной и визуальной составляющих и состоит суть позиционирования.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что страхование является действенным инструментом стабилизации экономики.
Объектом исследования является страховой рынок России.
Предметом изучения является сегментация страхового рынка.
Целью курсовой работы является проведение сегментации страхового рынка.
Задачи исследования:
охарактеризовать общую характеристику страхового рынка;
рассмотреть классификацию страховых рынков;
изучить показатели развития страхового рынка;
рассмотреть сегментацию страхового рынка в России;
определить прогноз развития страхового рынка России;
изучить обязательное и добровольное страхование.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Экономическая сущность страхового рынка
1.1 Общая характеристика страхового рынка
Российская рыночная экономика – сложный организм, состоящий из большого количества всевозможных производственных, коммерческих, финансовых и информационных сфер деятельности, взаимодействующих в разветвленной системе правовых норм ведения бизнеса, объединяемых общим понятием – рынок. Взаимодействие участников рынков, заинтересованных в заключении страховых соглашений, происходит на страховом рынке, который является одной их актуальных сфер деятельности, эффективно повышающей функционирование экономики страны [10, с. 15].
Страховой рынок в узком понимании рассматривается как:
сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховой продукт или услуга, формирующие предложение и спрос;
форма создания денежных отношений по образованию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;
объединение страховых компаний, принимающих активное участие в продвижении страховых продуктов и оказании страховых услуг.
В широком понимании «страховой рынок» – это совокупная величина экономических отношений по купле-продаже страхового продукта или услуги. Страховой рынок организовывает тесную связь между страховщиками и страхователями, на нем происходит общественное признание страховых продуктов или услуг.
Под страховым рынком принято понимать один из основных сегментов кредитного рынка. Страховой рынок тесно связан со всеми элементами воспроизводственного процесса и представляется необходимым звеном экономики, который работает на рыночной основе. С методологической точки зрения страховой рынок выступает как сложная экономическая система, которая содержит множество структурных элементов. Современная экономическая наука не дает единой, общепринятой трактовки понятия «страховой рынок». Поэтому для изучения его сущности следует сформировать наиболее глубокое представление о нем.
Анализируя и систематизируя литературные источники о страховом рынке, можно сделать вывод, что общепринятого определения понятия «страхового рынка» нет. Так, например, Н.Л. Маренков считает «… страховой рынок особой формой организации денежных отношений, касающихся формирования и распределения фонда страхования с целью обеспечения страховой защиты общества»; раскрывает особенности функционирования рынка страхования «…через закон стоимости и закон спроса и предложения» [15, с. 4].
По мнению Ю.Е. Кривоноса, страховой рынок – это рынок, на котором «…объект куплипродажи и есть страховая услуга».
Третья часть ученых и экономистов, например, профессор В свою очередь, И.Т. Балабанов под современным страховым рынком понимает «…сложную интегрированную систему различных элементов, связей, механизмов». Считает страхование динамично развивающейся сферой бизнеса [16, с. 37].
Объективная сторона страхового рынка заключается в проявляющейся в процессе воспроизводства потребности поддержания бесперебойного процесса, который основан на обеспечении денеж ной помощи пострадавшему в случаях наступления непредвиденных неблагоприятных ситуаций4 . С этой целью на страховом рынке формируется и используется страховой фонд для покрытия возникающего ущерба, с учетом обеспечения коммерческих интересов страховых компаний.
Страховому рынку свойственны определенные характеристики. К ним можно отнести самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство, связанное с куплей-продажей страховых продуктов или услуг, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей между участниками страхового рынка. Также страховщик устанавливает обусловленные соотношения между платежами страхователя и страховщика, которые возникают в связи с куплей-продажей страхового продукта или услуги, то есть определяется страховой тариф. Место страхового рынка в экономической системе страны определяют ряд обстоятельств. Во-первых, существует объективная потребность в страховой защите, что и ведет к образованию страхового рынка в социально-экономической системе. Во-вторых, благодаря денежной форме при формировании страхового фонда обеспечивается страховая защита на рынке, которая связывается с общим финансовым рынком [22, с. 74].
За счет всеобщего страхования определяется прямое взаимодействие страхового рынка и финансов предприятий, населения, банковской системы, государственного бюджета и других финансовых институтов, в рамках которых реализуются страховые отношения. В данных отношениях соответственные финансовые институты рассматриваются как страхователи и потребители страховых продуктов и услуг.
Деятельности страхового рынка в общей финансовой системе свойственны партнерское начало и условия конкуренции, что отражается в конкурентной борьбе разных финансовых институтов за свободные финансовые ресурсы населения и хозяйствующих субъектов.
Страховой рынок – это составляющая рынка финансовых услуг, сфера деятельности участников страхового рынка для предоставления и получения страховых услуг.
Страховой рынок можно рассматривать также как систему организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества посредством системы страховых организаций, участвующих в предоставлении страховых услуг.
Товаром на страховом рынке является страховая услуга – специфический товар, реализуемый страховщиком на договорной основе за авансированные
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газ. - 1993. - 25 декабря.
2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1307
3. Акылбеков, М.Ж. Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования: путь улучшения системы финансирования и управления в здравоохранении / М.Ж Акылбеков / Актуальные научные требования в современном мире. – Переяславль-Хмельницкий, 2017. – С. № 6-2 (26). – С. 19-23.
4. Бабурина, Н. А. Страхование. Страховой рынок России : учеб. пособие для вузов / Н. А. Бабурина, М. В. Мазаева. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 127 с.
5. Бабурина, Н. А. Страховое дело. Страховой рынок России : учеб. пособие для СПО / Н. А. Бабурина, М. В. Мазаева. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 128 с.
6. Балабанов, И.Т. Страхование. Организация. Структура. Практика / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Питер, 2016. – С. 14.
7. Быканова, Н.И. Страховой рынок России: проблемы и направления развития // Молодой ученый. –2017. –№10. –С. 204-207.
8. Васильев, А. В. Проблемы социального страхования и стратегия его развития в Российской Федерации / А.В. Васильев // Молодой ученый. – 2018. – №50. – С. 223-224.
9. Винникова, И.С. Современные аспекты развития страховой отрасли / И.С. Винникова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 5. – С. 292-295.
10. Козлова, Е.В. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное пособие / Е.В.Козлова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
11. Красносельцева, И.Е. Особенности рынка страхования в РФ / И.Е. Красносельцева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(69). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/9(69).pdf
12. Матвеичева, В.А. Сущность страхования и перспективы развития страхового рынка в РФ / В.А. Матвеичева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/12(60).pdf
13. Петросян, С. Ю. Современные проблемы и перспективы рынка кредитования физических лиц в России / С.Ю. Петросян // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 271-273.
14. Портал о страховании // [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://risk-insurance.ru
15. Родин, Р.С. Сущность и структура страхового рынка Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. / Р.С. Родин. – 2019. – № 7. – С.4-70.
16. Роик, В. Д. Страхование рисков старости. Медицинское, гериатрическое и пенсионное / В.Д. Роик. - Москва: Высшая школа, 2017. - 400 c.
17. Садыкова, Л.М. Страховой рынок России. Состояние и перспективы развития / Л.М. Садыкова – М.: Оренбургский гос. ун-т.– Оренбург: ОГУ, 2016. – 136 с
18. Сайт ЦБ РФ Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность в сфере страхования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarket/common_inf/legals_insurance/
19. Страхование. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. А. Орланюк-Малицкая [и др.] ; отв. ред. Л. А. Орланюк-Малицкая, С. Ю. Янова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 575 с.
20. Страховое дело : учебник и практикум для СПО / отв. ред. А. Ю. Анисимов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 218 с.
21. Страховой рынок 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centeryf.ru/data/economy/strahovoy-rynok-2018.php
22. Тарасова, Ю. А. Страхование : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Ю. А. Тарасова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 236 с.
23. Тарасова, Ю. А. Страховое дело : учебник и практикум для СПО / Ю. А. Тарасова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 235 с.
24. Туфетулов, А.М. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: проблемы и перспективы развития / А.М. Туфетулов, Ю.М. Галимарданова, А.Р. Хафизова, С.В. Салмина // Казанский экономический вестник. – 2016. - № 6 (26). – С.89-94.
25. Формы страхования: какие виды страховых отношений бывают [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://osago-96.ru/vidy-strakhovykh-uslug/
26. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 c.
27. Шмигирилов, Б. Особенности страхования крупных предприятий // Современные страховые технологии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consult-cct.ru/upload/files/auto-pdflink/ст13-98639-762.pdf